Одна мысль посетила, когда в очередной раз прочел где-то цитату о том, что рукописи не горят, сказанную торжествующим тоном. Типа, "вон оно как в нашем мире обстоит: не горят у нас рукописи никогда. Не позволяем мы, люди, им гореть". И вроде бы как бы прошло немного лет со времен событий на Патриарших, а мир стал совсем другим: вокруг одни благородные Мастера и самоотверженные Маргариты, юморные коты и мудрые Воладны. Плюнуть некуда. А если и попадется какой-нибудь Латунский один на миллион, так тут же он подвергается общественному порицанию благодарных читателей Булгакова. И рукописи у них не горят никогда, принцип работы огня такой - как видит рукопись, тут же тухнет. Одно только непонятно - если всё так хорошо, то почему всё так хуёво?
На самом деле книжка Булгакова опять понимается людьми исключительно неверно, даже антиномично. Она понимается как некий гимн позитиву и свидетельство того, что все у всех непременно будет хорошо и правильно, и что на этом построен мир. То есть конечно всё будет хорошо, это и бог обещал, но не всё, не у всех и не здесь. На самом деле это книга, одна из моих любымих - скорее гимн отчаянию, написанный от отчаяния. И те истины, которые она провозглашает, роднит одно: так должно быть, но так нет. Точнее не только нет, а всё в мире наоборот относительно того, как надо и как заповедовано людям, то есть совершенно через жопу. И тут, именно тут, нам, отчаявшимся, надеяться особо не на что.
Возьмем любую так называемую крылатую фразу. Например, "не просите ничего у сильных мира сего, сами предложат и сами всё дадут". Вы когда-нибудь видели, чтобы кто-то из сильных мира сего сам что-то предлагал или давал просто так? Знание о том, что так не бывает, воспитывается в людях сразу со вступлением во взрослую жизнь. Помню политех много лет назад, когда приходилось ждать под дверью какого-нибудь старого и маразматичного преподавателя часами ради закорючки в зачетке, хотя учился я хорошо. Я спрашивал знакомых среди молодых преподов - почему? В чем смысл околачивать двери ничтожеств, которые как персонаж "Мастера и Маргариты", от которого остался только говорящий костюм, ничем не заняты и вполне могут меня принять, хотя делают вид, что заняты? Мне отвечали - это школа жизни, нужно научиться этому чтобы жить хорошо. Увы, но так нихуя и не научился. Разнообразные работы поначалу, деньги на которых гораздо меньше зависят от результата и качества, чем от того, как ты будешь их просить. И так далее.. Современное общество представляет из себя общество нытиков. Люди убеждают друг друга не правдой, а нытьем, и верят не правде, а нытью. Поп музыканты ноют с экрана такими жалобными голосами, что хочется бросить им копеечку, хотя они не самые нуждающиеся люди. Какой-нибудь пидарас обошел тебя в делах или где-нибудь еще, потому что жалобно поныл лицу, принимающему решения. Предприниматель, у которого в магазине голодная бабуля спиздила булку хлеба, на суде ноет так, что всем становится ясно - именно из-за этой булки хлеба может развалиться его бизнес. Мужчина ноет женщине, стремясь его удержать. Женщина ноет мужчине, желая его обмануть. Век гуманизма и жалости сделал фальшивое нытье основой человеческих отношений. Применим ли в этих условиях совет Булгакова ждать, чтобы тебе сами всё предложили и сами всё дали? Нет, не применим. Более того, он вреден. Это путь вниз. В этом мире и в этом обществе. То же и с рукописями - горят они тут, пиздец как горят, синим пламенем. Хотя и не должны (о чем и речь в книге). И со всем остальным. Мое мнение - в жопу такой мир, но факт есть факт..
И даже сюжет этой книжки. Все видят счастливый конец, покой, уединение, романтику и всё, что описано в конце. Но не замечают того, что всё с какого-то момента повествования происходит как бы в двух измерениях. Первое - то, что составляет основу сюжета, хэппи энд. На второе есть только намек. Когда в больнице начинается кипеш от того, что в палате умер пациент. И Бездомный говорит "я знаю, что в Москве в этот момент еще кто-то умер, и этот человек женщина". И верно, Маргарита хватается за сердце у себя в квартире и кричит "Наташа, ко мне". В этой реальности они не встретились никогда. Мастер так и куковал в больнице, а Маргарита сидела у себя дома и нюхала цветок. И, несмотря на то, что на эту реальность в книге только две строчки, именно она и есть та реальность, в которой живем мы все. А другая - она другая. Вот такой пиздец..
"Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит его". Все знают этот отрывок. Он красивый. Кто-то говорит "автор мастер слова". Кто-то "автор как саксофон (гитара, фортепьяно, баян и т.п.)". Кто-то просто "трогательно". Но это основа философии романа, она выстрадана и прожита автором буквально. И хуй кто видит в нем тот смысл, который вложил туда автор. Ибо человек, как детище позитива, которое любит мир во всех его проявлениях - свободах, приключениях, деньгах, времени, развлечениях (интеллектуальных и не очень), айфонах и прочих предметах быта, нихуя не в состянии понять, как в таинственности может заключаться обыденность, как в самом себе может заключаться непосильный груз, а в земле, нашем малость ёбнутом но ниче так зеленом домике - усталость и отчаяние. Поэтому и не понимают Булгакова и никогда не поймут. А спорить я на эту тему не буду..