https://www.youtube.com/watch?v=qXUXQmNOVjI 1:56:22 НЕЙРОБИОЛОГ Константин Анохин: Как устроен разум и сознание? ОСНОВА, 156 тыщ просмотров, 16 дек. 2022 - 303 тыс. подписчиков [Spoiler (click to open)] Это очень интересный выпуск, братцы. Константин Анохин рассказывает, как нейробиологи ищут мысли, чем сознание человека отличается от сознание животных, что такое нейрон Дженифер Энистон. Смотрите, гарантированно будет, о чем подумать.
0:00 - О чем сегодняшний выпуск? 0:52 - Что такое "проблема сознания"? 3:01 - Эволюционная функция сознания и его определение 7:34 - "Для сознания не обязательно наличие языка". Какую информацию дает сознание? 15:01 - Как возникло сознание? 16:24 - Чем мозг человека отличается от мозга животных? 18:57 - Как эволюционировал человеческий мозг? 20:52 - Особенные клетки в мозге человека 21:50 - Как исследуется сознание? Про субъективность сознания 41:05 - Субъективный опыт у животных и его изучение 44:07 - "Разговоры отдельных клеток". Как исследуют мозг у людей? 47:58 - Какая информация хранится в нейронах мозга? И как она хранится? 50:18 - Эксперимент 25 кадра. Как его воспринимает наш мозг? 51:38 - Нейронные сети в мозге 53:08 - Специализированные нейроны. Как они себя ведут и работают? 57:10 - "Искусственный интелект показывает специализацию нейронов в мозге" 1:00:04 - Как формируются субъективные взгляды у отдельных клеток мозга? 1:01:57 - Как работает наша память? Что мы запоминаем лучше? 1:08:27 - Искусственные нейросети похожи на человеческий мозг? 1:14:16 - Про процессы когнитивного уровня в мозге. По какому принципу они работают? 1:17:22 - Гиперсетевая теория мозга 1:25:09 - Первоначальные принципы теории . 1. Генерирование новых функциональных систем 1:30:42 - 2. Наличие глубокой глобальной нервной сети 1:34:03 - 3. Обязательбное наличие долговременной памяти у сети клеток 1:34:52 - Принципы возникновения нейронной гиперсети. "Композитор" 1:37:33 - "Декомпозитор" 1:43:14 - "Рекомпозитор" 1:47:43 - Теория о разуме и сознании 1:51:49 - "Сознание - этап эволюции материи" 1:53:55 - Ставим многоточие? 1:55:52 - Спасибо за просмотр!
За помощь в съемке благодарим студию «Коммуна» и Университет науки и технологий МИСИС.
* - Предуведомление. Для понимания того, что говорит Анохин - требуется подготовка. [Spoiler (click to open)]Это даже не о том, какие он вводит новые термины, а о том, что он использует в процессе, на что ссылается. На что-то я в своём жж уже делал посты - про "квалиа" например. Что-то, может быть, я и сам не понимаю.
Например, квалиа (единица субъективного опыта) может сильно не совпадать с реальностью. Субъективно-"красным" восприниматься может что-то совсем-не-красное в реальности и что будет субъективно-не-"красным" в другом конткесте. И такие особенности могут быть в других сущностях теории сознания.
I - В конце Анохин говорит, что "в виде документа" Анохин свою теорию представит позже. Не на этом канале.
II - Обсуждение теории ведущий оборвал на самом старте - "у нас уже закончилось время". Но у меня сложилось впечатление, что у него просто не было, что спросить. Анохин описал вводные к своей теории, а спрашивать надо было уже про её работу - для чего надо разбираться в этой работе н а уровне хотя бы каких-то фактов.
III - Меня тема сознания и разума интересует, и есть какие-то отдельные интуитивные намётки собственного понимания. [Spoiler (click to open)] Что всё кодируется в виде "образов" (не обязательно визуальных - любой комбинации ощущений, чувств/эмоций и идей).
Что для появления новых идей, надо выстроить предварительный идейный констукт (можно случайно, для других целей), подготовить ситуацию контекста, в которой всё будет наделяться каким-то смыслом, и сделать последний шаг - чего-то добавить, убавить, сдвинуть контекст - обнаружить, что это даёт решение проблемы или что появляется новый смысл, и уже это новое становится тем, вокруг чего перестраивается вся подгруженная система образов с наделением новых смыслов старым образам и выявлением новых образов.
