Я тут давеча читал
по наводке Гунтера
правильную заметку Блэки про толчкизм. Прочитал, да призадумался.
Вот с одной стороны Блэки, в общем-то, прав. Не то, чтобы ППКС, но во многом. А с другой стороны - вот уж сколько слов было написано о превращении РИ в реконструкцию и целесообразности этого превращения.
Я себе проблему вижу так:
Большинство ролевиков - народ все-таки образованный, и расширяющий рамки своих познаний еще и специально к игре. Очень же правильно - перед тем, как шить костюм на игру почитать, что же там носили, а заодно как себя вели и во что верили. И на игре потом хочется видеть, что игроки одеты на игре по 16-му веку не в форму Вермахта и не в шкуры мамонтов. Равно как быть уверенным, что они не будут штурмовать на ровном месте Бастилию, цитировать труды Ленина со ссылками на него же и проповедовать с амвона толерантность к сексуальным меньшинствам.
В то же время надо себе помнить, что люди едут поиграть в некоторое идеализированное представление об эпохе/месте/ситуации. Мало кому интересно ехать на игру для того, чтобы кормить вшей, подтираться травой или хотя бы для того, чтобы учить разговорный древнеисландский (весь). Людям в большинстве своем на РИ хочется постоять (посидеть, полежать, побегать) в красивых позах с пафосом на лицах, раскрутить несложную детективную интригу и поучаствовать поплотнее в интриге любовной. Задача максимум - словить пресловутый катарсис. Те, кто упираются за аутентичность материалов и способов плетения тесьмы обычно все-таки едут не совсем на РИ, разве что на совсем специализированные, а чаще все-таки на фестивали специально для таких как они. И это нормально - у всех свои интересы и увлечения.
Вот и получается противоречие. С одной стороны очень хочется достоверности - чтобы погружение в мир было получше. А с другой стороны очень хочется, чтобы эта достоверность была не слишком достоверной, и от погружения отвлекала поменьше. Потому что очень хочется играть в романтичную принцессу, а не в страшную завшивевшую девку, которая умрет старухой в сорок лет и которая, тем не менее, как раз историческая принцесса и есть. Мы же все-таки к историческим реалиям непривычные. И паническое вспоминание слов молитвы на игровом богослужении запросто может убить весь процесс - выйдешь из церкви, утрешь холодный пот, подумаешь "ну, вроде сканало, никто не заметил" и побежишь курить в кустах, потому как чувствуешь себя неуютно. А для погружения в процесс богослужения не надо учить настоящие молитвы на латыни, обычно и по-русски устроит, причем можно не очень точно. Надо просто поставить в голове правильную галочку - молился в храме. Оно цинично звучит, но вот подумайте - разве не так?
Резюме - всем известное, надо соблюдать баланс. Но есть у него несколько нюансов, которые хотелось бы сформулировать отдельно, хозяйке на заметку.
- Вот этот самый баланс надо заявлять заранее. То есть МГ, когда заявляет игру, в каждом разделе правил и отдельно огромными буквами на главной странице сайта должна прямо, недвусмысленно и в доступной форме указывать, где у них необходимые условия, а где так - желательные. Или даже - нежелательные. Потому что на легкой, чисто фантастически-антуражной игре нормальный реконструктор будет только картинку портить.
- Собственно, в продолжение пассажа в конце первого пункта: перебор зачастую хуже недобора. И особенно - когда это активный перебор. Это когда в толпе молящихся находится самодовольный умник, который (молодец, честь ему и хвала, почитал, заучил!) начинает прилюдно демонстрировать, что он молитву знает лучше проповедующего в этот момент епископа. Да, здорово, молодец, грамотный, но игру-то народу поломал. Потому что по роли епископ не может все это знать хуже, чем зачуханый крестьянин.
- Имело, наверное, смысл разделять уровни достоверности в зависимости от ответственности роли. Тут вот в исходной заметке Блэки жалуется на то, что народ-де не знает, за что бьют гугенотов. А до этого у нас здесь как-то была развернутая дискуссия на тему: "игроки перестали заморачиваться тем, почему они на игре совершают те или иные действия, сказали - ненавидим евреев, значит ненавидим". Угу, все так. Но и тут важно не забывать, что крестьяне поголовно, а дворяне - многие, были примитивно неграмотны, и в вопросах веры - тоже. Они знают, что гугеноты/катары/иудеи - еретики и дьяволопоклонники, и жечь их надо. Все, никаких подробностей! И игрокам совершенно не обязательно на эти темы просвещаться, и даже вредно иногда - способствует, знаете ли, снижению накала религиозной нетерпимости в широких массах!
Короче - есть, наверное, некоторый смысл разделять персонажей на классы образованности в вопросе и требовать с них соответственно. Чтоб не было не только совсем невежественных Пап Римских, но и шибко умных крестьян.
- И еще момент, последний, чисто от себя. Очень, знаете ли, хочется чтобы люди были как-то терпимее друг к другу. Чтобы лучше понимали, что на игры мы все ездим удовольствие получать от процесса, а не для того, чтобы хвастаться своими финансовыми возможностями по пошиву костюмов и не глубокими познаниями в никому по жизни не нужных дисциплинах. Вон, на "Вратах" Гунтер читал проповедь по книжке, перевернул две страницы вместо одной, очитался и проводил свежепочившего короля в ад вместо рая. Ржали все - как кони, пафосный момент был изрядно скомкан, но это ж не повод тыкать в Гунтера пальцем и кричать "фу, нафиг с поля".
Как-то так. Давайте не будем делать из достоверности культа. Давайте будем делать культ из баланса. И из удовольствия от игры тоже давайте культ делать.