Нашёл на ютубе немного музыкантскую телепередачу "Learnmusic" с Архиповским. Из-за чего были ответы на вопросы, которые обычно не задают в интервью.
https://www.youtube.com/watch?v=ZHwshWecKj0&list=PL749E84F9DB1E6A58Алексей Архиповский 1/8 Learnmusic Балалайка. мастер-класс
LearnMusicRu, 24 июн. 2009 г.
Алексей Архиповский в программе Learnmusic - Узнай о Музыке больше. "Балалайка. Возвращение". Часть 1 из 8.
История балалайки. Звукоизвлечение. Легко ли гитаристу научиться играть на балалайке. Семинар, мастер-класс.
Click to view
Оказалось, что:
1) Малолетову где-то показали ноты 1895 теппинга на балалайке (ч.5 7:30). Об этом же ещё в одном месте:
===
http://www.ergin.ru/fest/20061028-piter-mamakabo.htmlКлубные вечера "Мамакабо" в Питере (28.10-29.10.2006).
В телепередаче Дмитрия Диброва "Апология" (
мп3),
Дмитрий Малолетов рассказывал, что теппинг изобрели давным-давно, что существовали ноты для балалайки чуть ли не 1895 года, рукописные, где применялись приемы теппинга...
===
Малолетов у Диброва:
-Ну, я занимаюсь этой проблемой [теппингом] достаточно давно. И я написал книгу. И у меня работа есть "Эволюция гитарного исполнительского мышления". И в конечном итоге я пришёл в выводу, что вот эта техника, которую - ну, на западе её больше сейчас называют touch style... Теппинг называют это (играет на гитаре) - как играет Эдди Ван Халлен. А тач-стайл - это, когда идёт полифоническая игра.
Впервые её, судя по документам, таким журналам как Гитар плеер, её изобрёл Эдди Ван Халлен. Сам он говорил, что "я изобрёл её в ванной". Но, что его натолкнуло на мысль, остаётся только догадываться. Но на самом деле это всё шутка. Были люди такие как Джимми Вебстер, которые ещё в 50е годы играли этой техникой.
Но в Калуге ко мне подошёл один балалаешник, старый-старый дед, из оркестра Осипова и говорит:
-Ну, мол, парень, это техника-то не новая.
Я говорю:
-Как это не новая? Это последняя ступень в эволюции!
-У меня есть ноты 1890-какого-то, пятого, года для балалайки, рукописные ещё и там этот приём обозначен в нотах. Я тебе эти ноты могу показать и ты их можешь разучить.
Ну и тогда я понял, что, если в нотах для балалайки это всё было, значит испанцы ещё лет за 200 до рождения Ван Халлена играли этой техникой.
См.с 14:15:
https://www.youtube.com/watch?v=5-pHoqO4pEs&t=14m15sАпология Диброва. Март 2003 года.
Mikhail Merkulov, 18 нояб. 2014
Click to view
2) Балалайки были самые разные - в т.ч. с 2,5,6 струнами, с 3 струнами, но другим строем - мажорные, минорные. "Классическая" балалайка с 3 струнами и обычным балалаечным строем - это всего лишь установление Андреева, который по образу народных балалаек (с верёвочками и 5 ладами) сделал (заказал у Налимова) кучу инструментов для первого Русского оркестра:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Русский_оркестр_В._В._Андреева Так что, когда кто-то навешивает дополнительные струны - он не делает балалайку "гитарой" или чем-то прочим, а всего лишь дорабатывает балалайку. Это к тому, что встречал в комментах на ютубе массу "фу", когда
Слава Шведов из Jancee Pornick Casino добавил к своей к-бас-балалайке 4 струну.
3) Архиповский говорит, что первое упоминание балалайки примерно 1688 годов, когда стрельцы поймали своих хулителей, бренчавших на балалайках, наказали их и сожгли их балалайки.
А так же, что царь Алексей Михайлович с 1648 посжигал все дьявольские музыкальные инструменты (в т.ч. домры), а балалайку придумали после этого треугольной специально, чтоб она была не похожа на дьявольщину по царскому списку. Об этом же написано и в википедии.
