О бедном царе Хизкияhу замолвите слово...

Oct 17, 2009 19:03



Приближается пора зимних дождей, в Галилейских лесах вылезут крепенькие головки здешних маслят- оранийот…сезон… А вот на «могилы праведников» в этих , да и не только этих районах, и времена года не влияют - растут не по дням а по часам, куда не кинь взгляд, в любую погоду. Только ойкать от изумления успевай, дивясь размаху фантазии народной, углядев очередную табличку, указатель, или попросту- криво намалеванные аэрозольным баллончиком или малярной кистью надписи в которых доминируют суперлативы типа «божественный праведник», «святое место» и тому подобное…
Многочисленными танаями и аморами времен Мишны и Талмуда Галилейские горы не удивишь - кандидатов на таблички из этих эпох найдется предостаточно, тем более, что жили большинство из них именно здесь, а значит, где-то здесь могли и быть похоронены. Относительно части из них есть традиции со времен средневековья , иногда м.б. и достаточно обоснованные.
Но последнее время появилась тенденция копнуть поглубже - прямо в библейскую эпоху, чего уж там на мелочи размениваться. И тут нас что ни год ожидают все новые открытия…
Если вы поднимитесь на гору Арбель, пройдите к популярному краю плато, повернутом на север , с которого хорошо рассказывать о системе римских осадных стен, об Ироде, подавлявшем здесь еврейских повстанцев, отсюда начинается спуск вниз к Мигдалю. Там, около обзорной площадки, есть несколько врубленных в скалу погребений (не пещеры, а просто прямоугольные могилы с бортиками, на которых когда-то лежала крышка (то ли римского, то ли византийского периода). На скале у одной такой вырубки увидите белесое пятно - следы недавно затертой надписи. Затертой, кстати, уже не в первый раз (так сказать - соревнование брони и снаряда). Затертой работниками заповедника на Арбеле. В свое время валялись и огарки свечей и записочки. Мне поведали, что есть уже и местная скромная «hилула»- день памяти (до недавнего времени плато было открытым, теперь вход в заповедник платный, не знаю ,как сложится ситуация дальше). Угадаем с трех раз - что там было? Не листайте Мишну, берите круче! Царь Хизкияhу собственной персоной! Тот самый, что построил знаменитый водовод в Иерусалиме, отстоял город от ассирийцев в 701 г.до хр.э. Эх вот, не успели энтузиасты разгородить могилу на женскую и мужскую половину, две тропинки раздельные протянуть, ленточек на кустики вокруг понавешать (жаль, дерева большого нет!) - все-таки заповедник…не развернешься.


И не ведают, что идут они проторенным путем нехороших дядей с крестами на плащах и в железных кольчугах (которых, кстати, неподалеку от этого места другие нехорошие дяди в чалмах и с сабельками ох как в капусту порубали в 1187 г.) - путем «переноса» в Галилею разных святых и исторических мест из уже недоступных крестоносцам в 13 в. районов Иудеи, Приморья, Негева. Тогда Цфат стал Бейт-Элем , Голиаф оказался похоронен на Гильбоа….и т.д.
За что же бедному праведному царю царства Иудеи такая горькая судьба - почить в дикой глуши, вдали от родимого колена Иегуды, в дальних галилейских горах откуда за лет двадцать до его смерти и евреев-то ассирийцы повыгоняли, да и до этого правили там конкуренты из Израильского царства? Чем он бедняга провинился? Наверное тем что сыночка, Менаше, плохо воспитал? Так дела все мешали, страну надо было спасать… Но неужто за это стоило положить его не в просторную родовую пещеру, на лежанку с подголовником, как и полагалось хоронить в эпоху Первого храма а в тесную «малогабаритку» - скальную коробочку?
ТАНАХ ( דברי הימים ב' ל"ג) совершенно четко говорит нам , что Хизкияhу (в Книгах Хроник его называют Иехезкияhу) был похоронен вместе с его предками в Иерусалиме «на почетном месте гробниц сынов Давида» ( перевод «почетном месте» - неудачен, дословно: на подьеме, перевале, вершине склона) и оплакан иерусалимцами:
וַיִּשְׁכַּב יְחִזְקִיָּהוּ עִם אֲבֹתָיו וַיִּקְבְּרֻהוּ בְּמַעֲלֵה קִבְרֵי בְנֵי דָוִיד וְכָבוֹד עָשׂוּ לוֹ בְמוֹתוֹ כָּל יְהוּדָה וְיֹשְׁבֵי יְרוּשָׁלָיםִ
В другом месте (מלכים ב' כ', כ"א) , тоже самое - положен со своими отцами :
וַיִּשְׁכַּב חִזְקִיָּהוּ עִם אֲבֹתָיו וַיִּמְלֹךְ מְנַשֶּׁה בְנוֹ תַּחְתָּיו
И тут меня осенило!


