плохой закон про "защиту" грибов

Sep 24, 2023 04:35

0) Законодатели ПОДМАХНУЛИ - закон про грибы, который скопировали с закона про защиту животных и растений, при том, что:

1) "грибы" которые собирают - это ПЛОДОВЫЕ ТЕЛА, а не сами грибы, которые мицелий. Это как запрещать "уничтожать яблоНи" через запрет сбора плодов - яблоК (тут хотя бы слова различаются 1-2 буквами в обозначении организма и его плода, а у грибов и такого отличия нет). И ещё куча всего косого кривого, что разбирает грибовед Вишневский со своей женой на Ютубе:

https://www.youtube.com/watch?v=WuIFKPsmHsM
1:32:38
Региональные красные книги: новая ответственность. Огромные штрафы за белые, подосиновики и лисички
Mikhail Vishnevskiy, 34 тыщ просмотров, 2 сент. 2023 - 221 тыс. подписчиков
[Spoiler (click to open)]
Мои соцсети:
Facebook: https://www.facebook.com/profile.php?...
Вконтакте: https://vk.com/id407075213
Instagram: https://www.instagram.com/mikhailvish...

0:00:00 Приветствие, вводная часть
0:02:03 Вопросы от Елены
0:05:57 О федеральной красной книге и конспирологии. Красная книга.
0:18:28 Конспирология
0:22:06 Каких доходов и разработок лишится государство из-за введения закона
0:24:27 Новая административная ответственность за грибы региональных красных книг
0:31:32 Амурская область
0:32:23 Еврейская АО
0:32:28 Забайкальский край
0:34:57 Магаданская область
0:36:07 Бурятия
0:36:32 Сахалинская область
0:37:43 Чукотка
0:38:30 Нижегородская область
0:38:36 Пензенская область
0:39:32 Снова Чукотка
0:40:14 Пермский край
0:42:06 Башкортостан
0:43:17 Марий Эл
0:43:19 Мордовия
0:44:02 Татарстан
0:44:47 Саратовская область
0:44:53 Удмуртия
0:45:29 Ульяновская область
0:48:34 Чувашия
0:49:57 Вологодская область
0:50:36 Санкт-Петербург
0:52:09 Ленинградская область
0:52:57 Мурманская область
0:54:15 Ненецкий АО
0:54:45 Новгородская область
0:56:00 Псковская область
0:56:06 Карелия
1:01:02 Республика Коми
1:02:02 Северо-Кавказский федеральный округ
1:03:02 Иркутская область
1:03:15 Кемеровская область
1:03:02 Иркутская область
1:03:22 Красноярский край
1:03:45 Новосибирская область
1:04:11 Республика Алтай
1:04:36 Тыва
1:04:54 Хакасия
1:05:00 Томская область
1:05:11 Югра
1:05:17 Ямало-Ненецкий АО
1:05:45 Брянская область
1:05:52 Владимирская область
1:06:19 Воронежская область
1:06:49 Москва
1:07:25 Калужская область
1:07:50 Липецкая область
1:08:06 Московская область
1:09:13 Рязанская область
1:09:39 Тверская область
1:09:57 Тульская область
1:10:52 Ярославская область
1:11:00 Астраханская область
1:13:17 Волгоградская область
1:13:27 Краснодарский край
1:14:42 Адыгея
1:15:32 Калмыкия
1:15:59 Томская область
1:16:01 Ростовская область
1:17:15 Обсуждение списков
1:18:48 Как реально будут применять новый закон на практике
1:24:30 Главная группа риска - рестораны и сборщики трюфеля и весенних грибов
1:30:35 Финал




Другие принципиальные косяки закона:

0) Добавление к "подмахнули закон" - не выслушали мнение общества, не выслушали мнения специалистов, не поинтересовались - а есть ли эти специалисты, которые что-то могут сказать. [Spoiler (click to open)]

На мой взгляд тут принципиальный косяк в том, что обратная связь с обществом у депутатов любого уровня прописана самым идиотским образом: депутаты НЕ ОБЯЗАНЫ выяснять ничего относительно предметной области, которую собираются регулировать, а законом оставлена возможность в небольшой срок обществу выставить свои возражения и замечания. К чему это может приводить? Да к тому, что в какой-то теме у общества может не оказаться СПЕЦИАЛИСТОВ в достаточном количестве, чтоб понимать весь комплекс проблем, которые законодатели создают своими решениями. В частности с грибами.

