Читаю вот тут книжки всякие про общество, а заодно опять тема журналистов всплыла. Оглянулся я вокруг, и вот что вижу.
Более-менее все читают/смотрят тот или иной вид СМИ. И вот кто-то кричит про то, что журналисты - это такие солдаты, борющиеся за Свободу Слова и наши с вами Гражданские Права. Другие столь же экспрессивно и искренне кричат про то, что журналисты - продажные твари, а правды нет и не будет. Сами журналисты (многие - по честному и от души), недоумевают: если журналисты так ловко продаются, то где можно получить свою долю? Ну и партией бас-гитары (соль-ля, соль-ля) из своих повышенной уютности жежешечек псевдоинтеллектуалы и
граммар-наци вроде меня
скрипят про то, что журналюг надо усыплять, минимум проводя децимацию, а остальных практически поголовно отправлять в школу-интернат строгого режима -
изучать жизнь простого народа, а так же подучить арифметику и грамматику.
Несмотря на кажущиеся противоречия - правы почти все. Ну, с поправкой на категоричность и обобщения. Как так получается? И очень просто - имеет место некоторая путаница в терминологии, все как обычно. Это ведь как происходит: назови русскими писателями всех в диапазоне от, прости Господи, Дарьи Донцовой до, Господи прости, Льва Толстого, и все - читать русскую литературу уже не получается из-за всяких физиологических позывов, а при слове «культура» рука сама начинает тянуться к пистолету.
Как с этим бороться? Идея проста - надо взять, и поделить!
А хорошо бы было разделить журналистов на категории! Ну, например, так: журналисты-следователи, журналисты новостей и, чтобы матом не ругаться, журналисты развлекательные.
Следователи проводят настоящие журналистские расследования и пишут о серьезных делах: теракты, воровство бюджетов больниц и передача последних очагов культуры политикам от религии. Новостники освещают в СМИ произошедшие события: «гражданин попал под лошадь», «разбился самолет «Врачей без границ» с грузом героина и десантом на борту», «вчера в зале Кремлевского Дворца советник Президента по культуре принял группу писателей Парагвая за группу писателей Уругвая». Просто освещают - четко, умно, без своих и чужих выдумок.
А развлекатели - они развлекатели и есть: «КП», «СПИД-Инфо», НТВ, MTV. «Мы доставим вам фан любыми средствами!».
Разделение по группам происходит не просто так. Ну, то есть, в третью группу может попасть кто угодно - публикуешься в любом СМИ, начиная от раскрученного жж до журнала Maxim, и все - ты уже этот, развлекательный журналист. Каждый может.
А вот чтобы попасть во вторую и первую группу надо специально учиться, сдавать экзамены и получать сертификаты. И удостоверения. И особый Знак, который, означает принадлежность к касте и обязательно публикуется вместе с материалами. Чтобы сразу было видно: писал статью нормальный профессионал такой-то категории или либеральный интернет-балабол.
Чтобы попасть во вторую группу, в новостники и обозреватели, надо хорошо знать некоторое количество дисциплин. В первую очередь - логику, психологию и русский язык. А так же: математику, физику, химию, психологию, историю, культурологию. И экзамены, обязательно экзамены! В том числе - в полевых условиях, максимально приближенных к боевым! Чтобы помнили д-ра Хауса с бессмертным «Люди врут!», чтобы не путали факты с интерпретацией в рассказах очевидцев. Чтобы не путали моль с молью, работу с энергией и Бебеля с Бабелем. Чтобы «выдвинутая инициатива по принятию закона» не превращалась в принятый закон. Чтобы 20% не превращались в 200%, а врачи - в убийц. Чтобы факты были фактами.
И давать таким новостникам полномочия примерно как у ППС - чтобы можно было почти везде пройти, спросить документы и попросить «пройти до выяснения». А заодно - административную ответственность в виде крупных штрафов и отбора статуса «новостника» за недобросовестное освещение событий. За интерпретации, вранье, тенденциозность и недостаточное погружение в тему.
С первой группой - еще сложнее. Они должны учить и сдавать те же логику, русский и литературу, психологию и всякие химии-биологии. А еще бухгалтерское дело, юриспруденцию, риторику, делопроизводство, этику, политологию, социологию, рукопашный бой, стрельбу, тактику, экстремальное вождение, способы выживания в городе и в дикой природе, методы ведения допросов и противостояния таковым, медицину, а так же разнообразные ИТ-дисциплины, в первую очередь касающиеся безопасности, шифрования и передачи данных. И экзамены, экзамены, экзамены! Настоящие, в поле!
И полномочия таким журналистам давать - как офицерам ФСБ: чтобы можно было с ноги открыть дверь в чиновный кабинет, предъявить удостоверение и произвести выемку содержимого жесткого диска компьютера. А заодно и ответственность за злоупотребления, некомпетентность и недобросовестность - уголовную.
И станет понятно, кого Государство должно особенно защищать, а кому можно спокойно дать по пустой голове, чтобы язык ядовитый так сильно не болтался. У кого есть бабки, а у кого нет (а главное - почему). И кого надо слушать, а кого можно смело посылать в жопу.
Вот это бы была гласность, вот это бы была демократия, вот это бы была Свобода Слова, Честность и Ответственность.
Ну чем я не Томас Мор?
Update: на самом деле автор статьи хотел сказать, что даже очень благие намерения, как показывает практика, мало заменяют интеллект и образование.