Метафизика Этмы вроде бы и простая, но в тоже время тут есть куча разных деталей. И можно рассматривать её с разных ракурсов. Я уже говорил, что опирался на восточные философские системы, на западную алхимию и так т.д, когда всё это придумывал. Так вот... Чисто индийская вещь, ставшая общей идеей для всей эзотерики в принципе - чакры. Подобная система есть и в Этме. Там эти самые чакры называются опорами души. В целом система не отличается от общеизвестной. Но для того, чтобы концепт был более понятным, я тут расскажу несколько вещей.
Если посмотреть на разные направления философии в Индии, залезть в разные школы йоги, то там будет какая-то работа с чакрами. При этом в разных школах духовные центры описываются немного по разному. Да, есть семь основных чакр, и могут рассматриваться какие-то более мелкие центры. От чего в той или иной традиции будут говорить о девяти чакрах, только лишь о шести (седьмую могут не считать потому, что она не в теле), а то и давать описание 27 духовных центров. Но самые главные точки в теле - это семь общеизвестных. Почему? Потому, что в Индии есть понятие уровней реальности. Каждый уровень называется loka, и связан с тем на сколько плотная материя в нём присутствует, и как она организована. Чакры - это духовные центры внутри энергетического канала сушумна, идущего вдоль позвоночника от копчика до макушки. И раскрытие каждой чакры - это переживание опыта, связанного с тем или иным планом бытия. Считается, что соответствия чакр стихиям и планетам, указания на божеств, которые связаны с чакрами - это вещи условные, зависящие от конкретной школы и конкретной практики. Потому нет абсолютной стемы соответствий. Чакра - это средоточие духовной силы, а стихии, планеты и божества - это категории, выражающие переживаемый в них опыт. Так вот... Каковы же семь уровней реальности в индийской системе?
1. Физический план. Чисто физическая неживая материя. Если мы берём первый уровень и чакру муладхару, то речь идёт исключительно об атомах и молекулах, элементарных частицах и волнах электромагнитных и прочих возможных полей. Законы физики и химии - это всё, что у нас тут есть. Даже не законы биологии, которые на следующем уровне плотности. Чакру муладхару связывают со стихией земли, но на самом деле "земля" тут идёт в более широком смысле - это плотность, овеществление, максимальное сгущение самой реальности. Но вселенная была бы безжизненной, если бы не было более тонкого уровня. Мы не можем его отследить приборами потому, что приборы существуют по законам исключительно физического и химического толка, но не жизненного. Жизненную силу можно отследить только через биологические анализаторы.
2. Жизненный план. То, что делает материю живой, одушевляет её. Биологические законы и энергия жизненности - это более тонкое измерение реальности. Оно доступна восприятию живых существ, но не приборам. Приборы могут отследить лишь материальные проявления жизни, но не саму жизнь. В Индии эту субстанцию называют "прана", в Китае "ци". Её можно почувствовать руками, даже увидеть при некоторой тренировке. Организуется она по иным законам, нежели чистая материя без жизни, хотя и не существует как что-то отдельное и обособленное. Лучшим проводником для праны является органическое вещество - все эти сложные белки с кучей молекул. Они лучше всего подходят для того, чтобы прана могла проявить все свои свойства в полной мере.
3. План эмпирического сознания. Здесь ещё одна степень плотности бытия, ещё более тонкая. В человеческом опыте - это всё то, что связано с личностью. Мысли, чувства, эмоции, характер. Здесь мы наблюдаем живую индивидуальность, душу и волю существа. Этот уровень тоньше, чем жизненный, и с этого уровня живое существо контролирует свою прану (как сознательно, так и бессознательно), а прана в свою очередь управляет материей тела. Если прана улетучивается, то тело умирает - переходит в состояние, при котором это уже чистая материя без жизни. Прана как бы связывает одно с другим. Но это ещё не всё.
4. План разума. Ещё более тонкое измерение содержит субстанцию разума. На физическом уровне мы различаем только внешние проявления разумности, оценивая поведение тех или иных существ. Если мы видим человека, животное или растение, мы можем их сравнивать и говорить о степени их разумности, и проявленности в них эмпирического сознания и разума, которые через действие праны передают своё действие в материю. Но это чисто внешние проявления того, что гораздо тоньше, чем чистая материя. Разум в отношении эмпирического сознания более тонкий. Он организует действие души. С уровня материи мы видим внешнее поведение существа, с уровня сознание мы наблюдаем течение праны, которая движет телом, с уровня сознания мы видим чувства и мысли, черты характера, личность, как то, что приводит прану в движение. Но не видим того, что внутренне организует саму личность. С уровня разума же мы это видим. Мы видим здесь все те буквы, которыми написана характеристика данной личности, все ноты, которые нужны для того, чтобы сыграть её музыку. И принцип её организации. В ином случае движение сознание было бы хаотическим, не разумным. Но и это не всё.
