польза частного обучения для широкого распространения грамотности в Новгороде

Mar 12, 2018 13:54

Я вижу пару-тройку причин, которые способствовали широкому распространению грамотности в древнем Новгороде:

1) слабое социальное расслоение на начальном этапе - когда сословия ещё не окостенели и женщин не загнали в полное подчинение мужьям. Это способствовало тому, частная переписка могла охватывать значительную часть общества - не было непреодолимых социальных границ.

В дальнейшем или грамотность становилась шире (т.е. и менее именитые становились грамотными), или расслоение общества становилось сильнее, или и то, и другое - это приводило к сильному разделению грамотного общества, из-за чего переписка между его частями сужалась до уровня подачи челобитных и распоряжений.

2) частное обучение грамоте, которое было принципиально децентрализованным, а потому не поддавалась централизованному контролю и монополизации, а стало быть - не превращалось в способ выкручивания рук и вытрясания денег.

Централизованные формы обучения позволяют сконцентрировать в одном месте много знаний, но так же могут мешать широкому распространению знаний простейших, вроде грамотности.

3) Детей учили азбуке и складам=открытым слогам. Сейчас нечто подобное используется в методе Зайцева (автора в т.ч. "кубиков Зайцева"). Этот метод значительно быстрее и эффективнее приводит детей к грамоте и грамотности, чем нынешнее школьное обучение. А в древние времена (до падения еров) он ещё был и идеально настроен к русскому языку - т.к. до падения еров слоги все были открытыми, и во время падения еров это тоже частично сохраняло свою актуальность.

Смотреть с 1:00:00 - сюжет про обучение детей грамоте в Новгороде:

https://www.youtube.com/watch?v=gB99plDp70E&t=1h10s
Зализняк. Новгородская Русь по берестяным грамотам. 2012
Алексей Головастиков, 31 мая 2017 г.
Андрей Анатольевич Зализняк. «Новгородская Русь по берестяным грамотам. Взгляд из 2012 года». Публичная лекция на книжном фестивале Bookmarket, 8 сентября 2012 года.

image Click to view



А) Продолжаю тему интуиции и необходимости очистки информации для того, чтоб она работала.
Идея этого поста появилась спонтанно, инсайтом - как ответ на коммент к предыдущему посту. Ответ же появился после просмотра кучи лекций Зализняка и Гиппиуса по берестяным грамотам и граффити на церквях.

Если бы я читал или смотрел какую-нибудь ненаучную ерунду, или научную ерунду - что-либо туго сформулированное и плохо проверенное - то мысли бы у меня возникали кривые и косые, а не имеющие в основе свежие проверенные научные достижения.

По большому счёту нейронной сети всё равно, что обрабатывать. Просто на "зашумлённой" всяким мусором и искажениями инфе нейронная сеть ничего толкового не заметит. И это не какая-то чудесная особенность моего мозга или мозга человеков - это для свойство любой нейронной сети, даже искусственной. Очистка информации позволяет делать выводы адеватнее и быстрее. А уменьшение отношения шума к сигналу - общее для улучшения качества при передаче и обработке вообще любой инфы.

Б) Из этой лекции Зализняка выходит, что в древнем Новгороде была достаточно высокая правовая культура, суды воспринимали не как судилища, а как место, где достигается справедливость. Имущественные споры решались не силой, а документами и судом. Кроме того, бересту использовали и для любовных писем - т.е.чувства тогда тоже людям были важны. Так что люди тогда были не какими-то сиволапыми дикарями, а вполне цивилизованным народом.
===
Грамоты мальчика Онфима, которые он потерял все сразу в одном месте. По ссылкам есть фото и прориси бересты - чтоб получить представление, с каких лет начинали учить детей (по очень детским рисункам), что такое азбука и склады (в вики пишут, что это система обучения от древних греков), как мальчик тренировался писать своё имя и молитвы.

http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=203
Грамота №199 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: рисунок, подпись к рисунку, склады.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=204
Грамота №200 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: рисунок, подпись к рисунку, начало азбуки.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=205
Грамота №201 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: склады.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=206
Грамота №202 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: деловая запись, рисунок.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=207
Грамота №203 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: молитва, рисунок.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=208
Грамота №204 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: "якоже" + склады.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=209
Грамота №205 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: азбука.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=210
Грамота №206 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: фрагменты календарных формул, склады.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=211
Грамота №207 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: фрагменты литургических текстов.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=212
Грамота №208 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: фрагмент неопределенного содержания.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=213
Грамота №209 {1410-1420}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: четыре буквы ПГРД .
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=214
Грамота №210 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима: фрагмент рисунка с подписью.
http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=340
Грамота №331 {1240-1260}, Новгород, Грамота мальчика Онфима..

https://ru.wikipedia.org/wiki/Грамоты_и_рисунки_Онфима
Судя по рисункам, Онфиму было 6-7 лет.



Основная масса грамот Онфима - учебные записи. Буквы в исполнении Онфима выглядят достаточно чётко, не похоже, что он осваивает их впервые. В. Л. Янин предполагает, что его упражнения - закрепляющие при переходе с церы (восковой таблички) на бересту, писание на которой требовало специальных навыков. Одна из грамот Онфима представляет собой донце берестяного туеса, которое нередко давали детям для упражнений (найдены подобные грамоты других безымянных учеников). Три раза он выписывает полную азбуку, затем после неё идут склады: ба ва га да жа за ка… бе ве ге де же зе ке… би ви ги ди жи зи ки… Это классическая форма обучения грамоте («буки-аз - ба»), известная ещё в Древней Греции и просуществовавшая до XIX века.

Онфима также учили различным стандартным текстам. Например, грамота № 199 содержит традиционную формулу начала письма: «Поклоно ѿ Онѳима ко Данилѣ» (Данила - это, возможно, другой мальчик, учившийся вместе с Онфимом; А. В. Арциховский предполагал, что грамота № 201, почерк которой очень похож, но имеет не очень чёткие различия в некоторых буквах, написана не Онфимом, а Данилой). В грамоте № 203 Онфим записывает молитвенную формулу, которая могла служить и подписью: «Г(оспод)и помози рабу своѥму Онѳиму». Грамота № 202 содержит, вероятно, учебный образец деловой записки: «На Домитрѣ возѧти доложзикѣ», то есть «Взыскать с Дмитра должки». Наконец, в ряде грамот (206, 207, 331, возможно, 208) Онфим выписывает различные короткие фрагменты из Следованной Псалтири, тут же их бросая или «переходя» в другой текст.

Записи Онфима - ценное свидетельство начального образования в Древней Руси. С лингвистической точки зрения интересно, что в текстах Онфим не использует букв Ъ и Ь (заменяя их на О и Е), хотя в выписанных им азбуках они есть; таким образом, при обучении так называемой «бытовой системе» письма ученик осваивал и полный инвентарь алфавита, чтобы быстрее научиться читать книжные тексты.
===
Грамота №687, упомянутая Зализняком - в которой написано, чтоб жена отдала учить ребёнка грамоте:

http://gramoty.ru/index.php?act=full&id=703
Грамота №687 {1360-1380}, Новгород, Указания жене о покупках и об отдаче ребенка в обучение грамоте..

перевод
`... масло себе купи, а детям одежду [купи], [того-то - очевидно, сына или дочь] отдай грамоте учить, а коней ...?

монополия, образование, язык, интуиция

Previous post Next post
Up