Про колеи мышления

Sep 20, 2010 12:00


В давешнем перепосте от ivanov_petrov про неэмоциональных людей и его квазиобсуждения у меня в жж одной из важных идей для меня оказалась идея/идеи "траектории мышления\рассуждения", "интеллектуального пространства", "семантического поля" e.t.c. Идеи не новые, не слишком сложные, но внезапно (в том числе и в силу чисто личных обстоятельств) заигравшие для меня ( Read more... )

игры разума, ссылки, пища для размышлений, ко

Leave a comment

torrar September 20 2010, 07:41:02 UTC
У нас на уроках литературы, если кто-то произносил сакраментальное "автор хотел сказать" - сразу останавливали и делали акцент на том, что мы анализируем только то, что он в итоге сказал. Разночтений и поля для анализа и так предостаточно, а что он втайне имел в виду - нам знать просто не дано, мы у него в голове не сидели.

А вообще, на этом (в том числе) зиждется, кстати, благотворное влияние чтения на развитие мышления.

Reply

manawiddan September 20 2010, 07:58:20 UTC
Хорошо вам! У нас было наоборот - часто, часто монологи учителя литературы начинались с риторического "И что автор хотел сказать нам этим стихотворением?". Адский адЪ.

А вот про развитие мышления - не понял. То есть чтение, конечно, мышление развивает, но вот этот аспект, как мне кажется, как раз тут не при чем. Я вообще не очень хорошо понимаю, как способность воспринимать текст по-разному (у одного и того же человека) может быть развита. То есть понятно, что у человека могут быть развиты аналитические способности и воображение, и можно-таки заставить себя вообразить как это можно понять с такой стороны, а как - с другой. Но это же просто упражнение: для себя-то, внутри, все равно имеешь некую свою, как-бы настоящую точку зрения. В этом же весь и фокус, что нельзя перепрыгнуть через границу своего "поля знаний", уйти со своей "траектории мышления ( ... )

Reply

torrar September 20 2010, 10:20:00 UTC
По части развития мышления - это я немного в сторону ушел.
Не последовательная связь, а общая причина.
Оно строится не на отличиях в индивидуальном восприятии, а (на шаг назад) на самой особенности достраивать смысл к прочитанному тексту. На том что у читающего в голове обычно не сухой набор слов, а воспринятая картинка, сюжет и т.д. То есть читатель не просто принимает готовое, а работает мозгом в процессе чтения - и получает не чистый авторский текст, а продукт некоего "со-творчества" с автором.
Эта работа мозга развивает мышление. И она же (с учетом особенностей каждого отдельного читателя) влияет на создание таких разных картин у разных читателей.

Reply

manawiddan September 20 2010, 12:53:47 UTC
А!
Ну так-то да.

Reply

envta September 20 2010, 20:24:45 UTC
Что хотел сказать или что сказал."Что в лоб, что по лбу" ;))
Нас вот нацеливали на "Что ты понял из всего этого".
А в отношении автора употреблялось слово "показал"

Reply

torrar September 21 2010, 05:22:01 UTC
Это - само собой. Просто первой репликой учителя было указание на разницу между "хотел сказать" ("имел в виду", "думал") и "написал", "выразил".

Reply


Leave a comment

Up