5. Уровень дхармы. Дхарма - это закон, поддерживающий жизнь во вселенной. вообще все законы химии, физики, биологии и психологии можно считать следствием действия дхармы. Дхармический уровень тоньше, чем уровень разума, и оценить степень его проявления только лишь сравнивая человека, животное и растение, мы не можем. Часто дхарму сравнивают с духовностью и нравственностью. Но в таком сравнении присутствует ловушка - очень легко спутать следствие с причиной. А именно культуру общества (следствие) с естественным принципом гармонии (дхармой). Культура - это то, что мы видим у людей и даже в какой-то степени у животных (пусть на очень простом уровне, но это есть). Она может быть разной у разных народов и в разные века, обусловленной какими-то историческими событиями, особенностями менталитета и т.д. Но это не сама дхарма. Дхарма - это духовный организующий принцип, который лежит в основе любой культуры, не говоря уже о "культуре" живой и неживой материи (законах химии, физики и биологии).
6. Уровень красоты. Иначе сложно это назвать. Здесь находится ещё более тонкий принцип, который лежит в основе дхармы. Здесь мы наблюдаем великолепие бытия. Но это великолепие выходит за рамки чисто человеческого восприятия. Существует движение сил реальности, и некий высший эстетический образ, который здесь заложен. Дхарма воспринимает этот образ, становясь тем законом, который выражает красоту в действие. И в существе и в мире. Дхарма противостоит процессам энтропии, которые по сути являются проявлением отхода от этого самого высшего образа. Высшая красота вне конкретных культур и концепций. Это причина возникновения дхармы. На уровне дхармы как бы звучит музыка жизни и творения, а на уровне красоты находится эстетический образ, лежащий в её основе. И в этом образе есть место, как радостИ, так и печали, как жизни, так и смерти, как созиданию, так и разрушению. Потому, что речь идёт о всей полноте бытия со всеми возможными проявлениями. Есть конечно энтропия, и то, что с ней связано чуждо этому уровню, но её возникновение обусловлено свободой, которая присуща творению. В ином случае жизнь не была бы спонтанной, и события жизни были бы заранее определены. Антиэнтропийные механизмы во вселенной и в живых существах созданы дхармой, и уравновешивают бытие таким образом, чтобы всё было гармонично.
7. Уровень единства. Здесь мы наблюдаем полное соединение женского и мужского принципа во вселенной. Единство как оно есть. Всё соединено со всем. Вот это единство раскрывается в целую вселенную, когда мы идём по уровням сверху вниз. в единстве рождается истинное вдхжновение, рождающее красоту на шестом уровне. Из божественной красоты рождается дхарма на пятом. Из дхармы возникает разумность, а из разумности психический уровень. Из психического рождается пранический жизненный уровень, который порождает материю как таковую, и наполняет её своим присутствием в разной степени (от чего мы видим живую и не живую природу). В жизни мы видим физические объекты, растения, животных и людей. Мы наблюдаем их поведение, и можем сказать - это живое, а это не живое. Мы можем говорить об индивидуальности, самосознании, сравнивая растения, животных и людей. Мы можем говорить о разумности, сравнивая разные формы жизни или даже людей в разных состояниях. Также мы можем наблюдать различные законы в природе и жизни людей. Но это всё внешние проявления внутренних причин. И все семь уровней пронизывают друг друга насквозь - нет между ними ни какой разделённости, и ни какой не обособлен от всех остальных. Единство седьмого уровня предполагает замысел творения во всех вариантах, но во всём многообразии бытия проявленного это же единство присутствует в виде вот этой слитности всех семи уровней, связности элементов и общей живой целостности мироздания.
Вот эти уровни можно наблюдать и в семи основных чакрах от муладхары до сахасрары. В традиционных практиках йоги это по сути и делают - поднимая своё сознание по уровням восприятия реальности, добираясь до самой вершины. Там ещё говорится о пробуждении кундалини, суть которого именно в этом подъёме сознания по чакрам.
В метафизике Этмы тоже существуют пласты реальноси, каждый из которых существует не просто так. Там существуют различный пространства, которые можно посетить, и некоторые существа по ним путешествуют. Выше я описал больше функции семи уровней в реальности, нежели те пространства, которые даёт нам индийская мифология. Там тоже на каждой локе живут разные существа, и там есть определённый ландшафт. В Этме это всё другое, но суть остаётся та же самая.
1. Физический мир. Уровень, где эфир находится не просто в плотном состоянии, а раздроблен на четыре младшие стихии, хотя сам присутствует здесь как пространство, вмещающее в себя материю в различных состояниях и природные проявления этих стихий.
