Приходя в книжный магазин - что бывает редко- или на Нонфикшн - а вот это, по моим ощущениям, бывает чаще - видимо, в магазинах я уж совсем не бываю! :) - я первым делом иду в детский отдел. И не только потому, что у меня три своих, четыре сестриных и куча дружеских детей и я всегда считала и продолжаю, что книга - лучший подарок6 но и потому, что там я приблизительно представляю, чего я хочу и что мне нравится. И благодаря не в последнюю очередь нашим чудесным литературным встречам с Анной Вацлавной я теперь знаю много хороших детских книг и продолжаю, теперь уже, к сожалению, без этих встреч (на которые я после Магдиного рождения уже ни разу не попадала), их как-то находить. И на Нон-фикшн, опять же, мне довольно легко, несмотря на огромный выбор, найти что-то чудесное детское.
Но вот со взрослым чтением - для меня, любимой - я впадаю в ступор. Кроме какого-то небольшого набора знакомых любимых имен (навскидку -Улицкая Рубина Гавальда, дальше пробел) я не знаю, к какой книжной полке в книжном магазине бежать. И потому себе книжки обычно не покупаю. Даже (И тем более! А еще потому, что все трачу на детские) на НФ.Ну, сейчас полегче стало, можно скачать в интернете что-то случайно услышанное, и не жалко, если не понравится. И даже где-то удобно, потому что все равно больше всего я читаю вечером во время укладывания, то есть с телефона, хотя Вовка и ругается, что у него экран маленький.
Хотя я по-прежнему предпочитаю бумажные книги(пусть они и занимают много места). И - да - если кто-то обнаружил вдруг у себя дома бумажную версию моей книги "Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очисток", пожалуйста, верните! Я очень жду ее обратно! Это подарок, и от дорогого мне человека!
Да, так вот о чем я - я хочу записать свои последние читанные книги, вернее, свои последние удачные читанные книги.
Тут я лезу в карман за телефоном, потому что наизусть, увы..
Итак - не в порядке приоритета, а скорее у обратном алфавитном порядке - листаю с конца свою библиотеку в телефоне:
Евгений Водолазкин "Лавр" - совершенно сумасшедше прекрасная книга про средневековую Русь, житие-жизнь некоего человека, ставшего/бывшего? святым - его диалог с миром внутри и снаружи себя - ой, не могу объяснить внятно - там еще потрясающе красивый язык, и юмор как раз такой, как мне надо.
Вот цитаты:
"Скажу тебе лишь, что счет идет не на годы. И даже не на месяцы. Прими эту информацию спокойно, без соплей, как то и подобает истинному христианину."
"Так когда же, спрашивается, конец света, закричала толпа. Нам это важно, простите за прямоту, и в отношении планирования работы, и в смысле спасения души. Мы многократно обращались в монастырь за уточнениями, но однозначного ответа не получали.
Старец Иннокентий обвел толпу строгим взглядом.
Не дело человеков знать времена и сроки, сказал он. Каких еще дат ждете вы, когда всякий христианин должен быть готов к концу ежечасно? Даже самые юные из здесь стоящих проживут не более лет семидесяти, ну, может быть, восьмидесяти. (Юные заплакали.) И никого из тех, кого здесь видите, через сто лет уже не будет. Велика ли эта отсрочка в сравнении с вечностью?"
"Стража мздоимна, сказал спутник Арсения, когда они были далеко от ворот.
Арсений кивнул, только этого никто не увидел. Больше спутник ничего ему не говорил. Вскоре они въехали в лес. Лишь там стало понятно, что такое настоящая темнота. Ехать приходилось медленно, лошади переставляли ноги на ощупь. Один раз по лицу незнакомца ударила ветка, и он грязно выругался. Арсений понял, что его сопровождает не ангел. Он подозревал это с первой минуты их встречи."
"Сопровождаемый вихрем желтых листьев старец прошел мимо Амвросия и скрылся за изгибом стены. Берег у стены вновь стал безлюдным. Подчеркнуто пустынным (будто никто и не проходил здесь), не предусмотренным для ходьбы. Существование Амвросия на этом берегу делала возможным только его неподвижность.
Ты полагаешь, что время здесь не круг, а какая-то разомкнутая фигура, спросил у старца Амвросий.
Вот именно, ответил старец. Возлюбив геометрию, движение времени уподоблю спирали. Это повторение, но на каком-то новом, более высоком уровне. Или, если хочешь, переживание нового, но не с чистого листа. С памятью о пережитом прежде.
Из-за туч показалось слабое осеннее солнце. С противоположной стороны стены показался старец Иннокентий. За время беседы с Амвросием он успел обойти монастырь вокруг.
Да ты, старче, круги делаешь, сказал ему Амвросий.
Нет, это уже спираль. Иду, как и прежде, сопровождаем вихрем листьев, но - заметь, Амвросие, - вышло солнце, и я уже немного другой. Мне кажется, что я даже слегка взлетаю. (Старец Иннокентий оторвался от земли и медленно проплыл мимо Амвросия.) Хотя и не очень высоко, конечно.
Да нет, нормально, кивнул Амвросий. Главное, что объяснения твои наглядны."