Есть тот же Вишневский, который, как оказалось, может что-то сказать внятное. Но лишь потому, что он и имеет образование и научную специализацию по грибам, и занимается бизнесом на грибах (сомнительным: "микродозингом", "лесной аптекой"), и достаточно потратил времени и сил, чтоб разбираться в предмете, определять грибы самому и учить этому других - в виде книг, лекций, определителей.

Но он - это один человек, который, скорее всего, не разбирается в законах достаточно хорошо, не разбирается в законотворчестве и возможностям на него повлиять. А кто ещё? Судя по тому, что Вишневский с женой озвучивает - что под уголовку и административку будут попадать рестораны и прочие коммерсанты - у тех настолько низкая квалификация, что они даже и не думали защищать свой бизнес.

Я это к чему? А к тому, что если бы депутаты провентилировали вопрос наличия экспертов, сообщества заинтересованных, направили бы им предложения прислать свои отзывы, объяснили бы всякие связи законов друг с другом, в которых неюристам сложно разобраться, предоставили все уже наличные документы (тут: региональные Красные книги), собрали бы эти отзывы, выбрали бы себе референтных экспертов или сообщества - с которыми бы продолжили делать закон. Тогда бы закон, может быть, не был принят БЫСТРО, но зато сразу бы был принят КАЧЕСТВЕННО, что бы приводило к тому, что не пришлось его доделывать и переделывать, получая ломку бизнесов и жизней обывателей, получая протесты и негатив к себе, уже по которым решаться на какие-то изменения.

В случае с грибами проблема ещё и в том, на мой взгляд - что компетентность депутатов в теме нулевая, компетентность тех, с кем общаются депутаты - тоже близкая к нуля, они формально переписали закон с животных и растений на грибы, не разбираясь в том, что это существенно отличающиеся сущности и прямой перенос будет приводить к проблемам неадекватностью такого переноса. Но ещё большая проблема в том, что в самом обществе не сформировалось сообщество интересующихся грибами, чтоб оно могло активно защищать свои интересы, чтоб оно было компетентно и выступать ориентиром для депутатов. Т.е. получается, что депутаты из формализма написали закон, в предметной части которого не разбираются, никого из разбирающихся не слушали, наделили силой бестолковые региональные Красные книги (в которых напихано что попало, за что теперь будут штрафы по КоАП до 0,3млн на физлиц и до 2млн на юрлиц), и при этом ещё и в обществе мало кто может внятно этому всему возразить - потому что повально низкий уровень компетентности.


2) Невозможность выполнять этот закон законными способами: [Spoiler (click to open)]
- нет лабораторий, которые бы определяли виды грибов и отличать их друг от друга
- нет специалистов, которые бы могли определять виды грибов и отличать их друг от друга
- грибы скоропортящиеся - что будет мешать проводить большой объём экспертной работы, при отсутствии годных для этого лабораторий и экспертов годной для этого квалификации
- по закону изымать надо не 1 подозрительный гриб, а сразу все грибы, которые люди собрали в лесу - и на месте проводить опознание их видовой принадлежности, что иногда затруднительно даже спецам в лабораториях, а тут надо делать неспецам в полевых условиях.

Представьте себе: вы набрали пару корзин грибов, с десятком-другим видов, среди которых затесались виды ПОХОЖИЕ на те, которые есть в региональной Красной книге (региона, где собирали, регионов, через которые провозили, где обрабатывали, где хранили, продавали, употребляли). Их ВСЕ по закону надо изъять, чтоб точно установить, какие грибы легальные, какие нелегальные. Установить это могут только в лаборатории, а тот, кто задерживает и изымает, должен составить список всех грибов в меру своей некомпетентности, чтоб не оказалось так, что был один нелегальный гриб, а по привозу их в лабораторию, там оказалось их с десяток.

Ну или если изъятель не может обеспечить опознание грибов на месте - их надо герметично запаковать, чтоб нельзя было их подменить. Герметично запакованные грибы - без обеспечения им дыхания - они очень быстро сгниют. Если в них есть насекомые - они все эти грибы превратят в неудобоваримую кашу. И это случится за несколько часов, за которые надо и доставить грибы в лабораторию, и провести там исследование всех доставленных грибов. Да. Можно грибы охладить, можно сделать специальную тару для доставки - с доступом воздуха, но без физического доступа к грибам, чтоб невозможно было их подменить.