2. Первый слой небес Кальты. Уплотнённый эфир без разделения на младшие стихии по сути своей содержит в себе самые плотные виды жизненных сил. в живых существах представляет то, что называется телесной душой, витальностью. Вот почему истинное пламя здесь работает иначе. Оно работает по законам жизни, а не вещества, проявляя свой жизненный аспект в большей степени.
3. Второй слой небес Кальтыы. Пространство, где усиливается контакт со всем внутриличностным и психическим. Здесь и бессознательное и мир снов и в принципе пространство, способное отражать психические и психологические явления. Вот он уровень эмпирического сознания. Он состоит из текучего эфира, который составляет личностную и волевую природу существа, его индивидуальность, самосознание и т.д.
4. Третий слой небес Кальты. Пространство разума. Оно кажется пустым, но стоит что-то измыслить, оно возникнет как образ. Это более тонкий эфир, существующий в состоянии подобном пару. Это именно, что разум существа, который вроде бы пустое пространство, но в нём возникают идеи.
5. Уровень нижнего и верхнего миров. Да, это один уровень по плотности, но содержит в себе по сути дхарму. Здесь Янре и Аркхана являются в персонифицированных формах как Творец и его Сила. Аркхана является и в верхнем и в нижнем мире, а вот у янре в нижнем мире нет формы, хотя он там тоже присутствует. Силы рождения и смерти, созидания и разрушения и т.д и т.п Всё это здесь. Вообще всё, что лежит в основе среднего мира и жизни в нём. На самом деле это пространство состоит из чистого эфира, который находится одновременно в трёх состояниях. И по сути - это аналогия уровня дхармы.
6. Уровень Света и Жара. Если чистый эфир - это пространства верхнего и нижнего мира, то следующий уровень - это Свет и Жар в их движении. Танец Арана и Киги - великих духов, олицетворяющих эти стихии. Он воплощает в себе всю божественную красоту мироздания. Когда они соприкасаются с эфиром в его чистой форме, рождается и дхарма. Свет и Жар не рассматриваются обособленно друг от друга потому, что смысл их двойственного союза иначе бы потерялся.
7. Уровень Единства. На самом деле уровень стихии духа. Вот здесь, мы и видим всю целостность мироздания, проникновение разных слоёв друг в друга и прочее подобное. Янре кельмаиры через этот уровень путешествуют по вселенной.
А вот Шуна не рассматривается как план бытия потому, что это не проявленный уровень. Да, там тоже можно говорить о процессах метафизического толка, но несколько иных, чем внутри сотворённой вселенной, начиная с уровня старших стихий. Там пребывает Янре в его истинной форме. Его сила полностью в нём растворена, а он полностью растворён в ней. Когда Янре творит вселенную, его сила начинает двигаться, становясь квинтессенцией жизни. Тоже самое происходит с индивидуальными существами - их зерно бытия прорастает, квинтессенция жизни начинает выходить наружу, и разворачиваются стихии внутри этих существ, разворачивая их души, а потом и тела. Но в мире они появляются не материализуясь, а проходя через процесс рождения. Для них существует время, и цикл перерождений, как последовательность переходов от свёрнутого состояния к развёрнутому. Но для Янре и вселенной существуют два параллельных процесса - один связан с поглощением, а другой с проявлением реальности. Потому в верхнем и нижнем мирах Этмы есть особые места, связанный с этими процессами. Мглистое озеро в нижнем мире поглощает, а сияющий предел в верхнем мире проявляет.
На самом деле Этма - это конечно фэнтази, которое так или иначе описывает мир напоминающий средневековье. Но уклад жизни, традиции порой могут показаться не правдоподобными с точки зрения моделирования именно средневекового мира и общества. Ну, в фэнтази это частое явление, и многие любители реализма ругаются. В случае с Этмой это оправдано. Потому, что я тут моделирую не историю нашего реального мира, а прежде всего метафизику и законы проявления этой метафизики в мире. Многие вещи преувеличены, в культурах народов акцентированы проявления метафизических категорий. Всё это с той целью, чтобы связь физического и метафизического была видна как можно отчётливее. Если бы целью было бы моделирование именно средневековья таким, каким оно реально было, то Этма была бы куда более жестоким и суровым миром, но задача-то не в том, чтобы показать всю безнадёгу старых времён, а законы мироздания в действии. Причём показать именно красоту реальности, на разных её уровнях. Показать не реальный не совершенный мир средневековья, а гармоничный фантастический мир, где алхимия и магия творят невероятные вещи (что и приводит к появлению культуры и жизни совсем не похожих на то, что было реально в средние века).