Уже давненько помышляла о написании поста об одном из моих самых любимых художников Александре Дейнеке. Вот, дошли руки. В детстве у меня была горячо любимая книжка с репродукциями Третьяковской галереи, она достаточно тоненькая, с собранием живописи 19-20 веков, но любила я ее не только за красочные картинки, но еще и за почти квадратный формат и плотную зернистую бумагу. Чудная книжка. Так вот, Дейнеки там всего 2 работы - «Утренняя зарядка» и «Оборона Петрограда». Тогда, в детстве восприятие визуальных образов удивительно острое было, и обе картинки мне жутко не понравились, белесые громоздкие тела мужеподобных теток на коричневом коврике, с трудом помещавшиеся в формат картины, а во второй работе непонятный частокол человеческих фигур, мост этот. Жуть. Не то! Детский мозг протестовал, топал ножками, тряс кулачком, не такого искусства желал! На долгие годы жутки картинки не всплывали в памяти, одна только «Оборона Севастополя» в школьном периоде вынырнула из каких-то книжек, и та напугала, яростное лицо матроса, красные и синие пятна. Тоже жуть. В 2008 году в Третьяковке проходила выставка работ Дейнеки, на которую совершенно случайным образом меня занесло. Какой же восторг у меня приключился! Художник-сангвиник. Любитель крепкого 48 размера, титан соцреализма так искренне отображавший мир и всю эпоху. Только сейчас поняла, как мало картин, герои которых улыбаются, а у Дейнеки есть! Идеальный человек Дейнеки излучает здоровье, бодрость. Чего только стоит его автопортрет в полный рост, это не чахлый туберкулезник, прозябающий за гроши на мансарде, это крепыш что надо! Женщины богаты формами, но, тем не менее, спортивны. У Дейнеки много Севастополя, именно того состояния южного города которое удивительно совпадает с лично моим восприятием. Лето, застывшее в горячем воздухе, неподвижное горячее солнце, отсутствие тени, пустые улицы старого города, очень нестабильно, но в то же время статичное состояние. Статичное и жизнеутверждающее.
картинки пожалуйста