Это перестает быть красивым и становится правдой.
Милорад Павич
Мушка
. . .
Вы, наверное, думаете, что я играю? -- насмешливо обратилась она к Дамаскину. -- Вовсе нет! Это я музыкой поливаю цветы под моим окном. Они от этого лучше растут... Есть песни, которые цветам особенно нравятся. Точно так же, как некоторые песни нравятся нам. Но есть и другие песни, особенно редкостные и дорогие, -- те, которые умеют любить нас. Многие из этих песен мы не слышали и никогда не услышим, потому что тех песен, что умеют нас любить, гораздо больше, чем тех, которые мы любим. Это относится и к книгам, картинам или домам. А что можно сказать о домах? Просто одни дома обладают даром нас любить, а другие -- нет. Каждый дом -- это, в сущности, непрерывная переписка строителя с теми, кто в нем живет. Жилища людей -- как письма, хорошие или плохие. Жизнь в доме может походить на деловую переписку, или на обмен письмами двух врагов, ненавидящих друг друга, или на обмен посланиями господина и слуги, пленника и тюремщика, но может быть и любовной перепиской... Ведь жилища, так же как и мы, бывают женского и мужского пола. В этом-то все дело. Я хочу, чтобы ты мне построил дворец, похожий на любовное письмо. Знаю, не каждому дано разжечь огонь. Некоторым это не удается. Но ты сможешь. Я знаю, ты сможешь.
Милорад Павич
Дамаскин
Сочинение для компьютера и плотницкого циркуля (Обед)
. . .
. . .
. . .
Господин Николич долго рассматривал чертежи, а потом сказал:
-- Мастер Йован! Здесь чертежи для трех церквей, причем совершенно одинаковых. А ведь я заказывал только одну.
-- Чертежи и вправду на три церкви, но вам, господин Николич, придется платить только за одну. Первая, та, что нарисована зеленым, будет стоять у вас перед глазами в вашем саду. Строить ее не надо, она сама по себе вырастет.
-- Да что ты мне плетешь небылицы про чудеса в решете! С каких это пор церкви растут сами по себе!
-- Растут, и вы сами в этом убедитесь, господин Николич. Я завтра же пришлю к вам трех садовников, и они точно по моему чертежу посадят в вашем саду самшит! Он будет расти примерно с той же скоростью, с какой я буду возводить каменную церковь в назначенном месте, в вашем поместье над Тисой. Эта церковь здесь, на моих чертежах обозначена желтым. Мои садовники будут каждую неделю подстригать самшит в соответствии с чертежом, а вы из своего окна сможете наблюдать, насколько мы там, я и мои каменщики и мраморщики, продвинулись в строительстве храма над Тисой. Вы все увидите в окошко -- и когда будут делаться дверные своды, и когда воздвигнут алтарь, и когда поднимется купол. Дай бог начать, и сделаем все по порядку и вовремя...
-- Красиво и складно рассказываешь, мастер. Но скажи мне, для чего третья церковь? Вот этот третий чертеж фиолетовыми чернилами?
-- Это тайна, которая откроется только под конец строительства. Потому что без тайны нет удачной постройки, как нет и настоящего храма без чуда.
На том они и расстались, и архитектор Йован стал строить над Тисой храм Введения Богородицы, а господин Николич показал Атиллии в окошко растущую у них в саду самшитовую рощицу, подстриженную в виде церкви, распахнутые двери которой представляли собой аллею сада. Атиллия каждое утро гуляла по этому естественному храму, иногда останавливалась перед зеленым алтарем на том месте, где должна будет венчаться, а однажды вечером в понедельник увидела в первое окошко, прорубленное в новой церкви, вечернюю звезду. Самшитовый храм тянулся к небу. Разумеется, время от времени Атиллия и ее отец ездили к Тисе и наблюдали, как в их поместье воздвигается храм Введения Богородицы из камня и мрамора.
И тут случилось нечто непредвиденное.
Однажды утром к господину Николичу пришел Ягода и доложил:
-- Самшит перестал расти!
-- Ну и что из того, - оборвал его господин Николич. -- Я этот храм из самшита не заказывал и за него не платил.
Однако тут же решил лично убедиться на месте, как обстоят дела, и срочно отправился на Тису посмотреть, когда он сможет принять законченный храм и освятить его. Но в своем храме он обнаружил меньше окон, да еще и на одну дверь меньше, чем раньше. А из каменщиков и мраморщиков не застал никого.
-- Что с церковью? -- спросил взволнованный Николич.
-- Сами видите. Они больше не строят.
-- Как это больше не строят? Почему?
-- Что-то мешает Йовану закончить храм, -- отвечал Дамаскин. -- Самшит перестал расти.
-- Да что вы мне все о самшите да о самшите толкуете! -- вскричал господин Николич. -- Что мне за дело до самшита! Я Йовану заплатил за церковь, которую он будет строить из камня, и он должен строить из камня. Разве он не может достроить недостающее?
-- Господин мой, Йован может и дальше строить из камня. Но если самшит не растет, это значит, что не растет и третий храм, который вы видели на плане -- фиолетовый. А ведь каменный храм продвигается здесь ровно на столько пядей, на сколько пядей продвигается строительство того, третьего храма...
-- И что теперь делать?
-- В чем-то вы согрешили, господин Николич. Или кому-то должны остались, или кусок изо рта у кого-то вырвали. Когда вспомните, в чем согрешили и кому нанесли урон, покайтесь и искупите свой грех или долг верните, и тогда Йован вам достроит церковь.
-- Да скажи, бога ради, Дамаскин, где же строит Йован этот третий храм?
-- На небе. Третий храм Йован всегда строит на небе.
Милорад Павич
Дамаскин
Сочинение для компьютера и плотницкого циркуля (Третий храм)
. . .
Проект Tree Cathedral Мастера Giuliano Mauri завершил его сын, живой мемориал в память о знаменитом архитекторе становится все величественнее. Храм растет: каркас базилики образуют колонны, внутри которых подрастают саженцы граба. Кроны повзрослевших деревьев сомкнутся, образовав величественное зеленое сооружение.
amusingplanet.comhttp://www.arengario.net/momenti/indmomenti.htmlhttp://www.cattedralevegetale.oltreilcolle.info/http://www.archinfo.it/voliera-per-umani