Про моду, антимоду и собачек Павлова

Apr 01, 2010 18:09


Когда-то давно я писал об одном из аспектов Моды. А точнее о том, как людям компостируют моск. А давеча я посмотрел "Мультреалити" и выяснил еще одну интересную, хотя, если подумать, и совершенно очевидную штуку - оказывается, помимо положительных ассоциаций можно ведь еще и отрицательные вырабатывать!

Для тех, кто ленится старый пост перечитывать (да и Бог бы с ним, там воды много а толку мало) сначала вкратце сформулирую, чем же меня так задело формирование моды, или Как Нам Впаривают Вкус Вместе С Вещами.

Механизм выглядит так:
  1. Авторы Зла придумывают, что именно они хотят нам продавать (розовые платья, блестящую перламутровую помаду, туфли на шпильках и все такое). Важно отметить, что это не одна-две-три какие-то конкретные вещи, это некая новая концепция, составными частями которой является огромный комплекс товаров и услуг.
  2. В рамках этой новой концепции придумывается некий законченный идеальный образ, отвечающий всем ее признакам. Например: блондинка, худая, почти без груди, очень загорелая, с пухлыми силиконовыми губами, в коротком розовом платьице, на высоченных шпильках, с розовой сумочкой-презервативницей, за рулем "Феррари".
  3. Этот образ начинает транслироваться во всех профильных СМИ (в журналах соответствующей тематики, на телевидении во всей рекламе) и т.п. При этом в роли канвы для образа выступают действительно красивые девушки - пропорциональные, ухоженные, с красивым лицом и очаровательной улыбкой. А еще их окружают всякие Приметы Счастья и Успеха - пальмы, море, загорелые мускулистые парни, дорогие отели, дорогие тачки, и т.п.
  4. Образ Красоты и Успеха через с хрустом входит в наш зрительский/читательский мозг и заменяет наши собственные представления о красоте и успехе на предложенные.
  5. Когда мы начинаем искать или создавать для себя Красоту и Успех, мы его ищем/создаем строго по предложенному образцу. В том числе, приобретая соответствующие образу элементы реквизита.
И все бы ничего, если бы нас просто заставляли покупать что-нибудь таким вот образом. Но они ведь реально норовят представление о красоте, например, переписывать! Причем происходит это очень смешным образом - теперь красота это не то, что нравится, что красиво, что похоже на наш идеал. Красота это то, что обладает некоторыми атрибутами. Стоит девушке загореть, залезть на шпильки, одеться в розовое и отрастить длинные пергидрольные волосы - все, дело в шляпе. Она всем будет казаться неотразимой и успешной. Хотя реально млжет быть страшной как атомная война. Страшнота эта будет в глаза бросаться оооочень нескоро - наше зрение будет по представленным атрибутам достраивать ее образ до виденного в телевизоре идеального. Автоматически. Помимо воли и сознания.

Казалось бы - а при чем тут "Мультреалити"? А вот при чем. Я тут это дело посмотрел, и посмотрел, надо сказать, с большим трудом. Я люблю сатиру, я ценю сатиру, но вот там, на мой сугубый взгляд, наблюдается не столько сатира (хотя сатиры там действительно много, и даже хорошей), сколько смакование омерзительности того, что они собрались высмеивать. Причем омерзительности не самой по себе, а искусственно усиленной стараниями авторов сериала. Есть мнение, что сортирный юмор, в котром кто-то типа смешно обосрался, это плохо. Но в качестве сатиры насрать по этому поводу вагон говна - это, по-моему, уже не сатира, это просто вагон говна. Надо как-то аккуратнее искать границу, после которой сатира переходит в квинтессенцию.
Короче, хотите сатиры - смотрите "Южный Парк".

Но! Рациональное зерно было извлечено! Оказывается, показанный выше механизм про замены старого идеала красоты даже не новым, а его атрибутами, может работать и в обратную сторону! Берем полненькую девушку, начинаем яростно тыкать зрителю в глаза ее целлюлитом, расстройством аппетита, характера и желудка. Рисуем ей противное лицо и прыщи. Для закрепления эффекта дополняем образ вообще притянутыми за уши извращениями не связанными напрямую с исходно критикуемым недостатком - вроде постоянной рвоты, алкоголизма, наказания себя бритвой и т.п. И вот уже совсем скоро вид пухлой девушки с признаками целлюлита будет вызывать у зрителя рвоту и желание убежать.
Самое неприятное открытие: в обратную сторону механизм работает гораздо быстрее и надежнее. Приучить к тому, что какие-то атрибуты означают невыносимую отвратительность получается гораздо быстрее и проще, чем приучить к тому, что какие-то атрибуты означают что-то очень привлекательное. Ужасные картинки запечатлеваются в голове намного быстрее, глубже и четче, чем красивые. Мир такой.

Страшно интересно - когда уже кто-нибудь из тех, кто у руля додумается организовать такую же ловкую, как кампания по продаже загорелых худых блондинок, пропагандистскую кампанию против враждебных им образов?

про людей, рецензия, мысли, ко

Previous post Next post
Up