Говорят, что в дальнейшем, любера били и чурок - но изначально их поиспользовали менты для силового разгона чужими руками зарвавшихся мажоров (интересны были бы свидетельства с их стороны), а потом и неформалов.
http://community.livejournal.com/antifaschist/134670.html?format=lightmbl_v_lj (mbl_v_lj) пишет в antifaschist
@ 2007-06-16 23:42:00
Любера
Субкультурно-историческое сообщество, посвещённое движению люберов, ru_lubera, первой антифашистской субкультуре.
Из сатьи
http://www.boyaring.lodya.ru/Article16.htm"Как мы уже отметили в начале статьи, первая половина 1980-х годов была временем кризиса социалистической системы. Именно кризисные процессы стали одной из причин возникновения у уличной люберецкой молодежи специфической идеологии.
Одной из составляющих кризиса было разрушение коммунистической идеологии и, как следствие, активизация групп, придерживающихся идеологий, отличных от коммунистической, или даже антагонистичных ей. Одной из таких групп стали неофашисты [Чарный, 2004]. Крайне немногочисленные, не активные и экстравагантные, они, тем не менее, выглядели в советской действительности крайне вызывающе и возмутительно. 20 апреля 1979 и 1981 годов в Москве, на площади Пушкина, произошли выступления неких неофашистских групп, приуроченные ко дню рождения Гитлера [Чарный, 2004, с. 75-78]. В 1982 году также ждали выступления; в частности, информация об этом доводилась учителями до школьников с тем, чтобы они не вздумали выйти в назначенный день на площадь. Конечно, такая неумелая «агитация» достигала противоположного эффекта. Так, в назначенный день группа люберецких юношей отправилась восстанавливать справедливость: «Мы приехали на Пушкинскую. Здесь к нам подошел человек в штатском, как потом выяснилось, подполковник МВД. Сказал: “Сейчас соберутся пацифисты, соберутся нацисты. Ребята, надо разогнать”. Нас было человек семьдесят, ну около ста, не больше. Мы за углом встали. Вот как он сказал: “‘Скорая помощь’ пройдет - можете начинать. Пожарка пройдет - закругляйтесь, разбегайтесь”. Ну, когда скорая помощь прошла - началось. А пожарку мы никто уже не видели и не слышали. Кто-то что-то закричал: “Всё, машина прошла, расходимся». Какой там “расходимся”! Дрались, пока всю драку ОМОН не оцепил (ну тогда не ОМОН был, а просто милиция), пока в автобус не стали всех кидать. А одному из наших сказали: “Так, ты стой у автобуса, своих отбирай”» [А.Е.].
А вот как описывала демонстрацию выходивший в Мюнхене журнал «Вести из СССР»: «20 апреля в день рождения Гитлера в Москве группа молодежи пыталась провести “фашистскую” демонстрацию. В этот вечер на пл. Пушкина собралась довольно большая группа молодых людей: с одной стороны “фашисты”, коротко остриженные в черных рубашках, некоторые со значками свастики; с другой - толпа “болельщиков” различных хоккейных и футбольных команд. О предполагаемой “фашистской” демонстрации было известно заранее […]. По сообщению очевидцев, “демонстрация” не успела начаться, как между “фашистами” и “болельщиками” завязалась драка, привлекшая внимание прохожих. Милиция долгое время не вмешивалась, наблюдая за происходящим со стороны. В конце концов, милиция задержала некоторое число “фашистов” и “болельщиков”» [Вести…, 1982].
События 20 апреля 1982 года сыграли свою роль - деятельность люберецких подростков и юношей обрела идеологическую базу: «В принципе, всё движение люберецких началось из-за Дня рождения Гитлера. Это оказалось почвой для дальнейшего развития. Была дана идея, и идея - что надо. Мы оказались молодежной группировкой против фашизма. Об этом, кстати, писали в “Правде” и, по-моему, где-то еще: что нормальная прогрессивная молодежь против отмечаний дня рождения Гитлера. Там, конечно, не было написано конкретно про Люберцы, но можно было понять так, что и про нас. Так появилась конкретная цель. И тут же сразу стали улица на улицу объединяться: “давайте в Москву поедем, давайте там это”» [А.Е.].
Разгон на Пушкинской площади оказался событием, несущим высокий моральный заряд. Была задана высокая планка справедливой «борьбы за идею». Эта борьба <26> была одобрена обществом и (через упомянутую выше публикацию в прессе) властью.
Начиная с апреля 1982 года определенный слой люберецкой молодежи начал расценивать свои поездки как специфическую «борьбу за идею», которая, фактически сводилась к борьбе с той молодежью, которая «позорит советский образ жизни»: «Идея была в том, что не должно быть ни пацифистов, ни нацистов, ни кого-то еще подобных. Мы воспринимали всё так: вот мы ведем здоровый образ жизни, качаемся, спортом занимаемся - а кто-то там с цепями ходит, лозунги какие-то выкрикивает - всё это казалось нам… ну не естественно. И потом, нас всему этому и комсомол, и пионерия учили. Мы - за идею шли. Мы не шли ради денег, как позже молодежь, которая стала бандитами»
kuraeff
2007-06-17 08:42 am UTC (
ссылка)
в толпе "Болельщиков разных команд" дядя мой был 20 апреля) недавньо рассказывал)
kuraeff
2007-06-18 07:36 am UTC (
ссылка)
он у меня за спартак "гонял" как сейчас скажут.)
ну что... псолкольку общение междду разными группами болельщиков. До них дошли слухи, что так называемые "фашисты" (тогда то ето было ПРОСТО немыслимо, фашня в ссср))) хотят 20го апреля промаршировать. ну и говоря современным языком, приехали, накрыли и уехали) все было как и везде в советском союзе хорошо организованно
В перепощенном посте цитируется статья:
Громов Д.В. Люберецкие уличные молодежные компании 1980-х годов: субкультура на перепутье истории // Этнографическое обозрение. 2006. № 4. С. 23-38.
http://www.boyaring.lodya.ru/Article16.htmЛитература
Вести, 1982 - Вести из СССР. № 11. (15.06.) 1982. С. 8.
Чарный, 2004 - Чарный С.А. Нацистские группы в СССР в 1950-1980-е годы // Неприкосновенный запас. 2004. № 5(37). С. 71-78.
Использовались высказывания информантов:
А.Е. - А. Евгений Владимирович, 1967 г.р. Г. Люберцы Московской обл. Зап. 21.11.2004.
Магнитофонные записи всех интервью хранятся в архиве автора. <38>