Эпидемии, гонения Марка Аврелия и христианские таинства.

Sep 12, 2021 13:32



Все о пожарах да о Талибане 😀. Давайте для разнообразия поговорим о чем-нибудь повеселее, типа холеры в Одессе...пардон - "чумы" в Римской империи 2-го века н.э. Мы сейчас много говорим об изменении самого «образа жизни» мира в связи с ковидом. Эпидемии не раз серьезно влияли на идеологию, психологию , экономику и социальную жизнь. Всем памятно влияние Черной смерти 14 в. на рост стоимости рабочей силы после окончания эпидемии , подтолкнувшее технологическую революцию, появление конкуренции на рынке рабочей силы, упадок феодального хозяйства в Европе. Эпидемии внесли немалый вклад в ослабление Византийской империи после 6 в. и относительное усиление веса франкских государств. С другой стороны, они резко изменили облик христианства Средних веков, усилили фанатизм, апокалиптические идеи. Начало подобного влияния на духовную область, похоже, можно увидеть еще в поздней Римской империи, причем - именно в христианской догматике и обрядности. Речь идет о крещении младенцев. Сперва факты. Те, кто видели древние баптистерии (хотя бы у нас в набатейском Мамшите в церкви 4 в.-она на фото) обратили внимание на их глубину. Рост взрослого человека. Насколько я знаю, только веку к 9 они почти окончательно исчезают, заменяясь крестильными чашами. Процесс этот был более быстрым в Европе и в центре Византии, и медленным - на окраинах, где крещение взрослых неофитов, видимо, продолжалось. Но архитектура тут запаздывает по отношению к реалиям. Безусловно, младенческое крещение уже веку к пятому -шестому является чем-то само -собой разумеющимся. А вот приток новообращенных язычников после этого периода спадает. Последний бой практике детского крещения дают пелагиане, разбитые на Карфагенских соборах 411-418 года. Их теза отрицания первородного греха и признания безгрешности младенцев была предана анафеме в 124 правиле. Какие-то проблемы оставались: 6-й Вселенский (680 г.) собор снова говорит о детском крещении в 84-м правиле . До появления анабаптистов в 16 в (признававших предварительное младенческое крещение, но требовавших еще одно -у взрослых) и разного рода евангельских христиан и менонитов в протестантском течении (только у взрослых) вопрос был снят с повестки дня.
===========================================
Оставив рассказы в Евангелии и Деяниях , упоминающие «семейные обращения», и общие фразы типа "Не возбраняйте им приходить ко мне!" (Матф. 19:14). посмотрим, что же было в собственно раннехристианских общинах.
Юстин Философ в Первой апологии времен Антонина Пия ( 138-161 ), написанной а интервале 140-150 гг., рассказывая о крещении, ни словом не упоминает детское крещение, наоборот - он подчеркивает сознательность данного акта , говоря о приведении новокрещенного в «собрание общины» ( «мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о посвященном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавши истину, явиться и по делам добрыми гражданами» ). Мало того, объясняя причины необходимости крещения-очищения , кроме общей фразы о «зачатии во грехе» упоминается: «выросли в худых нравах и дурном образе жизни» и личное желание крещаемого ( «хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах») и понимание обряда ( «посвящаются умом те, которые познают это» ). То, что главную роль в самом таинстве крещения-очищения играет восприемник, связано с тем, что (по аналогии с иудейской храмовой службой) неофиту еще не позволено произнести истинное Имя Господне ( «в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога. Это одно имя произносит тот, кто ведет приемлющего омовение к купели, потому что никто не может сказать имя неизреченного Бога»).
Но уже вскоре, лет через 25-30 Ириней Лионский во времена Марка Аврелия, годах в 175-80, говорит достаточно туманно : "Христос пришел спасти через Себя всех, - всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога - младенцев, отроков, юношей и старцев" (Против ересей, 2, 22, 4). Позже в этом находили явное указание о необходимости детского крещения, видимо из-за фразы о «возрождении», но найти тут прямую инструкцию сложновато. Скорее это - возможность или желательность в определенной ситуации крещения, причем облаченная в весьма туманную форму ( Он прошел чрез все возрасты,- сделался младенцем для младенцев, и освятил их; сделался малым для малых, и освятил имеющих такой возраст, вместе с тем подав им пример благочестия, правоты и послушания; сделался юношею для юношей, являясь для них образцом и освящая их для Господа. Он был также старцем для старцев, дабы по всему явиться совершенным учителем). Само слово «крещение» тут отсутствует вообще, хотя может и подразумеваться.