А в англовики написано предположение, что 3 угла, 3 струны символизировали Святую Троицу - то бишь были защитой от обвинения в дьявольщине. Так это или не так - не ясно, но ясно, что такое народное мнение закрепило привычный вид балалайки - 3 угла и 3 струны, а остальные варианты сделало "отклонениями". Более допустимыми после прекращения гонений за музицирование, но всё равно отклонениями.
===
https://en.wikipedia.org/wiki/BalalaikaA popular notion is that the three sides and the strings of the balalaika represent the Holy Trinity.[citation needed] This idea, while whimsical, is quite difficult to fathom when one is confronted with the fact that at various times in Russian history, the playing of the balalaika was banned because of its use by the skomorokhi, who were generally highly irritating to both church and state.
===
4) Ещё был разговор о происхождении названия - 2 варианта: русское звукоподражание балаболка-балабайка-балалайка и от тюркского "бала" (дитя). Разумеется звукоподражение более семантически мотивировано и обосновано наличием близких слов (балабол, балагур, балакать, баять, болтать), чем непонятно как из тюркского "дитя" появившийся музыкальный инструмент. Причём у тюрков такого названия и инструмента нет и нет никакого вразумительного ответа, зачем русским называть свой инструмент в честь тюркского слова другой тематики, если у тюрков вообще ничего не взято (название обычно заимствуют с названным так предметом). Если же всё это связать с предположением о происхождении самой балалайки после запрета всех прежних инструментов (т.е. уже сильно позже всяких монголо-татар) - то русская версия более вероятна (не окончательно доказана, но другие не доказаны вообще никак).
Всякие умствования про тюркский сингармонизм, что, мол, в любом сингармонизме нужно видеть тюркское происхождение - это от образованства. Английское звукоподражание bla-bla-bla или греческое варвар/барбар тоже сингармоничны, но явно не имеют никаких тюрков в своём происхождении. Так что балалайка - это blablablaika, а не child-barker (дитя-гавкалка).
Вполне возможно, что балалайка - это переделанная древняя "домра" (о виде которой и происхождении вообще мало что известно точно), но после переделки, это уже стал другой инструмент с другим названием и историей. И современная "домра" - это скорее всего вариант балалайки, который
Андреев назвал "домрой" в 1896.
5) Архиповский сказал, что на открытии Евровидения его пригласили переиграть Диму Билана. В ролике на ютубе написано, что это "попурри из песен Евровидения". Но я что-то заметил там больше кусков русских народных песен. Может потому, что мало смотрю Евровидения.
https://www.youtube.com/watch?v=gacvZ5P48nkВыступление на открытии конкурса 'Евровидение 2009'
Click to view
6) Архиповский чуть-чуть сыграл с Маликовым в его рояльной программе "Пьяномания". Архиповский там играет Барыню:
https://www.youtube.com/watch?v=_VlijnRiQgIDmitry Malikov feat Alexey Arkhipovsky 'Improvisation'
PIANOMANIA by D.MALIKOV
Click to view
7) Ещё с кем играл Архиповский: Чекасин, гитарист Козловский, этнодудочник Клевенский, гитарист Томми Эммануель.
Нашёл аудио с Козловским и Клевенским:
freemp3now.me/catalog/Андрей Козловский, Алексей Архиповский, Сергей Клевенский и др./ Нашёл видео Эммануеля:
https://www.youtube.com/watch?v=o9FEMUuqijUTommy Emmanuel & Alexey Arkhipovsky - Alla Turca
Click to view
С другого ракурса:
https://www.youtube.com/watch?v=IivG3esWI1Q 8) Ещё Архиповский рассказывает про свою технику.
- ч4 3:00 - тонкие пьезодатчики финской фирмы Биг Бенд
- ч4 3:30 - волшебный чумоданчик: ламповый преамп спаянный на серебре, а не на золоте + холл с делеем.