Может быть с таким моим пониманием можно было бы о чём-то поспрашивать Анохина о его теории. Но нужны его объяснения каких-то фактов, чтоб я мог понять, как его объяснения сходны или отличаются от моих.
IV - Терминология. [Spoiler (click to open)] При устной подаче и восприятии есть шанс потерять чёткость определений. Потому всё написанное ниже - это лишь конспект, а не то, что у Анохина в теории на самом деле. Насколько я понимаю - теория у него ещё не обкатанная, споров по ней было мало или вообще не было, потому что как подавать он сам ещё не знает, чтоб не было путаницы, противоречий в дальнейших выводах, пропусков чего-то важного.
Гиперсетевая теория мозга (1:17:22)
Задаётся на существе дарвиновской эволюции. Это, как я понимаю, нужно для связи сущего с должным - именно дарвиновская эволюция естественным отбором убирает неудачные неприспособленные варианты, а удачные и приспособленные оказываются с "хорошим" (для выживания) набором способностей. В общем же виде связи между сущим и должным нет никакой. Должное - про то, как надо (кому-то для чего-то - зависит от субъекта), а сущее - про то, как есть (факт - не зависит от субъекта).
А) Первоначальные принципы теории. (1:25:09) [Spoiler (click to open)] 1. Генерирование новых функциональных систем - новые функциональные системы отпочковываются от старых, когда старые применяются к новым обстоятельствам, особенно, когда это приводит к появлению независимых клонов с независимым изменением клонов под новые обстоятельства - функциональная система во время действия - это "мини-я"
2. Наличие глубокой глобальной нервной сети (1:30:42) - при достаточной глубине есть возможность обобщений исходных сигналов на больше уровней абстракции - при достаточной глобальности есть возможность собрать организм как целое и выступать уже от него всего, а не от его частей
3. Обязательное наличие долговременной памяти у сети клеток (1:34:03) - автор объяснял это как появление накопительного эффекта у одной клетки (память у каждой клетки - это не тоже самое, что память у сети клеток) - и что память может быть цепкой и с 1 предъявления - мозг сам потом может много раз гонять (в т.ч. во сне) то, что надо хорошо запомнить
Б) Принципы возникновения нейронной гиперсети. (1:34:52) [Spoiler (click to open)] 1. "Композитор" - собирает наличные функциональные системы для обработки входящих сигналов "валиа" - "оператроны" - группы клеток, занятые этой обработкой входящих сигналов/входящих функциональную систему - композитор строит дерево оперонов - отпочковывание новых вариантов функциональных систем от прошлых
2. "Декомпозитор" (1:37:33) - разбирает "валиа" в полученные образах на распознанные качества "квалиа" (субъективный опыт) - "квалоны" - группы клеток-носителей квалиа/единиц субъективного опыта - аллокация - смена вида деятельности клеток во время работы в разных функциональных системах из-за эффекта накопительной памяти начинается обобщение каких-то качеств (квалиа) и отсоединение их от исходного цельного образа - после такого выделения элементов субъективного опыта (свойств, категорий, квалиа), по ним может происходить выделение этих свойств в реальности (т.к. клетки носители квалиа встроены в функциональные системы обрабатывающей входную инфу - валиа)
3. "Рекомпозитор" (1:43:14) - оперирует уже "квалиа", и может создавать "холия" - когда дотягивается до всего с таким "квалиа" и создаёт обобщение, "понимание собственного состояния" - "холоны" - целостная картина, сцена
В) Принципы существования. - если предыдущие принципы таботают долгое время, то возникает "когнитон" - разум (?).
Теория о разуме и сознании (1:47:43)
Сознание - когда разум дотягивается до осознания всей системы через "холоны"
V - Сейчас по работе, к которой так не хочется приступать, прилёг, слушая эту лекцию Анохина и заснул. [Spoiler (click to open)]А в момент просыпания, когда голова очистилась от отвлекающих моментов, всплыла ситуация, которую надо решать сегодня, чтоб завтра применять. На границе между сном и просыпанием вытащил ситуацию контекста, что как в ней друг за друга зацеплено, и составил пошаговый план, что делать.