Просчитали ли депутаты, сколько надо потратить на то, чтоб закон этот выполнялся законными способами? Чтоб обеспечить зарплатой людей, которые будут проверять грибников. Чтоб выдать им гору оборудования: рефрижираторы с доступом воздуха и контейнеры, чтоб сохранять в этих рефрижераторах "вещдоки"? Чтоб по всей стране наплодить кучу лабораторий, способных проверять все грибы, которые в регионе собирают грибники - т.е. тоннами каждый день? Чтоб платить этим лабораториям зарплату для спецов, выделять бюджет на оборудование и реагенты? Чтоб обеспечить всю страну спецами - обучить их?

Вишневский полагает, что "будет как всегда" - ВЗЯТКИ. Потому как, когда невозможно обеспечить законное исполнение закона, исполнители будут выкручиваться как могут, в т.ч. и незаконными способами. В частности фальсификацией доказательств - подкидыванием нелегальных грибов и фальшивыми экспертизами - это чтоб выполнять план по "палкам" (не думаю, что система будет иной). Но, если дело обстоит где-то в лесу или на дороге - то тут даже нагрудная камера не спасёт от взяток: берётся переговорщик для обсуждения взятки, или ещё что-то придумают.

Т.е. депутаты и правительство, как я полагаю, не проверили закон на коррупционную ёмкость и на законное его исполнение (потому что не представляют круг мероприятий, которые для этого надо сделать).


3) Закон опирается на "мусор" в региональных Красных книгах. [Spoiler (click to open)]

Региональные Красные книги не являлись чем-то, что имело какой-то определённый юридический статус - в части УК и КоАП. Потому никому не было никакого дела за тем, что туда вносится. Из-за чего туда попали по грибам: фантомы (несуществующие виды) и виды, необходимость в охране которых от сбора их плодовых тел очень сомнительна. Т.е. закон уже через месяц начнёт действовать, но документы, которые он использует не выверены на предмет цели такого закона, на предмет адекватности методов и цели.

Например, вроде бы, теплеет климат и из-за этого южные грибы всё дальше проникают в более северные районы. Где их появление может быть воспринято составителями Красных книг, как "редкий вид, нуждающийся в защите", хотя это всего лишь край ареала вида, не нуждающегося в защите, и вся редкость результат того, что это край ареала, а не сам ареал. Не нужно защищать край ареала, если он ПОДВИЖЕН - и пр потеплении сдвигается на север, а при похолодании сдвигается на юг. Гриб может исчезнуть из какого-то региона - потому что похолодало, а потом появиться, потому что потеплело. И тут бессмысленно заниматься его защитой, ибо эти появления п пропадания связаны не с деятельностью людей, а с изменениями климата.

И ведь для того, чтоб это выяснить - нужно комплексное исследование не одними микологами, а ещё и климатологами, и экологами и т.п. Государство потратило денег на такие исследования, чтоб на самом деле выяснить, что происходит в реальности, чтоб этой реальностью управлять? Нет. Никто ни на что не тратился, никаких комплексных исследования скорее всего не было - иначе бы не было такого бреда в региональных Красных книгах.

Т.е. это ещё один момент, когда надо считать бюджет закона: на адекватное научное обоснование попадания видов в региональные Красные книги. Скорее всего может оказаться, что нет достаточного числа специалистов для таких исследований - а значит надо тратиться ещё и на их подготовку.


4) Сложность различения видов грибов. [Spoiler (click to open)]

Причём сложность такая, что зачастую только лабораторными методами их можно отличить. Так что грибники не будут способны отличить легальные грибы от нелегальных - но это не спасает их от ответственности. И проверяльщики грибов в лесу, на дороге - тоже не способны будут отличать грибы друг от друга. Это приводит к прочим проблемам (написал выше).


5) Я так же не очень понял - как собираются информировать население, что часть их привычной деятельности теперь попадает под УК и КоАП? [Spoiler (click to open)]

Похоже, что никак. А потом сталкиваются с правовым нигилизмом, когда люди законы не знают и не собираются их выполнять.

Есть же примеры того, как законы вводят с оповещением и обучением, с переходными периодами, за время которых ответственность вводится постепенно - когда люди уже настроятся сами и свой софт и прочие свои процессы на соблюдение законов, а только после этого срока вводится ответственность. Например, так делают с Налоговым кодексом.

Почему бы не распространить эти полезные наработки и на введение других законов? А заодно, чтоб во время "тестового" исполнения закона находить косяки, которые были законом не предусмотрены.

право

Previous post Next post
Up