Начну с некоторого недоумения по поводу характеристики одного из персонажей египетской истории. «Он, говорят, ненавидел жестокость своих предшественников и стремился жить в мире, совершая благодеяния своим подданным и делая много другого, что могло бы вызвать у простого народа расположение к себе, а также тратил немалые средства на общественные дела, давая дары тем из достойных людей, кого, как казалось, в судах рассудили не должным образом ( при его предшественниках) Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. I, 64 (6, 7, 9).
Похоже, что Диодор основывается на Геродоте (или на общей с ним традиции) : «Ему не по душе были отцовские деяния. Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться [на своих полях] и приносить жертвы. Он был самым праведным судьей из всех царей..даже давал деньги из своего добра недовольным его приговорами, чтобы удовлетворить их просьбы». ( Геродот. История. II, 129). Удивительные панегирики , нарушающие достаточно последовательную традицию античных авторов представлять фараонов деспотами (о еврейской традиции и говорить нечего). Их удостоился погребенный в самой малой из трех Великих Пирамид Старого Царства фараон Менкаура (Микерин), сын Хуфу (Хеопса), проживший 34 года и правивший примерно с 2529 по 2511 до гг. н. э. Маленкая она, разумеется, относительно 🙂 : 65 м. высота, 260 тыс. м³ объем, блоки -монолиты до 200 тонн. Недавние археозоологические исследования дали интересный материал по его эпохе, возможно как-то коррелирующийся с рассказами позднейших античных историков. Наука давно уже отвергла представления о «египетском ГУЛАГе» и огромных рабских армиях, мерших, как мухи, на стройках пирамид. Мы знаем, что в древнейшие эпохи было просто невозможно удержать в повиновении замордованные до потери инстинкта самосохранения массы пленников-рабов (пленных чаще всего в ранней древности просто убивали) , как и установить поголовный террор над собственным населением. Но все-таки остается вопрос: как удавалось стимулировать свободных общинников на «стройках века», куда их время от времени направляли, как наших отцов «на целину» или нас «на картошку»? Что предотвращало массовые бунты? Подумаем, что было лагерным стимулом в рассказах Шаламова ? Разумеется -пайка, ее размер. Но требовавшаяся в ответ от «ударников» интенсивность тяжкого труда сводила на нет ее пищевую ценность (« в лагере убивает именно большая пайка» - помните такое?). Менеджеры Древнего (Старого) Царства были более рачительными и практичными. Недаром, веками позже , евреи в пустыне будут вспоминать не тяжесть работ по выделке саманных кирпичей, а рыбу, огурцы и мясо. Раскопки Ancient Egypt Research Associates (AERA) в казалось бы «малозрелищных» рабочих городках возле пирамид дали нам материалы не менее важные, чем сокровища пирамид. Один из глав экспедиции, Ричард Реддинг (associate research scientist at the Kelsey Museum, chief operating officer and chief research officer of AERA) говорит , что материалы показали, что для рабочих-общинников старались создать достаточно привлекательные условия, лучшие, чем в их деревнях: "People were taken care of, and they were well fed when they were down there working, so there would have been an attractiveness to that....They probably got a much better diet than they got in their village ." На ряде костей погребенных на кладбище строителей найдены следы медицинского ухода, лечения переломов , после которых они возвращались к работе. Как и во всем Египте (и не только у бедняков) смертность в немалом проценте вызывалась паразитарными и желудочно-кишечными заболеваниями. Водичка из Нила этому весьма способствовала. Каждый день для них в среднем забивали более 4000 фунтов мяса крупного рогатого скота, овец и коз. В публикации "Proceedings of the 10th Meeting of the ICAZ Working Group 'Archaeozoology of southwest Asia and adjacent Areas'" приведены данные о исследовании 25 000 костей овец и коз, 8 000 костей крупного рогатого скота и 1 000 костей свиней. Количество рабочих оценивается примерно в 10 000 человек: меньшее «ядро» специалистов - каменотесов и пр., живших в постоянном лагере в достаточно приличных помещениях, и большие группы, прибывавшие на сезон с июля каждого года на несколько месяцев и работавшие на таскании блоков. Рабочим требовалось 45 -50 гр. белка в день. По оценкам исследователей половину этого белка, давали рыба, бобы, чечевица, а другую половину -мясо. Следов потребления сыра и молока не найдено ( везти их было сложно, надои в древности были очень низкими, кормить молочный скот в пустыне нечем) Реддинг считает, что ежедневно забивали 11 голов крупного рогатого скота и 37 овец или коз. Кроме того рабочие получали зерно, лепешки, пиво, чеснок и лук. Чтобы снабжать рабочих нужно было относительно недалеко содержать огромные стада: минимум 21 900 голов крупного рогатого скота и 54 750 овец и коз. Для выпаса нужно было примерно 400 кв. км. пастбищ, около 5% плодородных земель долины Нила. Видимо, стада распределялись по разным деревням в долине и, по мере надобности, перегонялись к стройке. Этнография говорит нам об одном пастухе примерно на 50 голов скота. Соответственно -нужно было около 3650 человек, а с учетом их семей - 18 980, 2 процента от расчетной численности населения Египта в то время. Как тут не вспомнить о поселении ( уже гораздо позднее) евреев в Дельте (земля Гошен) в качестве государственных пастухов, при презрении египтян, если следовать Библии, к самой пастушеской работе. Уже не потому ли, что пастушество было связано не только с темой «восточных варваров из пустыни» , но и с памятью о некой «пастушеской барщине»? Разговор о том, какова была нагрузка на обычное население , порождаемая необходимостью снабжения великих строек, - это особая тема. Крах Древнего Царства при 6-й династии в середине 21 в. вряд ли был на пустом месте. А вот логистикой снабжения и организацией работ можно только восхититься. Недалеко от лагеря строителей был найден т. н. " Old Kingdom corral" - загон примерно для 55 голов скота , уже перед собственно его забоем. Помните подсчеты в 45-50 голов для ежедневного потребления? Кстати, рассуждения средневековых еврейских комментаторов о том, что святость барана, как символа божества, порождала ненависть к евреям (сюжет с Песахом) , не находит подтверждения. Ели и овец и барашков. 🙂
Очень современно выглядят результаты «остеологии потребления» разных групп. «Что сторожишь- с того и имеешь» 🙂 Помещения надсмотрщиков (?): "north street gatehouse", дали нам остатки костей коров и быков, а жилища рабочего люда, общежития- "galleries", дали кости овец и коз. Рядом с рабочими кварталами было еще одно поселение (видимо- фермерское ?), его жители не относились к рабсиле на строительстве , иногда торговали с рабочими , а ели , в основном, свиней (которых, кажется, там и выращивали). Городки строителей Хуфу и Хефрена пока не найдены. Возвращаясь к античной традиции о «добром царе» , не могу не заметить возможного эха воспоминаний о хорошем организаторе работ, вероятно, отличавшемся от своих более жестких предшественников. Похоже, что народная память не случайно была ему благодарна.
==========================================
(использованы материалы «10th Meeting of the ICAZ Working Group 'Archaeozoology of southwest Asia and adjacent Areas» , Noah Wiener «Feeding the Pyramid Builders», Owen Jarus «Giza Secret Revealed», Stephanie Pappas «Wealthy Ancient Egyptians Suffered Disease», Leonard Lesko, Barbara Lesko «The Workers’ Tombs», Википедии (про Менкаура). )