Очередной успех Маска - ракета Суперхеви почти долетела до космоса

Apr 21, 2023 17:45

1) Конаныхин сравнивает сверхтяжёлую ракету Маска с советской лунной ракетой Н1, которая имела похожую же систему с кучей мелких двигателей, и которая так и не смогла взлететь без аварий из-за поломки двигателей и разрыва трубопроводов - из-за тряски и большой звуковой нагрузки. У Маска на ракете дно с двигателями тоже скорее всего так же тряслось и убивало двигатели и трубы.

https://www.youtube.com/watch?v=y-SrdSudV0s
18:16
Взрывы на борту ракеты Илона Маска: "Бессердечная физика". Разбор "лунного проклятия"
Dmitry Konanykhin, 5 тыщ просмотров, 21.4.2023 15:01 - 121 тыс. подписчиков
[Spoiler (click to open)]
Как лунное проклятие погубило сверхтяжёлую ракету Илона Маска. почему "физика бессердечная сука", почему ракеты не делают из дерева, как взрывались двигатели сверхтяжёлой ракеты - инженерный разбор катастрофы 20 апреля 2023 года.

Полезные для самостоятельного изучения ссылки:
★ Статья Михаила Котова с подробным описанием развития катастрофы: https://m.vz.ru/world/2023/4/20/1208483.html
★ Телеграм-канал Михаила Котова:
https://t.me/realprocosmos
★ Дискуссия на моём Телеграм-канале:
https://t.me/grishkafilippov/13341
https://t.me/grishkafilippov/13344
https://t.me/grishkafilippov/13345
★ Телеграм-канал "Русский инженер" Алексея Васильева: https://t.me/rusengineer
★ Телеграм-канал Ильи Овчинникова: https://t.me/dobriy_ovchinnikov/1611
Мой сериал "Лунная гонка": https://www.youtube.com/playlist?list=PL3u-rqFyLo2BBT_40rUv-CGP31jlUSqpk

Мои аккаунты в соцсетях:
★ Телеграм: https://t.me/grishkafilippov
★ ВКонтакте: https://vk.com/id227998331
★ Моя авторская передача Российский радиоуниверситет:
На Ютуб-канале Дмитрий Конаныхин: https://clck.ru/c2s78
На СМОТРИМ.ру: https://smotrim.ru/brand/63253

МОИ ЧЕТЫРЕ РОМАНА:
"Деды и прадеды"(2022): https://clck.ru/33cD3n
Новые три романа (2023):
Трилогия целиком: https://clck.ru/33MvyX , в том числе:
"Индейцы и школьники": https://clck.ru/33JbaQ
"Студенты и совсем взрослые люди": https://clck.ru/33JbaW
"Тонкая зелёная линия": https://clck.ru/33Jbbt




[Spoiler (click to open)]Единственное, что у Маска лучше по сравнению с советской Н1 - у него лучше технологии: в Н1 Королёв двигатели использовал во внештатном режиме работы (на переохлаждённом кислороде, чем подставил Челомея - не сообщив заранее точно режим работы двигателей) - потому Н1 в принципе не могла полететь. Второе - у СССР не было технологий для создания жёсткого корпуса-стенки бака, как на Сатурне, а то, что могли сделать - было хлипким и тяжёлым. Так что у Маска, проблем существенно меньше, чем в СССР с Н1 - из очевидных только жесткость подвески двигателей и разводка криогенных труб.

2) Моё очень скромное дилетантское мнение [Spoiler (click to open)]по тому, что говорил Конаныхин в течение нескольких лет по этой теме и сових мыслей.

Маск пытается победить инженерную проблему "эволюционным" методом - быстрыми небольшими доработками на основе того, что у него уже есть, с быстрой же проверкой в испытаниях. На средней и тяжёлой ракете и на космическом аппарате у него это получилось.

Но это привело к нерациональным техническим решениям, вроде принципиальной невозможности сделать нормальный туалет в КрюДрегоне из-за того, что место для туалета занято двойной системой посадки: двигателями и парашютами, которые обязали прицепить, т.к. садиться на двигателях на грунт запретило НАСА - только на парашютах в воду. По уму - после такой эволюционной системы разработки с кучей хвостов и аппендицитов надо весь корабль перепроектировать заново, чтоб убрать подобное дублирование и сделать нормальный туалет. Но на это денег уже никто не даст.

На ракетах среднего и тяжёлого класса Маск добился серийной многоразовости. Но добился ли при этом дешивизны и скорости восстановления отлетавших запчастей? Это достоверно не известно, т.к. никаких дешёвых цен за свои пуски Маск не даёт. Очень может быть, что цель такой многоразовости вовсе не дешивизна, а устойчивость к уничтожению производственных мощностей во время мировой войны - чтоб на остатках б/у запчастей можно было делать какие-то пуски, пока восстанавливается производство. И, возможно, в этом смысле средняя и тяжёлая ракеты Маска являются продвижением.

А вот со сверхтяжем у Маска может случиться то, что и с советской лунной Н1 - необходимость полностью перепроектировать ракету под другую схему размещения и крепления двигателей. А может быть и сделать двигателей меньше, но больших - каких у Маска нет. И тут эволюционный метод разработки может натолкнуться на барьер - слишком дорогой элементарный шаг эволюции. Как со средней ракетой десятками делать и убивать на тестах ракеты-супертяжи может не хватить денег. Другой путь - купить мозги инженеров, чтоб сократили число тестов, сразу придумав хорошее решение. Но пока известно такое работающее решение для сверхтяжей одно - мощные двигатели, как на Сатурне и Энергии. И не факт, что куча мелких двигателей в принципе может сработать.


