Нужен ли Ежи Сармат, чтоб понимать Ницше?

May 30, 2022 11:28

А)) Нужен ли Ежи Сармат (или кто-то другой, кто разбирается в теме и может объяснить), чтоб понимать Ницше? Или достаточно самому прочитать парочку книг Ницше и всё сам поймёшь?

Пример лекции Сармата:
https://www.youtube.com/watch?v=7sp3cwu8c54
1:11:05
Ежи Сармат Лекция о Философии Ницше!
Карликовые Нарезки, 23 тыщ просмотров, 22 апр. 2022 - 4,97 тыс. подписчиков



Варианты ответа:

1) читать умеешь, значит достаточно самому прочитать
[Spoiler (click to open)]
С одной стороны: да, какие проблемы?
А с другой стороны:

2) ну, Ежи-то как-то разобрался - значит достаточно повторить то, что сделал он [Spoiler (click to open)](15 лет запоем читал специализированную и концептуальную художественную литературу, получил 2 высших образования - философское и психологическое, прошёл курсы по сектантам и практику в сектах, написал и сдал кандидатскую диссертацию по Ницше, а до всего этого его в школе дрессировали запоминать наизусть стихи и с выражением читать - он это делал лучше всех, потому учительница ставила его в пример и всегда вызывала - это означает, что Ежи прокачался запоминать и понимать длинные тексты ещё в школе)

Т.е. Ежи-то разобрался, но у него тексты Ницше встроились в очень широкий контекст философии, психологии, политики и художественной литературы/кино. А именно это и интересно (по крайней мере мне) в текстах Ницше. Да, можно прочитать тексты Ницше самому, и даже нужно, если есть желание хоть что-то в них понимать, но понимание будет выстраиваться через связи текстов с контекстом, в которых они писались, и сами тексты были контекстом для чего-то другого (для творчества разного рода ницшеанцев - Ленина, Маяковского, Гитлера и прочих тогдашних деятелей культуры и политики).

3) Эти связи с "внешним миром" можно искать самому [Spoiler (click to open)]и потратить на это кучу времени и сил, а можно послушать Ежи (и других знатоков), задать вопросы - и сократить время и усилия на поиск связей текстов с внешним миром. А эти связи и есть СМЫСЛ.

Если у просто слов и предложений есть какой-то обыденный смысл в обыденном контексте, то для чтения текстов сложных и из другого контекста мало понимания обыденного языка и обыденных смыслов, надо погрузиться в смыслы из контекста, в котором изучаемый текст варится. Иначе это будет просто вырыванием из контекста.

Простой пример - Ницше подхватил идею "сверхчеловека" из литературы (вроде у Гёте уже было что-то об этом) и сделал одной из центральных фигур своих текстов. Но многие читатели Ницше были вне конткеста, в котором Ницше писал про своего "сверхчеловека", да ещё и невнимательно читали, подменяя текст автора на собственные фантазии о том, как этот текст надо понимать. И получилось, что у Ницше "сверхчеловек" не может получиться из человека, им можно только родиться (так объясняет, к примеру, Ежи), а у массы ницшеанцев их основная идея - из обычных человеков они хотят превратиться в "сверхчеловека", или сделать сверхлюдьми целые народы (например, очистив их от вредного смешения кровей с недочеловеками - как у немецких нацистов).


Б)) Продолжение этой темы, но при смене предмета, в котором надо разобраться.
[Spoiler (click to open)]
Можно ли разобраться в христианской вере, только прочитав Библию?
Можно ли разобраться в мусульманстве, только прочитав Коран?
Можно ли разобраться в саентологии, только прочитав "Дианетику" Хаббарда?

Мой ответ - нет. Потому как знание одного, даже самого главного источника не приводит к знанию религии.
Надо знать ещё и то, как этот источник связывается с реальностью, какие на этот счёт есть письменные и устные традиции, какие есть дополнительные источники.

Причём может так оказаться, что некоторые знания и традиции тайные для низших уровней посвящения - как в саентологии, которая сначала подаётся как нечто вроде психологии и прокачки навыков и якобы для обхода налогов через фиктивную религиозную организацию, а потом, с определенного уровня посвящения оказывается, что это реальная сектантская религия с верой в пришельцев. А параллельно - это всё обставлено выманиванием денег и труда адептов на безбедную жизнь главы секты и пирамиды его подчинённых.