Не очень понимаю, как сюда применить теорию Анохина, но я это понимаю так: - сон (и переключение внимания) утрясает ранее инфу, - эмоции сильно мешают выуживанию из памяти сложной связанной системы образов и загрузки в оперативную память контекста - между сном и просыпанием мне получается выключить эмоции и вытащить из памяти то, что хотел, но мешали эмоции и другие отвлекающие факторы
Из методики быстрого обучения Ягодкина - "три кита": изоляция, интенсивность и обратная связь. Всё это позволяет максимально быстро и максимально точно отработать элемент знания и навыка.
Я же могу сказать, когда у меня бывают проблемы с обобщениями: когда обобщаю нечто при малой статистике, с кривым отделением главного от фона, и при отвлечении на эмоции, которые не дают собрать полную картину для обобщения, а толкают на действия в условиях случайного контекста (зачастую ошибочного). И это невозможно отработать, как предлагает Ягодкин - потому что обобщаемые ситуации случаются редко.
https://www.youtube.com/watch?v=ob2O3_Inc_I 1:05:43 Константин Анохин об устройстве памяти, природе забвения, и жизни в мире ложных воспоминаний Просто о сложном с Софико Шеварднадзе, 156 тыщ просмотров, 8 авг. 2022 - 163 тыс. подписчиков [Spoiler (click to open)] Константин Анохин - нейробиолог, специалист по человеческой памяти рассказал о её работе во всевозможных подробностях. Как запомнить информацию надолго? Чем отличаются навыки, знания и воспоминания? Как связаны память и психические расстройства? Как формируется злопамятность? В чём человеческая память проигрывает синицам? И как быть с тем, что в силу особенностей психики мы все в значительной степени живем в мире ложных воспоминаний?
00:00 тизер 01:44 Как от исследований памяти перейти к формуле сознания 6:54 Три вида памяти: навыки, знания, воспоминания 10:02 Может ли рабочая память стать долговременной 12:28 О регистрах памяти: в чём человек проигрывает синицам 18:35 Как запомнить что-то надолго, и не раздражаться на стук молотка 23:28 Про импринтинг и детские ассоциации 26:49 Сон помогает запоминать события и находить в них смысл 31:50 О дневной сиесте и причинах злопамятности 33:43 Психоанализ как будущее нейробиологии 37:48 Реконсолидация: зачем перезаписывать воспоминания 40:14 Жизнь в мире ложных воспоминаний, и надо ли переписывать историю 42:38 Как манипулировать памятью и лечить посттравматическое расстройство 49:43 О природе забвения, и как вернуть память 55:03 Двухэтажный мозг: какой этаж важнее? 59:35 Стоит ли бояться выносить память в облако 61:36 Как память о прошлом делает нас людьми
1) Анохин начал работы по сознанию с 2010. До этого не понимал, как подступиться с экспериментами. Сознание - процесс, память - результат. Я думаю, что память - это тоже процесс, только более длительный, связывающий настоящее с прошлым. Но в каком-то приближении можно посчитать память результатом, состоянием.
2) Софико - бестолковая, не способна поддерживать разговор после ответа и сразу перескакивает на следующий заготовленный вопрос. Дроидер как-то пытался что-то переспрашивать, добавлять какие-то реплики и сломался лишь после введения в основы теории Анохина, где на Дроидера обрушилось слишком много терминов.
3) Если при вызывании из памяти воспоминаний начинать их сбивать (например, химией, которая мешает запоминать, или отвлекать) - то теряется не память на то, что пытался вспомнить, а доступ к этому. Побивается якорь доступа (это уже я вставил сюда термин из НЛП). Можно попробовать достать запомненное другими якорями.
https://www.youtube.com/watch?v=N2XF7GJOlbU 1:00:44 Как связаны мозг, сознание и душа / Константин Анохин // Нам надо поговорить RTVI Развлечения, 197 тыщ просмотров, 20 мая 2022 - 728 тыс. подписчиков [Spoiler (click to open)] В эфире RTVI Марианна Минскер и нейробиолог Константин Анохин поговорили о том, как работает наш мозг и причем тут сознание и душа. Какими «вечными» вопросами до сих пор задаются люди и когда на них ответят? Есть ли сознание у животных? Когда искусственный интеллект станет умнее человека? И на сколько процентов работает наш мозг?