Евгений Водолазкин "Инструмент языка" - уже смутно помню, она затмилась предыдущей, помню только что читать ее было очень интересно и весело, и с юмором там так же прекрасно, как и в первой
"Но зонтики, как и раньше, теряют все. Парадокс состоит в том, что их по-прежнему никто не находит."
Улицкая "Детство 45-53: а завтра будет счастье" Очень сильное впечатление., вроде ты уже и знал что-то про нашу историю, а тут, оказывается, каких-то совершенно обыденных вещей невозможно себе представить из этого времени. Ну и грустно очень, и страшно - про инвалидов, как их собрали, как бездомных собак, и свезли с глаз долой..
Меир Шалев "Голубь и мальчик"
Тут я просто даже и не знаю, что писать. Все хорошие книжки - просто - про жизнь. И тут все тоже, как обычно - и любовь, и жизнь, и смерть, или даже в обратном порядке, и птицы, и Израиль как место действия и один из магнитов для меня лично (как и вообще заранее все, связанное с ) и какие-то пронзительные подробности, вроде рожковых деревьев и холмов - в общем, для меня это было полным погружением, с начала и до конца, и тут же нырок - еще раз, и еще.
" Что нужно человеку? - провозгласила она как-то за столом после первой ложечки сладкого. - Совсем немного: что-нибудь сладкое, чтобы поесть, история, чтобы рассказать, время, и место, и гладиолусы в вазе, двое друзей, две горные вершины - на одной стоять, а на другую смотреть. И два глаза, чтобы высматривать в небе и ждать. "
"Он ведь весь в этом. Homing pigeon, что говорить. Домой - это всё, что он умеет, и всё, чего он хочет. "
Меир Шалев "Как несколько дней"
прочла после Голубя и Мальчика, находясь под его очарованием. Другое. Тоже - хорошо, очень, но - тоскливо, что ли? Там все как-то более жизнеутверждающе, а тут.. Глупо сравнивать, но из этих двух мне - гораздо больше - первая. Вторая в чем-то совершенно безысходно несчастная. Спрятанная коса, и упавшее дерево.. Наверно, потому что в первой - обновление героя происходит, какое-то новое раскрывание, а тут - все больше и больше запутываешься в старой-старой истории, и уже ничего и никому лучше не станет..
Мария Семенова "Девять миров", "Поединок со змеем" - пересказ скандинавской и славянской мифологии соответственно. Очень интересно. В таком прекрасном романтически-идеалистическом ключе, как это обычно у Семеновой (см. Валькирия, Волкодав), и при этом более развернуто и насыщенно, чем любая до этого читанная мною версия этой самой мифологии (сужу по скандинавским мифам, в славянских не сильна). При этом туда запихнуто очень много всякой этнографически-исторической информации, которая проясняет некоторые события в скандинавских мифах,и названия и вообще позволяет полнее все это охватить и понять (для меня было открытием, почему мировое древо Иггдрасиль так называется - тем более что мы с Марфой, когда искали изображения этого древа к ярмарке, наткнулись в интернете на название "лошадь Иггдрасиль" и очень веселились по этому поводу и смеялись, а оказалось, это имело смысл) . Очень подходит, на мой взгляд, для чтения детям подросткового возраста, у Семеновой очень крепкая сердцевина в смысле добра-зла и всяких там взаимоотношений между людьми, все очень так правильно, хорошая опора.
По поводу славянских мифов - я, к сожалению, ничего кроме не читала, так что сравнивать не с чем, не знаю, насколько вольный это пересказ - но опять же ужасно интересно, сразу видно, откуда у наших народных сказок ноги растут..
Мария Семенова "Мы - славяне!" - популярный этнографический-исторический материал о древней Руси, как жили, во что верили, как строились, как охотились, какое оружие, и тд и тп. Читается одним махом, очень увлекательно, единственное, что местами напрягает - это такое несколько черезмерное славянофильство, типо вот нас все задвигают, а мы ого-го! У нас и луки круче, чем у европейцев (правда, автор не скрывает, что не только у нас, вообще в восточной части мира, скажем так), и еще много чего ничуть не хуже, чем в современной нам тогдашней европе, еще неизвестно, кто у кого чего перенимал. Но читать это не мешает, ничуть.
Дина Сабитова "Три твоих имени" (это уже год назад) и вот сейчас еще "Там, где нет зимы" - и то и другое очень хорошо и сильно, про потерю дома, семьи, про детдом, про новые надежды и новые начала. Для подростков и выше.
Людмила Петрановская "Девятое мая или Война как травма" - размышления психолога (лично мне очень симпатичного и интересного) о том, как последние сто с лишним лет истории нашей страны отразились на укладе сеьми, взаимоотношениях в семье, какие отсюда вылезли последствия, почему мы поступаем так-то и так-то.. Очень познавательно и наводит на дальнейшие самокопания к счастью, без самоедства - в моем случае, по крайней мере
Да, все вышеперечисленное взято с флибусты.
Все, больше не могу, пойду спать.. дальше потом допишу.
Да, так это все к чему было - посоветуйте что-нибудь хорошее почитать! Только пожалуйста, без депрессивных вариантов, ладно? Пускай там все умрут, но чтоб не беспросветная тоска, хорошо?