"С кем поведешься- так тебе и надо". Снова на «околоворонью тему» или "В саду чирикал скворушка"

Jan 16, 2017 18:18



Я уже писал про невинно оклеветанную мудрую птицу -Ворона. Вроде бы -и хватит :-). Но не тут-то было. Как выяснилось, тень обвинений во всевозможных грехах пала и на уж совершенно ни в чем неповинного представителя другого птичьего вида, которого волюнтаристски приблизили к врановому семейству. Да еще на таких красавцев! Помните песню из старого фильма «Весна»? Кто там ее предвещает?
«Веселый шмель гудит весеннюю тревогу,\ Кричат задорные веселые скворцы,\ Кричат скворцы \ Во все концы: \ "Весна идет - весне дорогу!».
У нас разным видам скворцов песни петь можно круглый год, хотя под теплым, но не обжигающим солнышком Иудейской пустыни зимой поется особенно хорошо. Одним из красивейших скворцов Израиля являются знаменитые «тристрамийот» - «длиннохвостые тристрамовы скворцы» , названные так по имени описавшего их натуралиста-миссионера Генри Бейкера Тристрама, трижды посетившего землю Израиля в середине 19 в. Они из семейства скворцовых - Sturnidae, но относятся не к известным повсеместно Sturnus vulgaris , а к роду Onychognathus - длиннохвостных. Правда, Тристрам немного напутал, отнеся их к граклам (Quiscalus) - еще одной группе огромного отряда (5400 представителей) воробьинообразных (Passeriformes), семейства трупиаловых (Icteridae). Трудно найти, наверное, более дружелюбных и симпатичных птиц. Трогательные парочки однолюбов с вырядившимся с иссиня-черный фрак с оранжевой подкладкой на лацканах самцом и более скромной, в черно-сером наряде, самочкой оккупировали район пустыни у Мертвого моря, стены Мецады , скалы Эйн-Геди. Наверняка ими любовалась там Шуламит из Песни Песней.
До чего же здорово тихонько пересвистываться с ними, ожидая, когда недоверие сменится любопытством, и птаха подберется к твоей руке, а то и усядется на нее, ожидая кусочка печенья! И оранжевость на нижней части развернутых крыльев так оттеняется блеском черной смоли остального оперения... А над ними огромными черными пятнами поблескивают крылья парящих молчаливых черных воронов Мертвого моря! И все это- в симфонии Камня и Неба... Времени и Вечности.
Друг другу они, похоже не мешают - скворцы не падальщики- и делят одну экологическую нишу. И вот это соседство по «коммуналке» сыграло с ними злую шутку в эпоху Талмуда. Вопрос от признаках нечистоты , некошерности птиц в Торе весьма запутан, т.к. в Ваикра (кн. Левит) 11, 13-19 нет общих принципов в отнесении птиц к чистым или нечистым (с животными проще- таковые принципы указаны) - там находится только список нечистых птиц с неясным расширением в части их למנו - « по их виду» - בבלי חולין דף סג עמוד ב
תניא, רבי אומר:, גלוי וידוע לפני מי שאמר והיה העולם שעופות טהורין מרובין על הטמאין - לפיכך מנה הכתוב בטמאין. ...
(То есть, с точки зрения рабби, поскольку виды чистых птиц преобладают в мире , количественно, над нечистыми - в Торе нечистых можно просто перечислить, без особого упоминания причин отнесения к таковым.)
Представления о классификации в древности существенно отличались от современных , и что такое «вид» - иногда было неясно для самих мудрецов Талмуда при чтении Торы. Насчитали 24 названия нечистых птиц, хотя рав Аси в Хулин 63, b дошел аж до 100 видов.
(תניא, איסי בן יהודה אומר: מאה עופות טמאין יש במזרח, וכולן מין איה הן )
Неясно было многое и для мудрецов Средних веков- при чтении ими Талмуда, а уж тем более - для нас. Хищные птицы были наверняка нечисты (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова), а вот с остальными - посложнее.. С врановыми понятно - падальщики. «Хищничество» по отношению к рыбам (и м.б. земноводным) сделало нечистыми птиц-рыболовов: цаплю, аиста, пеликана, чайку, лебедя. До кучи сюда пошли и ибисы с куликами и специально почему-то упомянутый в Торе красавец удод דּוּכִיפַת , ставший ныне, официально, «национальной птицей Израиля». Он-то, вроде бы, все больше по жучкам-червячкам спец... Чем провинился страус - мне непонятно. Неча голову в песок прятать, думал отсидеться :-). «Темна вода во облацех...». За птицу, прицепом, сошла и летучая мышь. Крылья есть , однако. :-)