00:00 «Нам надо поговорить». Константин Анохин 01:16 Что такое мозг и как он работает? 04:04 На какие «вечные» вопросы наука может дать ответ? 07:49 О гениальности академика Павлова 10:15 «Мы стоим перед следующим рубежом - психика» 15:03 Есть ли сознание у животных? 19:51 Сможет ли искусственный интеллект обладать сознанием? 24:22 А сегодня ИИ имеет сознание? 27:06 Когда людям будут вживлять в мозг имплантаты ИИ? 28:16 «Мозг алгоритмически очень прост» 35:28 «Мы, душа, память - это всё охватывается термином „когнитом“» 41:17 Что такое сознание? 46:26 Почему наш мозг принимает решение быстрее, чем мы это осознаем? 52:28 Что такое душа? 55:08 Правда, что наш мозг использует только 5% от своего потенциала? 56:22 Чем отличается мужской и женский мозг? 57:15 Как рождается мысль? 58:30 Резюме от Константина Анохина
1) Здесь Анохин больше говорил об определениях терминов - о том, как к ним подступиться. [Spoiler (click to open)]И это, кстати, имеет смысл. В том числе и для того, чтоб разобраться с самой темой - обсуждением базового понятия "сознание". Если это понятие базовое для какой-то научной дисциплины - то оно не может внутри неё чем-то более простым. Т.е. для прояснения базовых определений научных дисциплин придётся выходить за их рамки и заниматься в том числе и философией, разбором разных определений и контекстов, в которых они работают (это ещё можно сделать в рамках эмпирической науки - ибо тут можно держаться объективных фактов), прояснением своих целей и методов (а вот это уже существенна субъективность - в части целей) и выбором критериев и тех базовых определений, которыми будешь руководствоваться в науке (выбор критериев и выбор внутри критериев - это в той или иной степени субъективное действие).
Пример того, как на более-менее бытовом уровне это работает. По тому же сознанию и искусственному интеллекту Ежи Сармат разговор сводил к тому, что "сознания" нет (ибо непонятно, как его изучать объективно) и что "искусственный интеллект" - это не интеллект (не помню аргументацию, но что-то типа того, что "по определению"). А Анохин на 24 минуте поднял вопрос в обратную сторону - как надо обобщить понятие "сознание", чтоб сделать его универсальным и чтоб была возможность его распространить не только на животных, но и на искусственные системы. Т.е. Ежи исходит из буквоедства и талмудизма - выбирает какое-то случайное определение и говорит, что ему ИИ не подходит, а Анохин предлагает сначала разобраться с возможностью обобщения базовых понятий на разные системы, чтоб определить его и для них, а потом уже выяснять, до какого уровня "искусственный интеллект" ещё не "разум" и не "сознание", а с какого - уже "разум", и с какого - уже "сознание".
2) 24 минута - Сознание у Анохина: "процесс того, как когнитон рецептирует собственное состояние". Это он перевёл из обыденного "душа воспринимает саму себя" (сослался на Локка) в собственную терминологию. [Spoiler (click to open)] И основным свойством когнитона Анохин для достижения сознания считает - его возможность собрать в этом восприятии себя целиком - глобальность рецепции.