Вот пример того, как мало будет знания Библии для разговора и спора о вере. Джастас Волкер протестант, для веры ему не нужен поп - он сам может общаться с Богом напрямую, и для этого он и Библию прочитал и выучил, и кучу теологической литературы прочитал, и с людьми знающими/понимающими общался, и традиции перенимал. А если б только Библию прочитал - так ничего бы не понимал:

https://www.youtube.com/watch?v=eDgiy4XFlpM
54:11
Встреча Джастаса и И.Т. Лапкина (Воскресная рубрика)
Justus Walker, 26 тыщ просмотров, 23 февр. 2019 - 120 тыс. подписчиков
Полная версия видео без редакции здесь:
https://youtu.be/8t9Old4Trnk



В)) Нужны ли пояснения при чтении худ.литературы и просмотра худ.кино?
[Spoiler (click to open)]
А так же радио, картины, музыку, песни и прочее художественное творчество. Или ознакомиться с архитектурой. И пейзажами.

Тут уже вопрос - о цели. Если "просто прочитать, посмотреть, послушать", получить впечатление, получить свою долю культуры - достаточно прямого непосредственного опыта.

Если есть желание что-то понять - требуется вникнуть в контекст, в язык/языки описания сущности и её контекста, в логику работы язык, во взаимосвязи описаний и реальности. И тут уже можно выбирать глубину погружения.

Потому что углубиться можно до "атомов".

Лично у меня: [Spoiler (click to open)]
- по песням отношение было простое - я в них не вслушиваюсь и не вникаю в смысл текстов. Могу это сделать, но нужен актуальный жизненный контекст, в котором я могу найти привязку текста с реальностью. А слишком увлекаться фантазиями и выдумывать искусственные контексты я опасаюсь, чтоб не попасть в ловушку своего вымысла - мне важно держать связь с реальностью, выбирать из выдуманных те варианты, которые лучше подходят к реальному миру.
- по худ.литературе - особенно по той, вне контекста которой я живу - я всё же хочу получить этот контекст, чтоб понимать, что происходит в тексте. Но именно этого в школе на литературе не давали, а давали всё через цитаты марксистов и тех, кого они одобряли. Из-за этого школьный курс литературы вылетел у меня из головы сразу после школы.


Пример того, когда кроме непосредственного впечатления от худ.произведения хочется контекста - и контекст оказывается такой, что фильм если и не документальный, но в реальных условиях, с людьми, которые являются носителями традиций той истории, что показана в фильме:

https://www.youtube.com/watch?v=9iR4O5hwsgk
1:00:55
Деконструкция. Станислав Дробышевский о фильме «Танна» (2015)
Кино-Театр.Ру, 180 тыщ просмотров, 17 апр. 2021 - 135 тыс. подписчиков
Станислав Дробышевский и Кристина Егорова обсуждают фильм «Танна» (2015). Основанная на реальных событиях, драматическая история запретной любви разыгрывается под величественной сенью грозного вулкана на острове Танна, который принадлежит крошечному тихоокеанскому государству Вануату.



Г)) Нужны ли пояснения при чтении естественно-научной и математической литературы?
[Spoiler (click to open)]
Потому что тут уже всё упирается либо в то, что есть в реальности, либо в чистые идеи (математика). И то, и другое не зависит от субъективности того, кто это подаёт. Не должно зависеть. Если зависит - это уже скорее проблемы автора описания.

Тут автор может лишь сократить время на поиск контекстов, но его субъективность не важна.
В общем случае субъективность тут может проявиться лишь в "танцах с бубном" - в разных эвристиках, которыми пользуются для выдумывания гипотез, предположений, но корректность которых не доказана. Так же от контакта с субъектом можно получить ранний доступ к ещё не опубликованным идеям и данным.

Но это не сравнить с ((А,Б,В)), где субъективность важна сама по себе - ибо там идёт оперирование не столько ФАКТАМИ, сколько МНЕНИЕМ, которое исключительно субъективно и имеет авторство.

Пример того, до чего не все добираются, кто интересуется наукой - до понимания основ науки, до научного метода. Можно ли с ним разобраться по книжкам? Наверно, можно. Но лично у меня пазл (полученный в вузе) сложился в голове после споров и просмотра таких вот объяснений (в которых есть косяки, если что - что уже зависит от автора, когда его философская позиция не совпадает с той, от которой отталкивается предмет его рассказа):

https://www.youtube.com/watch?v=i6hKeiALKZ4&list=PLkitAWWhaFc4XsurN6bjafcBZOxRzFZbD
47:05
Научный метод. Часть 1: логика
Лекс Кравецкий, 11 тыщ просмотров, 13 дек. 2015 - 5,52 тыс. подписчиков
В серии лекций подробно рассказывается об устройстве и философии научного метода - при помощи раскрытия содержания его основных положений и составных частей. Речь также заходит о популярных заблуждениях.



Д)) Итоги.
[Spoiler (click to open)]
1) А теперь можете сами составить своё мнение о человек, который говорит что-то типа - "я Библию читал - знаю христианство", "нужен будет Ницше - прочитаю его книги сам".