Вернемся к нашим скворцам. Они-то совсем не врановые и совсем не падальщики и не «классические хищники»...а червяков-жуков и кошерной курочке или голубю позволительно... А уж о жестокости голубя к «своим» в драках я вообще бы промолчал - редкостная сволочь, хоть и за кроткую птичку канает! Но не повезло именно бедолаге скворушке -певуну. Нашелся на него бдительный рабби Элиэзер и иные рабаним.
בבלי חולין דף סה עמוד א
אחרים אומרים: שכן עם טמאים - טמא, עם טהורים - טהור. כמאן - כר' אליעזר, דתניא ר"א אומר: לא לחנם הלך זרזיר אצל עורב אלא מפני שהוא מינו
«Тот, кто сосед с нечистым - сам нечист». Чего это скворец с воронами ошивается? Ох, неспроста (לא לחנם )...нечего воробьиным прикидываться ! Наверняка родственник из врановых!
И в трактате Бава Кама ( בבא קמא, צב ב ):
...דכתיב כל עוף למינו ישכון ובני אדם לדומה לו תנן במתני' כל המחובר לטמא טמא כל המחובר לטהור טהור ותנינא בברייתא רבי אליעזר אומר לא לחנם הלך זרזיר אצל עורב אלא מפני שהוא מינו
Правда, мудрецов совсем тут не интересовала зоология и классификация - обсуждают они цитату из Бен Сиры (בן סירא יג ) насчет того, что как животные, так и человек тянутся к «своим» , но , походя, скворец в пример попадает, на свое горе.
В мидраше Берешит Раба (תולדות, ס"ה) этот тезис проверяется как личными показаниями подозреваемого скворца, прилетевшего в землю Израиля и попавшего под допрос, так и почти что пип-шоу с участием раббаним. Ну что же их все на всякие пикантности несло? То про Ноаха, то теперь на птичью тему! Хотя - можно уважить их дотошность.
נאמר: "ואת כל עורב למינו. בימי ר' חייא רבא עלה זרזיר אחד לארץ ישראל, אתו טעינין ליה לגביה, אמרו ליה מהו מכליניה, אמר איזלון יהבותיה על איגרה וכל עוף דשכן עליה הוא מינו, אזלון יהבותיה על איגרא, ואתא הדין עורבא מצריא ושכן על גביה, אמר מסאב הוא דמן מיניה הוא דכתיב ואת כל עורב למינו, אמרו לא הלך העורב אצל הזרזיר אלא שהוא מינו וכו"
Так вот, прямо на крыше, оказалась скворушка жертвой приставаний египетского (!!!) ворона. А из этого- соответствующие выводы. Сама, мол, виновата. С кем поведешься -так тебе и надо. К чужой-то он бы и не полез. Значит повод подала. :-)
(разумеется, зоолог над этим улыбнется)
Так-то экологические ниши делить! А раз родня - в нечистые его пишем. Как минимум. подкулачник :-) . Помните была такая «литера» в 37-м - ЧС ..., член семьи.? Комментарии излишни. И ни дружелюбие ни интеллект ни песенки не помогут- скрывается, паразит. А мы его выявим.
А может оно так и к лучшему - а то ловили бы скворцов и удодов на жаркое . В некошерности есть свои преимущества. Недаром Август, в свое время, сказал про Ирода: «Быть свиньёй такого человека лучше, чем быть его сыном!». Уж точно в свинарник не зайдет и не позарится на хороший эскалоп.
Так пусть же летают и поют скворушки и садятся нам на плечи и ладони, и славят Землю Израиля и Государыню-Пустыню.

PS: Впрочем, увидел в масехет Хулин (חולין · סב א ), что не всегда и не везде было безопасно быть скворцом: жители деревни Тамрата в Иудее все-таки едали бедолаг , вот тут -то рабби Элиэзер и вмешался со своим уточнением, припугнув гурманов, что придется им отвечать перед Небесами (הן עתידין ליתן את הדין ) и отметил, что кроме формальных признаков кашерности - в данном случае - наличия зоба, есть еще и "неформальные" - куда птичку тянет, в какую компанию :-) ר' אליעזר אומר להביא את הזרזיר אמרו לו לר' אליעזר והלא אנשי כפר תמרתא שביהודה היו אוכלים אותן מפני שיש להן זפק אמר להם אף הן עתידין ליתן את הדין



--------------------


======================================


=============================


...............................................


.............................................

иудаизм, природа, Иудейская пустыня, пустыня, Израиль

Previous post Next post
Up