У меня тут есть замечания: - насколько я читал/слушал других, в организме рулит не мозг, а целиком нервная система, ибо нервы вне мозга - это не какие-то необязательные дополения и "периферия", а часть системы, - так же - нервная система рулит организмом не только нервными импульсами, а ещё и выделением всякой химии - именно нервы выделяют управляющие вещества, запускающие те или иные реакции организма - нейромедиаторы, гормоны и т.п., - можно ли говорить о том, что нервная система воспринимает себя химически? Подозреваю, что этот химический уровень управления организмом - относится не к сознанию и разуму, а к более низкому уровню абстракции, на основе которого выстраиваются более высокие. - И тут приходит аналогия (не доказательство) с компьютерами (Анохин против сравнений мозга с чем-то другим). В том, как в них организованы уровни абстракции. Есть уровень воплощённый в расположение физических элементов на кристалле чипа и в его обвязке. Есть уровень микрокода - того, чем процессоры корректируют после изготовления. Есть уровень кодов и ассемблера - это минимальный уровень организации программ. И дальше уже идут уровни языков программирования, протоколов обмена. И т.д. Так вот химия - это что-то типа "микрокода" для нервной системы, с помощью которого она управляет остальной частью организма и взаимодействует внутри себя на уровне технического обслуживания. Химический уровень абстракции - это база, которая сложилась случайно в процессе эволюции. Она для разных видов живых существ может достаточно сильно отличаться вплоть до того, что кому-то некие вещества - нужные и полезные, а кому-то - страшные яды. Олени и лоси без последствий едят бледные поганки - все, кто мог от них умереть, уже вымерли, а у остальных выработалась защита. При этом для поганок их яды - это не защита от людей или лосей - а просто какие-то вещества, полезные для грибов и случайно оказавшиеся ядовитыми для каких-то животных.
VIII - Ещё видео на Научной России - про буддистов и госфинансирование проекта: [Spoiler (click to open)]
https://www.youtube.com/watch?v=zCigop3k8Lo 1:02:24 Мыслящая гиперсеть Константин Владимирович Анохин Научная Россия, 25 тыщ просмотров, 27 мая 2021 - 22,3 тыс. подписчиков [Spoiler (click to open)] У XXI в. есть все шансы войти в историю революционными открытиями в области изучения человеческого мозга. Ученые надеются, что вскоре наука о мозге сможет приподнять завесу тайны над природой разума и сознания.
Директор Института перспективных исследований мозга МГУ им. М.В. Ломоносова академик Константин Владимирович Анохин считает, что для этого необходима фундаментальная теория мозга, которая должна ответить на три главных вопроса: как устроено наше «я», как оно складывается и как работает. Лишь тогда мы поймем, кто мы такие, откуда мы пришли и куда мы движемся.
1) Канал, вероятно, как-то связан с государством - и тут в интервью видны элементы "отчётности". Что все эти разговоры о сознании - не просто так, а в рамках 2,5-летнего проекта, который выиграл в конкурсе на финансирование, и по которому планируется создание какого-то базовой модели нейрона для дальнейшего моделирования нейронной "гиперсети". И что у Анохина есть научное звание академика, и должно директора института современного мозговедения (я переиначил) при МГУ. И что проект продвигал Садовничий, что в нем участвуют люди с разных кафедр МГУ - по всем изучаемым вопросам. От философии до искусственного интеллекта.
2) Анохин напирает на то, что мозг - это некая "гиперсеть", в которой есть разные уровни организации - локальные + разные локальности связаны через участие одних элементов в разных локальных группах. Я не могу объяснить, что у Анохина означает "гиперсеть", и, насколько я понял - он и сам этого не делает, а даёт только аналогии и намёки. Но якобы Анохин поискал у математиков - и нашёл какие-то подходящие работы и несколько исследовательских групп по всему миру, занимающиеся математической стороной "гиперсетей". Общественные связи по Анохину тоже организованы в гиперсеть.
3) Анохин организовывал какие-то встречи с буддистами Далай Ламы по поводу изучения мозга. В рамках этого он говорил какие-то сомнительные утверждения по поводу науки и веры - якобы наука не может ничего заставлять в плане веры. Хотя, насколько я понимаю эту тему - у науки с религией непересекающиеся области действия: наука говорит о сущем (как есть), а религия - о должном (как должно быть).
4) Раньше не написал - напишу сейчас. Анохин как-то слишком тихо говорит - "под нос себе". Технически это сказывается на то, что приходится подкручивать громкость звука, хотя я и так включил компрессию и настроил звук на максимальную разборчивость речи - чтоб слушать на повышенной скорости. Пока это ничего для меня не значит, кроме выкручивания громкости, снижения скорости и откатов назад, когда говорит совсем неразборчиво. Связано ли это как-то с качеством подаваемого Анохиным материалом - пока не выяснил.
С другой стороны - не очень часто академики и директора институтов выступают с регулярными популярными лекциями и рекламируют своё научное занятие. Потому я и не ожидаю, что у академика и директора будет всё так же хорошо с подачей, как у лекторов, которые живут с публичных лекций.