Днепропетровск оккупационный: вечный комендантский час и аншлаги в театрах

May 09, 2012 17:35

Немцы с аншлагами крутили свое кино об успехах на фронте, а освободители входили в пустой город и принесли снижение цен
Период оккупации Третьим Рейхом в 1941-43 годах - самый малоизученный период истории Днепропетровска. Сейчас историки и краеведы оперируют немногими знаниями - весь свой архив оккупационные власти вывезли в 1943 году, а материалы созданной немцами Городской управы открыли только в конце 90-ых. Тем не менее, даже в оккупации город жил и работал.






Вместо металла Вермахт получал…мармелад

Надвигающиеся силы Третьего рейха провели первый артиллерийский обстрел Днепропетровска уже 19 августа. На тот момент город напоминал огненный муравейник - в городе проводилась эвакуация - на заводах демонтировалось оборудование, вывозились лучшие работники, из рай-, гор- и обкомов партии вывозились архивы вместе с партийными чиновниками, из институтов - специалисты и оборудование научных лабораторий. «Все эвакуированное оборудование и людей из области вывезли на 99 тысячах вагонов! (цепочка таких вагонов легко выстроилась бы от Днепропетровска до Киева в обоих направлениях - Прим. Авт.)» - рассказывает старший научный сотрудник Исторического музея им. Яворницкого Валентина Сацута.




За короткий срок удалось вывезти практически все, что могло послужить немцам, которые вошли к Днепру уже 28 августа. Оккупанты так и не смогли на протяжении всей войны вывести производство на доокупационный уровень. Заводы, максимум, могли выполнить текущий ремонт оборудования, а на «Петровке» работал…мармеладный цех.




С каждого дома по заложнику

С первых и до последних дней оккупации в городе вели комендантский час, чтобы снизить активность подпольщиков, которые начали оказывать сопротивление практически с первого же дней. Когда советские войска держались за левый берег, а немцы переправляли туда через понтонный мост технику и солдат, горожане по ночам жгли костры в районе моста, наводя на него бомбардировщики. Гитлеровцы не заморачивались с поисками виновных - «С каждого дома брали одного человека в заложники и расстреливали, пока местные жители не выдадут поджигателей. Такие расстрелы проводились несколько дней, пока советской авиации не удалось разбить мост» - рассказывает Валентина Сацута.




Когда фронт откатился подальше от города, была сформирована Городская управа (туда вошли противники советского строя). Она приводила в жизнь постановления оккупационных властей. «С 20:00 и до 6:00 или 5:00 (в зависимости от времени года) горожане не имели права находится на улицах. Специальное разрешение имели только работники заводов,работавшие в ночную смену. Но если его замечали не по пути на работу или домой, то могли забрать в полицейский участок» - рассказывает Валентина Сацюта.




А с первыми лучами света город пытался жить обычной жизнью - в магазинах распределения хлеба рабочие с заводов по карточкам получали хлеб, открывались рынки - «В первое время оккупации в городе ходили рубли, потом администрация поменяла их на специальные (карбованцы рейскомиссариата «Украина»)» - говорит Валентина Сацюта. Кстати, кило хлеба на рынках тогда стоил 100-170 карбованцев, обед в кафе (первое, второе, какао) - 25-60. Рубль еще долгое время ходил по обе линии фронта, но немцы искусственно снижали его курс и цены на советской стороне были ниже, чем на немецкой. При освобождении от оккупантов цены на местном рынке сразу снижались. Немецкая администрация зорко следила за тем, чтобы город не мог никто покинуть - чтобы работники ходили на заводы, безработные трудились на общественных работах, либо вывозились на работы в Германию - «Люди выезжали за город только по специальному разрешению. На биржах труда каждый взрослый житель должен был явится раз в месяц -засвидетельствовать свое присутствие» - говорит Валентина Сацюта.




Приезжие немцы выселяли местных в сараи

В Днепропетровск начали приезжать и специалисты с территории Рейха со своими семьями, чтобы восстанавливать промышленность и железную дорогу. Им предоставлялись самые лучшие квартиры города (дотошные немцы с первых же дней исследовали жилой фонд города). Прежних хозяев квартир переселяли в другое жилье - иногда даже в сараи во дворе. Жилось там, естественно тяжело, особенно зимой - горожане устанавливали буржуйки и вырубали деревья в парках и обстирывали немцев - за это они могли получать кое-какие деньги или продукты. По свидетельствам людей, заставших те времена, такая помощь иногда спасала поставленных на грань выживания горожан и их семьи. Для приезжих немцев открывали школы.




Здания больниц, университетов, школ отдавались под немецкие воинские части и органы власти. Так, Исторический музей перевезли в здание музея художественного, а здесь разместилась резиденция штадт-комисара (главы города от оккупантов) Клостермана. В нынешнем здании облСБУ разместилось гестапо, в здании первого хлебзавода (перекресток К. Маркса и Фрунзе) - жандармерия. Местные дети ходили в начальные школы, но когда приезжих специалистов стало не хватать, немцы открывали университеты и ремесленные училища - они работали на нужды Рейха и фронта.




В городе возобновили работу театр Шевченко и кинотеатры, которые из-за недостатка развлечений, народ просто штурмовал. «В первые месяцы немцы жаловались, что не успевают покупать билеты - в дальнейшем билеты реализовывались сначала для немцев. В театре ставили классику, а в кинотеатрах крутили немецкие фильмы. Для немцев работали варьете, ночные клубы, многие кафе. Во время Рождественских праздников немецкие солдаты отбывали на родину и в такие дни городской трамвай работал только для них» - рассказывает Валентина Сацюта.




Освободители входили в пустой город

С приближением Красной Армии немцы срочно организовали эвакуацию не только своих частей и всевозможного добра, но и гражданского населения. «Они еще надеялись увезти как можно больше людей на работы в Германию. Оставались лишь те, кто мог надежно спрятаться, - полицаи рыскали по этажам и подвалам. По этому многие бойцы Красной Армии отмечали что они входили в пустой город» - говорит Валентина Сацюта. По ее словам, кто-то в дороге прятался по балкам или у родственников в других городах. По возвращению в Днепропетровск им уже приходилось доказывать советским властям (которые старались не допустить мародерства) что поселяются в свое жилье. Очень многие горожане его и не заставали. Отступая фашисты взрывали целые сотни домов, которые и без того 3 года подвергались бомбежкам.




Previous post Next post
Up