Мнение быдла из зрительного зала

Jan 18, 2011 12:47


Всю жизнь не любил театр как вид искусства - происходящее на сцене казалось страшно неестесвенным, гипертрофированным, нарочитым. Неживым. Меня это раздражает примерно так же, как пауза для смеха зрителей, специально оставляемая в скверных комедиях и юмористических монологах со сцены.
Хотя совершенно понятно, почему так все делается. Публика разная, доходит не до всех одинаково. Сцена от зрителя далеко - тонкости выражения лиц видно не всем, и даже вовсе никому не видно. Голоса тоже слышно не очень хорошо. Вот и приходится бедным артистам кривляться и орать как умалишенным, а так же вставать в позы памятников своим героям и подолгу так зависать - это просто технические средства такие, чтоб было видно и понятно даже галерке. Иначе - никак.
Поэтому театру я, в среднем, предпочитаю кино - там арсенал технических средств намного, намного больше. А уж с декорациями да костюмами насколько лучше! Ну и результат, на мой взгляд, получается намного тоньше и выразительнее. Ну, может получаться, конечно - если цель такая стоит.
Но я, на самом деле, не про кино хотел написать. И даже не совсем про театр. А вовсе даже про оперу. Которая в этом смысле является превосходной степенью театральности. Мне оперные представления кажутся гротеском - настолько все происходящее далеко от жизни, чувств, поэзии и здравого смысла. Зачем нужно прекрасными голосами под непростую музыку петь о какой-то чудовищной ерунде, совершая малопонятные телодвижения - мне, наверное, не понять никогда.
Может быть, это была попытка достойными рыночного балагана ужимками и прыжками привлечь внимание высокопоставленного быдла к музыке - маскируя непростое музыкальное произведение сюжетом плоского анекдота и яркими маскарадными костюмами. Как в блогах - «картинка для привлечения внимания». А потом все это мутировало в отдельный жанр-оксюморон.
Может быть, это какая-то очень сложная метафора. Театр плохо передает чувства - он оперирует некоторой символикой, чтобы дать зрителю понятие об этих чувствах. Но символы эти, в принципе, понятны каждому, потому как в основе своей позаимствованы из реальной жизни. Опера пошла дальше - там существует какой-то искусственный язык метафор, обычному человеку уже непонятный.
Не знаю. Не понимаю. И спросить не у кого - опера теперь уже самостоятельный жанр с традициями, сложившийся, ритуализированный, живущий своей независимой от людей жизнью.
И все что мне остается - пытаться слушать музыку. Потому что происходящего на сцене - глаза б мои не видели. А итальянского я, слава Богу, не знаю и могу оставаться в блаженном неведении.

…все здесь ведут себя так, словно, кроме музыки, на свете вообще ничего не существует! Сюжеты опер абсолютно глупы! В половине историй все держится на том, что человек не узнает собственную жену или служанку просто потому, что та надела крохотную маску! Толстые дамы исполняют роли чахоточных девиц! А игра актеров? Разве это можно назвать игрой?! Ничего удивительного, что все принимают как данность, когда я пою вместо Кристины, - по сравнению с тем, что творится в самой опере, это практически нормально! Здесь у всех искаженное оперовоззрение! И на двери следовало бы повесить табличку: «Здравый смысл оставьте за порогом»! Если бы не музыка, все это выглядело бы просто нелепо!

Терри Пратчетт Маскарад

P.S. Вышеизложенное - не более чем непросвещенное мнение человека, знакомого с описываемыми явлениями поверхностно и не имеющего профессиональных познаний ни в одной из затронутых областей.
На самом деле и Театр и Опера (целиком, а не только музыка из нее), являются Высоким Искусством и востребованы в народе as is.

P.P.S. Забыл написать, чем пост вообще вызван, а повод - хороший! Я как следует распробовал для себя оперный вокал! Буду слушать! Смотреть - не буду (по крайней мере, пока), а слушать - обязательно!

игры разума, мысли, дневник, где я был и что я видел

Previous post Next post
Up