3) Котов во Взгляде: [Spoiler (click to open)]
===
https://m.vz.ru/world/2023/4/20/1208483.html
Самая тяжелая ракета в мире огорчила Илона Маска
Сверхтяжелую ракетную систему Илон Маск анонсировал еще в июле 2010 года, тогда она называлась Falcon XX
20 апреля 2023, 22:00, Текст: Михаил Котов

...ракета попыталась взлететь со стартового стола.

Однако она слишком долго взлетала и набирала высоту, даже по сравнению с другими сверхтяжелыми. Возможно, это проблема с тяговооруженностью (TWR), недостаточной для нормального старта. Инфографика пуска показывала, что не включились два двигателя из 33, установленных на первой ступени.

В принципе это нормально. Заранее говорилось о возможности подобной ситуации и дополнительном резервировании мощностей. Но затем стало видно, как от стартового стола отлетают куски бетона и какие-то огромные листы.

Еще немного - и ракета начала взлет, правда, по ощущениям, не совсем вертикально, а с каким-то боковым смещением. Медленно набирая высоту, огромная конструкция устремилась в небо.

Примерно на тридцатой секунде трансляции можно увидеть, как взорвался один из гидравлических силовых агрегатов (HPU), что, скорее всего, и стало источником проблем впоследствии.

Примерно на второй минуте полета выключились еще три двигателя, затем еще один, но впоследствии он снова стал показываться как включенный. Ракета преодолела область максимального динамического сопротивления атмосферы, разогналась до 2000 километров в час, набрала высоту в 38 километров и начала переходить в горизонтальный полет, как это обычно делается при космических запусках. Тут-то и началось непонятное.

Ракету начало закручивать, как будто потерялась ориентация. Все чаще были видны взрывы и помпаж в работе двигателей. Затем цвет пламени изменился, что, возможно, свидетельствует об исчерпании топлива (когда в баках остался один кислород), а двигатели начали гореть, как это уже было на предыдущих испытаниях.

Starship так и не отделился, возможно, из-за недостаточной высоты - он должен был начать работать на 60 километрах. Когда ракета перешла в беспорядочное падение, команда подорвала ее в воздухе.

Успех или провал?

Формально запуск произошел. Superheavy показала, что может поднимать Starship, а система способна преодолевать область максимального динамического сопротивления атмосферы, что считается очень сложной частью полета.

С другой стороны, обнажились самые разные проблемы. Тут и запаздывание взлета на стартовой площадке, и падение большого количества плиток теплозащиты со Starship, и взрывы в двигателях, которые были бедствием еще первого поколения Raptor.

То есть впереди еще очень много работы, и быстро запустить следующий прототип вряд ли получится. Хотя бы потому, что со стартовой площадки сорвало весь бетон и повредило конструкции.

За отсутствие газоотводов команду давно критиковали сторонние эксперты, но SpaceX надеялась обойтись малой кровью. Не получилось. Помимо выхода из строя двигателей, придется разбираться и с потерей ракетой управления.
...
===


4) Бояршинов тоже говорит об большой акустической нагрузке на ракету при слишком большом числе/мощности двигателей: [Spoiler (click to open)]

https://www.youtube.com/watch?v=V-c6AZvkHUY
17:43
Пара слов про Super Heavy и спать пойду (стрим)
БОРИС БОЯРШИНОВ СО ДНА НАУКИ, 20.4.2023 - 5,9 тыс. просмотров - 149 тыс. подписчиков

Из комментов:
===
https://www.youtube.com/watch?v=V-c6AZvkHUY&lc=UgzqpXs7dJEiHacnRN14AaABAg
deepblueskyshine, 15 часов назад (изменено)
У первой ступени 33 двигателя, пара вылетела ещё у мачты, потом ещё три, а перед неудавшимся отделением и шестой. Про первую пару возможно предположить, что резонансные явления вне двигателя, у стола снесли их, про остальные три трудно сказать, про последний точно нет - ведь он успешно отработал переход через максимальную аэродинамическую нагрузку. Так что на 28и двигателях ненагруженая ракета Маска успешно ускорялась и неудавшийся конроль манёвра с работающими двигателями не позволил расстыковаться. А нужны так много двигателей не из за невозможности сделать более мощных - Безос такие сделал, а из за невозможности надёжно их дросселировать в большом диапазоне и инженерам Безоса это так и не удалось, а без возможности возвращения и многократного использования ускорителей бухгалтерия идёт к чёрту. Для иллюстрации: ускорители девятого сокола и очень тяжёлой, где их три таких стартуют девятью двигателями (он потому и девятый), маневрируют и замедляются на двух или трёх, а садятся на одном двигателе - вот и разгадка тридцатитрёх двигателей ракеты на порядок тяжелее девятого сокола.
===


4) А ещё я видел превьюхи [Spoiler (click to open)]стримов Сурдина, украинского вражеского канала и кого-то ещё. Похоже, предложка Ютуба мне даже не предлагала Зелёного Кота. Но я не вижу никакого смысла смотреть этот вторичный контент маскодрочеров. Эти персонажи лишь ловят хайп для самих себя на чужих событиях. И из всех перечисленных я более-менее терпимо отношусь лишь к Сурдину - за создание полудетского контента без отмороженной военной пропаганды, какую гонят "украинцы", и без нытья Зелёного Кота.

космос

Previous post Next post
Up