Ах, забыл совсем - могилка-то не одна, тут их несколько, а если слегка землицу снять - еще найдутся… вот нам и некрополь царей Иудеи…наконец-то… Правда могилки «неправильные» будут , не того типа не той эпохи - ну так это не беда … академики нам не указ. Отсюда недалеко и до еще одной мощной гипотезы (отдаю бесплатно товарищу академику Фоменко, как альтернативу его версии «Иерусалим - это Стамбул», и мэру Тверии, для подъема рейтинга города): упомянутый перевал (дословно- «подьем на гору») это крутой подьем из древней (или новой, как хотите) Тверии (которая есть на самом-то деле- древнейший «допленный» Иерусалим!) на Арбель , а значит Арбель это - Сион, а ну как и не гора Мория…? Мессия-то не случайно придет с Арбеля (знаете такую древнюю традицию?) - поскольку он потомок Давида, значит от отеческих могил и явится…. И нечего мучаться политическими проблемами с арабами - строим Храм на Арбеле, благо место заповедное, претензий владельцев не будет, а с Обществом охраны памятников поладим…
Такие вот перспективы открываются, куда тут проектам Остапа Бендера относительно Васюков.
Ну не может, видимо, для наших «энтузиастов» Страна Израиля, сама по себе, быть вместилищем исторической памяти, просто быть невестой в короне из гор и рассветов, в платье из весенних тюльпанов и каланийот, не может она быть «всехней», не могут они , видимо любить каждый ее камень, просто потому, что он - часть Творения, часть великого Чуда Бытия? Просто потому, что по этим камням шли вереницы безымянных предков и пройдут вереницы потомков. Потому что и Гора и Долина и Озеро - это часть своей страны, часть Мира, Косомоса… Грустно это. Неужели именно этот путь, как мне сказал один «старожил» - единственная альтернатива поездкам израильтян в Турцию или Испанию, Непал или Индию вместо своей Земли? Неужели нам, в массе, практически, предавшим свои святыни - Храмовую гору, могилы праотцов в Хевроне, нужно населять призраками камни и родники? Причем призраками - «иногородними». Неужели, если людям важно ощутить свою связь с прошлым, в том числе почтить память очень достойного правителя, одного из лучших в династии Давида, недостаточно просто подняться, хотя бы и на тот же самый Арбель, чтобы окинуть взором оттуда горизонт от Голан до Ливана и гор Гильада, неужели , чтобы не считать эту поездку "битуль Тора"(пустым времяпровождением)нужно превращать ее в "зиару" (паломничество к могиле праведника)? Я уж не говорю о галахических проблемах молитвы на неизвестно чьих могилах (тут лучше глубоко не копаться…а то начинает что-то такое про некромантию в голову лезть). Хотя, оно конечно - свечу можно и во спасение души римского легионера или христианского монаха поставить - люди все-таки… :-)

( "Коронация Езекии" миниатюра из Хлудовской псалтыри http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/155648)

Думаете то, о чем рассказал тут - случайность? Хорошо бы …но, к сожалению, это тенденция. В следующем посте расскажу о её не менее крутом продолжении.

фанатизм, иудаизм, Галилея, история, археология, Израиль

Previous post Next post
Up