Или "эффект конкурса".
Кратко говоря, "эффект конкурса" это когда люди берут в пример и подражают людям которые пройдя определённый конкурс смогли "выжить". При этом не учитываются миллионы миллионов людей которые шли этим же путём, но "не выжили" в конкурсе. Сам по себе этот эффект создаёт ошибку.
В области финансов это проявляется в статистике, исследованиях и опросах, когда учитывают только те компании или паевые фонды, которые "выжили" до окончания отчётного периода, тогда как разорившиеся не бывают включены.
В 1996 году группа американских учёных пришла к выводу, что суммарный вклад этой ошибки в оценку всех фондов США составляет 0,9 процента в год, что немало, если сравнивать это не со 100 процентами, а доходностью акций или ценных бумаг, равной сейчас 4-6 процентов.