2) Теперь можете сами оценить подход "чтоб научить кого-то плавать - надо кинуть в воду, сам научится" - когда вместо передачи своего опыта некоторые родители просто выталкивают детей - чтоб сами во всём разбирались.

3) Можно теперь лучше понять, что такое "стоять на плечах гигантов" - это когда тебя не выталкивают в воду - плавай сам, а и плавать научат, и на корабль доведут, и научат как им управлять.

4) Ещё ситуация - Диана Анкудинова - как из дочки алкоголички без нормального отца, которая попала в детдом и не могла в 4,5 года говорить, как из неё приёмная мать сделала самостоятельную личность, певицу, которая к совершеннолетию уже имела 10+летний опыт, собственный взгляд на творчество, миллион подписчиков на ютубе и кучу поклонников. Учителя вокала в своих обзорах на ютубе удивляются, когда узнают сколько ей лет - считают что лет 30-35, а потом оказывается, что смотрят видео, где ей 14-18 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=KBfiMqlK8S8
10:43
VOCAL COACH FIRST TIME REACTS Can’t Help Falling in Love - Diana Ankudinova Диана Анкудинова Грэмми
Dounia Raphael, 65 тыщ просмотров, 9 мар. 2022 - 10,1 тыс. подписчиков


Да и сама Диана не ощущает себя подростком с детским разумом и интересами - с 36:44:

https://www.youtube.com/watch?v=rd2OA1hFI7U&t=2204
36:44 / 43:41
Диана АНКУДИНОВА / Интервью ВОКРУГ ТВ
Интервью ВОКРУГ ТВ, 515 тыщ просмотров, 20 нояб. 2021 - 50,6 тыс. подписчиков
[Spoiler (click to open)]
Диана Анкудинова. Девушка с уникальным, завораживающим голосом, победительница второго и третьего сезонов шоу НТВ «Ты супер!» и финалистка «Шоумаскгоон» (на момент интервью результаты конкурса еще не были объявлены). Телезрители и пользователи Сети не перестают восторгаться красотой вокала и драматическим дарованием 18-летней артистки. А ведь всего этого - успеха, славы, сольных концертов - могло и не быть. Да и самой девочки могло не быть на свете. Когда-нибудь о ее судьбе снимут фильм: тяжелое детство, вечно пьяная биологическая мать, которая приводила в дом многочисленных сожителей, побои, психологические и физические травмы… В три года Диана оказалась в детдоме. А через некоторое время ее удочерила Ирина Поник - женщина, которая положила жизнь на то, чтобы малышка забыла все свои страхи, излечилась, раскрыла свои таланты… Семья переехала из Приморья в Тольятти и начала все с нуля.
Теперь Диана - известная всей стране певица. У нее насыщенная жизнь, большие планы, мечты и цели. Но прошлое нет-нет да и напомнит о себе. О своих страхах, угрозах биологической матери, о привычках, желаниях, любви, об отношениях с Игорем Крутым, заработках Диана Анкудинова откровенно рассказала в эксклюзивном интервью главному редактору «Вокруг ТВ» Илоне Егиазаровой.

01:20-02:13 - об отношении продюсеров и эстраде
02:25-04:13 - почему именно ГИТИС
04:28-05:25 - про тембр голоса
05:47-06:19 - об Игоре Крутом
06:33-07:30 - о том, как выбираются композиции
07:42-09:24 - об обучении и педагогах
09:38-11:32 - о проекте «Голос»
12:13-14:54 - о звёздной болезни и творческом пути
15:05-15:22 - о том, как артист должен вести себя на сцене
15:27-16:06 - об Ольге Бузовой
16:26-17:43 - о заработке и финансах
17:48-18:26 - о том, на что был потрачен первый гонорар
18:32-19:40 - о том, комфортно ли жить с мамой и бабушкой в двухкомнатной квартире
19:44-20:37 - о монетизации соцсетей
20:41-22:48 - о собственном альбоме
23:14-24:35 - о внимании парней
25:00-27:39 - о биологической матери
27:45-28:26 - о биологическом отце
28:34-30:10 - о работе с психологами
30:15-31:49 - о недоверии к людям
31:57-34:05 - о маме
34:14-35:52 - об удочерении и воспитании
35:55-37:42 - об отношениях с братом, сестрой и друзьями
37:47-38:24 - о желании поменять фамилию
38:36-39:12 - о желании сняться в кино
39:23-39:42 - о владении языками
39:48-39:58 - о международных предложениях
40:04-40:39 - о домашних животных
40:44-42:26 - о способах расслабления и хобби
42:35-42:57 - о готовности повышать собственный статус



5) (2,3,4) - это про социальный капитал, и то, как его передают или не передают детям родители и общество.

образование, философия, культура, научный метод

Previous post Next post
Up