Киприан Карфагенский в первой половине 3 века столкнулся с такой практикой, причем в весьма крайней форме: вопрошавшие его епископ (?) Фида интересовался, нужно ли ждать по примеру иудеев восьмого дня для обряда или крестить до этого времени. Ответ был таков: «мы думаем, что никому не должно препятствовать в получении благодати на основании закона <…> тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил». Но это снова- возможность, а не приказ.
В начале 3 в. (примерно в 215 г. или немного раньше) Ипполит Римский (170-235) впервые указывает на первоочередность детского крещения и уже именно возрастом крещаемого объясняет функцию восприемника: "Ко времени пения петуха, он (епископ) пусть молится сначала над водой .... Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все, которые могут говорить за себя, должны говорить. За тех же, кто не может, должны говорить родители, или другие, принадлежащие этой семье". (сохранилось только в коптской версии).
Для Оригена в гомилиях на Книгу Левит и Послание к римлянам (это примерно 233-250 гг.) крещение малышей уже нечто само собой разумеющееся: "существовала согласно преданию церкви" VIII.3 на 12.2); "церковь получила эту традицию от апостолов" (V.9 on 6.5-7).
Знаменитый Теруллиан в ночале 3 в. уже видит опасность в сложившемся обычае и выступает против него, подчеркивая опасность наложения на ребенка и на восприемников полной ответственности за возможные грехи в его будущем.
(О крещении 18). Впрочем те, чьей обязанностью является крещение, знают, что его не следует совершать необдуманно. ...следует принять во внимание следующее: Не давайте святого псам и не мечите бисер перед свиньями! (Матф. 7:6) и: Рук с легкостью не возлагай, чтобы не стать участником чужих грехов! (1 Тим. 5:22). ... полезнее помедлить с крещением, особенно маленьких детей. Зачем же, если в этом нет такой уж необходимости, подвергать опасности крестных родителей, которые и сами могут не выполнить своих обещаний, будучи смертными, или могут быть обмануты проявлением дурных наклонностей своих восприемников? Между тем Господь сказал: Не возбраняйте им приходить ко мне! (Матф. 19:14). Значит, пусть приходят, когда повзрослеют. Пусть приходят, когда учатся, когда будут научены, куда идти. ... Что спешить невинному возрасту за отпущением грехов? ….Если бы осознали всю вескость крещения, то скорее опасались бы поспешности, чем промедления: непорочная вера не тревожится за свое спасение».
Впрочем, он считал , что и незамужним и неженатым тоже стоит повременить с крещением пока они не укрепятся в вере и не справятся со страстями. Примеры такого подхода (лично для себя!) мы увидим во множестве среди столпов Церкви и через сотню лет: . Мартин Турский (14 лет от оглашения до крещения в 24 года) Иоанн Златоуст - в 23 года, Василий Великий - в 26 лет, блаженный Августин, оглашен в младенчестве, крестился в 33 года.
Интересно отметить, как постепенно происходит окончательный разрыв пуповины , связывавшей иудаизм и христианство, полное переосмысление «введения в общину» (обрезания, как прообраза крещения), да и темы ритуального омовения, за счет акцента на понимании и покаянии. Причем еврейское смывание «нечистоты» как раз возвращается через развитие Августином учения о первородном грехе, которым запятнан и новорожденный.
Что же произошло за какие-то 50-70 лет между Юстином и Ипполитом Римским? Итальянский историк Франческо Ардуини (Francesco Arduini) выдвинул интересную гипотезу по этому поводу в своей работе Il battesimo dei bambini (2010). Она меня и подтолкнула собрать материал по вопросу и немного расширить временные и фактологические рамки.
Середина 2 века- это страшный удар по Империи - т. н. Антонинова чума (скорее - соединение эпидемий оспы и кори). Я уже касался немного этой темы в посте про Талмуд и эпидемии. Легионеры на Парфянской войне 161-166 гг. , подхватили где-то там заразу, а их эвакуация, уже больными разнесла ее по всей империи. Гален увидел ее в Риме в 166 году, а позже проследил в Аквилее в 168-69 гг. Эта чума прервала войну с маркоманами и унесла в могилу самого императора.
