На небе. Третий храм Йован всегда строит на небе. (с)

Jan 10, 2012 01:49



Это перестает быть красивым и становится правдой.

Милорад Павич 
Мушка




. . .
Вы, наверное, думаете, что я играю? -- насмешливо обратилась она к Дамаскину. -- Вовсе нет! Это я музыкой поливаю цветы под моим окном. Они от этого лучше растут... Есть песни, которые цветам особенно нравятся. Точно так же, как некоторые песни нравятся нам. Но есть и другие песни, особенно редкостные и дорогие, -- те, которые умеют любить нас. Многие из этих песен мы не слышали и никогда не услышим, потому что тех песен, что умеют нас любить, гораздо больше, чем тех, которые мы любим. Это относится и к книгам, картинам или домам. А что можно сказать о домах? Просто одни дома обладают даром нас любить, а другие -- нет. Каждый дом -- это, в сущности, непрерывная переписка строителя с теми, кто в нем живет. Жилища людей -- как письма, хорошие или плохие. Жизнь в доме может походить на деловую переписку, или на обмен письмами двух врагов, ненавидящих друг друга, или на обмен посланиями господина и слуги, пленника и тюремщика, но может быть и любовной перепиской... Ведь жилища, так же как и мы, бывают женского и мужского пола. В этом-то все дело. Я хочу, чтобы ты мне построил дворец, похожий на любовное письмо. Знаю, не каждому дано разжечь огонь. Некоторым это не удается. Но ты сможешь. Я знаю, ты сможешь.

Милорад Павич
Дамаскин
Сочинение для компьютера и плотницкого циркуля (Обед)
. . .



. . .


. . .

Господин Николич долго рассматривал чертежи, а потом сказал:

-- Мастер Йован! Здесь чертежи для трех церквей, причем совершенно одинаковых. А ведь я заказывал только одну.

-- Чертежи и вправду на три церкви, но вам, господин Николич, придется платить только за одну. Первая, та, что нарисована зеленым, будет стоять у вас перед глазами в вашем саду. Строить ее не надо, она сама по себе вырастет.

-- Да что ты мне плетешь небылицы про чудеса в решете! С каких это пор церкви растут сами по себе!

-- Растут, и вы сами в этом убедитесь, господин Николич. Я завтра же пришлю к вам трех садовников, и они точно по моему чертежу посадят в вашем саду самшит! Он будет расти примерно с той же скоростью, с какой я буду возводить каменную церковь в назначенном месте, в вашем поместье над Тисой. Эта церковь здесь, на моих чертежах обозначена желтым. Мои садовники будут каждую неделю подстригать самшит в соответствии с чертежом, а вы из своего окна сможете наблюдать, насколько мы там, я и мои каменщики и мраморщики, продвинулись в строительстве храма над Тисой. Вы все увидите в окошко -- и когда будут делаться дверные своды, и когда воздвигнут алтарь, и когда поднимется купол. Дай бог начать, и сделаем все по порядку и вовремя...

-- Красиво и складно рассказываешь, мастер. Но скажи мне, для чего третья церковь? Вот этот третий чертеж фиолетовыми чернилами?

-- Это тайна, которая откроется только под конец строительства. Потому что без тайны нет удачной постройки, как нет и настоящего храма без чуда.

На том они и расстались, и архитектор Йован стал строить над Тисой храм Введения Богородицы, а господин Николич показал Атиллии в окошко растущую у них в саду самшитовую рощицу, подстриженную в виде церкви, распахнутые двери которой представляли собой аллею сада. Атиллия каждое утро гуляла по этому естественному храму, иногда останавливалась перед зеленым алтарем на том месте, где должна будет венчаться, а однажды вечером в понедельник увидела в первое окошко, прорубленное в новой церкви, вечернюю звезду. Самшитовый храм тянулся к небу. Разумеется, время от времени Атиллия и ее отец ездили к Тисе и наблюдали, как в их поместье воздвигается храм Введения Богородицы из камня и мрамора.

И тут случилось нечто непредвиденное.

Однажды утром к господину Николичу пришел Ягода и доложил:

-- Самшит перестал расти!

-- Ну и что из того, - оборвал его господин Николич. -- Я этот храм из самшита не заказывал и за него не платил.

Однако тут же решил лично убедиться на месте, как обстоят дела, и срочно отправился на Тису посмотреть, когда он сможет принять законченный храм и освятить его. Но в своем храме он обнаружил меньше окон, да еще и на одну дверь меньше, чем раньше. А из каменщиков и мраморщиков не застал никого.

-- Что с церковью? -- спросил взволнованный Николич.

-- Сами видите. Они больше не строят.

-- Как это больше не строят? Почему?

-- Что-то мешает Йовану закончить храм, -- отвечал Дамаскин. -- Самшит перестал расти.

-- Да что вы мне все о самшите да о самшите толкуете! -- вскричал господин Николич. -- Что мне за дело до самшита! Я Йовану заплатил за церковь, которую он будет строить из камня, и он должен строить из камня. Разве он не может достроить недостающее?

-- Господин мой, Йован может и дальше строить из камня. Но если самшит не растет, это значит, что не растет и третий храм, который вы видели на плане -- фиолетовый. А ведь каменный храм продвигается здесь ровно на столько пядей, на сколько пядей продвигается строительство того, третьего храма...

-- И что теперь делать?

-- В чем-то вы согрешили, господин Николич. Или кому-то должны остались, или кусок изо рта у кого-то вырвали. Когда вспомните, в чем согрешили и кому нанесли урон, покайтесь и искупите свой грех или долг верните, и тогда Йован вам достроит церковь.

-- Да скажи, бога ради, Дамаскин, где же строит Йован этот третий храм?

-- На небе. Третий храм Йован всегда строит на небе.

Милорад Павич
Дамаскин
Сочинение для компьютера и плотницкого циркуля (Третий храм)
. . .





Проект Tree Cathedral Мастера Giuliano Mauri завершил его сын, живой мемориал в память о знаменитом архитекторе становится все величественнее. Храм растет: каркас базилики образуют колонны, внутри которых подрастают саженцы граба. Кроны повзрослевших деревьев сомкнутся, образовав величественное зеленое сооружение.

amusingplanet.com
http://www.arengario.net/momenti/indmomenti.html
http://www.cattedralevegetale.oltreilcolle.info/
http://www.archinfo.it/voliera-per-umani

ландшафтная архитектура, цитаты, впечатления

Previous post Next post
Up