Крутой склон к востоку одного из кварталов Кдумима - Гиват Шалем, вот уже много лет, каждый год, к осенним праздникам, начинает напоминать картину Ван Гога, смешивая уходящую зелень виноградной листвы с фиолетовыми пятнами спелых гроздьев и всеми оттенками красного, загорающимися красками рассветных и закатных лучей и говорящими нам, что кончилось лето. Это- посаженный 13 лет назад «Керем Петахия» - плод неустанного труда Дидо Менкина, давнего жителя Кдумим, переехавшего сюда из Кфар ха- Роэ вместе со своим заводиком по производству пластмассовых изделий, и наконец-то осуществившего свою мечту - воплотить в реальные тугие виноградные гроздья и пенящееся молодое вино слова пророка Ирмияху (עוד תטעי כרמים בהרי שומרון (לא' 5
Здесь, 13 лет назад, можно было видеть его, каждый день, после работы на заводе, до темноты, а то и после ее наступления, в свете тракторных фар выдалбливающего, часто с помощью своих сыновей, лунку за лункой в меловых скалах, заполняющего их землей, тянущего трубки орошения, сажающего полученные через винзавод в Баркане (возле Ариэля) саженцы «Каберне», впадающего в отчаяние при виде рядов молодых лоз, сожраных прожорливыми «шфаней села» и косулями, приходящими из вади, …и снова и снова начинающего все сначала…
Дедушка Дидо, еще в России, в 20-30 гг., написал книгу комментариев на мидраши- «Керем Петахия», включив, как это часто делалось, в ее название свое имя. Ему не суждено было насадить настоящий виноградник на Земле Израиля. Это сделал внук, дав ему то же имя. Так слились вместе прошлое и настоящее, мечта и ее осуществление, Тора и Земля, Иерусалим земной и небесный. Помню, как мы праздновали «хилуль ха керем» - окончание 4 лет «орлы», после которого можно пользоваться плодами виноградника. Жаль что ни дедушка, ни дядя - рав Нерия, создатель ешивот Бней-Акива не могли уже произнести свои благословения на этом празднике.
Это был первый виноградник возрожденного еврейского Шомрона. Сейчас мы можем увидеть еврейский виноград в Элон Море, Шило, Тальмоне, в «маахазах» на Центральной Горе… и на ум приходят уже слова другого пророка : (ובנו בתים ונטעו כרמים (יחזקאל כח' 26. Это уже не только мечта.
А вообще-то- осень на дворе, «Каберне Совиньон» - поздний сорт, пришла и его пора. Вчера зазвенели серебряными колокольчиками среди багрянца и зелени девичьи голоса, затарахтел трактор, выстроились рядами картонные коробки, ожидающие, когда же их наполнят. Бацир… уборка урожая…
Девчата из Ульпены Кдумим (אולפנת להב"ה) защелкали ножницами…их разноцветные юбки запестрели тут и там … И поверьте - видеть это было гораздо приятнее столь примелькавшихся в других местах шляп таиландцев… Конечно, немного шекелей на кино или поездку в город нашим девочкам не помешали, но было видно, что не только это привело их сюда… Было ощущение радости, участия в чем-то особенном, вряд ли до конца осознанное, но - было…
А совсем рядом, в нескольких километрах - бурлил кровью и ненавистью Шхем и высились Гризим и Эйваль - горы Благословения и Проклятия, и расстилались земли надела Менаше, семейства Авиэзера. И высился минарет в деревне Кучин, древней еврейской Куце, жители которой когда то присылали во дворец Иеровоама Второго נבל יין (вот уж не знаю- красного или белого, сладкого или сухого) и получали расписку на черепке разбитого сосуда. И белели среди колючек и камней площадки древних винодавилен (גתות), соединяя воедино ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА.
Виноградник занимает 20 дунамов (из 70 дунамов территории огороженного склона), в нем уже - 4 000 мощных лоз. Вокруг виноградника набирает силу и новое детище Дидо - плантации инжира разных сортов. Ведь до сих пор на Ту би Шват мы лакомимся, в основном, плодами турецкой земли… Может пришла пора изменить и эту ситуацию… Правда, в этом году серьезную дегустацию их урожая (как и винограда) провели кабаны, переломав множество деревьев и лоз.
Электрическая ограда для них оказалась не помехой - под нее можно подрыться, а густая щетина - хороший изолятор… в стадах были десятки особей. Пришлось вызывать охотников для отстрела.
В планах - производство своего вина, небольшие партии которого, сделанные дома, уже пришлись по вкусу первым потребителям в прошлом году. Сейчас Дидо учится у одного из израильских виноделов, и, зная, его упорство, верится что «Каберне Кдумим» не за горами. И верится, что БУДУТ ЗЕЛЕНЕТЬ еврейские виноградники Шомрона и его оливковые сады, БУДУТ ЗВЕНЕТЬ в них детские голоса, БУДЕТ ПЕНИТЬСЯ молодое вино и золотиться молодое масло в давильнях, и фиолетоветь оливки …и взойдет все, что посеяно надеждой наших предков, здесь и далеко отсюда, что выращено нашей надеждой и верой, в то, что БУДУЩЕЕ ЕСТЬ.