Между 166 и 169 годами от неё умерло около четверти личного состава восточных легионов и примерно пятая часть дунайской армии. Дион Кассий пишет, что в Риме умирало 2000 человек ежедневно, каждый четвёртый из больных. В Испании обезлюдели целые области. Налоговые списки из Египта рисуют картину массовой гибели и исхода уцелевших жителей в отдалённые районы. Смертность от эпидемии по современным подсчетам была от 20 до 30% населения империи, особенно большая в городах. Я уже писал раньше, что, на удивление, и христиане и евреи как-то почти обошли эту тему стороной. Думаю, что поскольку накрыло ВСЕХ, сложно было объявить смерти карой нечестивым разрушителем Храма или виновникам смерти Христа и гонителям веры. Да и антиримские филиппики в Палестине 2 в. вскоре после подавления восстания Бар-Кохбы вряд ли сошли бы с рук нашим раввинам. Весьма удивляет , что Марк Аврелий как-то не попал в самые исчадия ада и в христианской традиции. И это несмотря на многочисленные жития мучеников при нем со страшными картинами казней. Уже в 3 веке он удостаивается вполне нейтральных и даже положительных характеристик. Хотя именно этот император , правивший после добрейшего Антонина Пия вдруг сорвался в гонения похлеще Нероновых. А его жуткий преемник Коммод, наоборот, резко снизил градус преследований. Мне кажется, что именно вспышка эпидемии, резко поднявшая религиозный настрой масс и властей, усиление тяги к древним божествам Рима толкнула «низы» на поиски виновных, да и «верха» на борьбу с любым фактором ослабления авторитета государства и его духовных основ.
Можно представить и атмосферу ранних христианских общин. Черная оспа (не путать с ветрянкой) бьет по всем возрастам, детская смертность может превышать взрослую. Корь тоже косила всех. Кстати, к середине 2 в. кроме взрослых неофитов общины начали уже самовоспроизводиться, рождались дети (есть упоминания о том, что во время гонений люди отрекались от Иисуса за себя и своих малышей). Проблема их духовного спасения стояла вполне конкретно. С окончанием эпидемии (примерно в 180 г.) уже был выработан подход к детскому крещению, основанный на чем-то вроде еврейского принципа «пикуах нефеш» - поведению, формально не вписывающемуся в детали закона, но необходимому для спасения человека. Коса смерти, не щадившая никого, должна была найти и некое теологическое объяснение, оправдание гибели невинных . В ней можно было видеть следствие первородного греха, поразившего абсолютно все живое. Крещение позволяло либо спастись, либо стать «правильной, чистой жертвой» за чужие грехи. Не забудем, что в середине 3 в. империю накрыла Киприанова чума (что-то вроде прото-Эболы или гемморагической лихорадки, смешанной с каким-то жутким гриппом) , да еще на фоне чехарды «солдатских императоров». Удивляюсь живучести Рима! Епископ Карфагена Киприан посвятил ей трактат «О смертности». Мор шел от 250 до 262 годов В Риме в некоторые дни умирало до 5000 человек. Император Гостилиан, умер в 251 г. Дионисий, епископ Александрии, писал, что в городе практически не осталось людей старше 40 лет. Карфагенский собор 252 г. уже выносит четкое постановление о крещении младенцев: «...особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление». Может быть и моление за других?
Ощущение зыбкости мира осталось надолго. Прошло почти 80 лет и Григорий Богослов пишет (правда, формально, касаясь взрослых людей):
« Всякое время прилично для омовения, потому что во всякое время постигает смерть... спасение свое всегда соделывай, и всякое время да будет благовременно для крещения… Сколько нечаянных случаев! Или война потребила, или землетрясение подавило развалинами, или море поглотило, или зверь похитил, или болезнь погубила, или кроха остановившаяся в горле (ибо всего легче умереть человеку, хотя и высоко думаешь о том, что ты образ), или излишнее употребление пития, или порывистый ветер, или увлекший конь, или злонамеренно приготовленный ядовитый состав, а может быть и вместо спасительного оказавшийся вредным, или судия бесчеловечный, или неумолимый исполнитель казни, или сколько еще таких случаев, от которых в скорейшем времени бывает смерть, и никакие пособия не сильны остановить ее! Если же предоградишь себя печатию, обезопасишь свою будущность лучшим и действительнейшим пособием, ознаменовав душу и тело Миропомазанием и Духом, как древле Израиль мощною и охраняющею первенцев кровию и помазанием тогда что может тебе приключиться? ..». Превращение христианства сперва в терпимую (Миланский эдикт) а потом в государственную религию сделало катехуменизацию достаточно формальным делом, разницы между крещением масс взрослых варваров и своих язычников, и новорожденных уже почти не было. Все они были "безгласны " и "бездумны". Единственная церковь, вплоть до 14 века осторожно относившаяся к крещению младенцев, была в Армении, да и то- только в отдельных районах. Вопрос был снят с повестки дня. А чума, оспа , холера и прочие «всадники Апокалипсиса» продолжали победное шествие по миру.

Христианство, История

Previous post Next post
Up