Пурга и радио

Dec 20, 2012 15:15

Это про то, как в начале ноября мы ходили по приглашению never_no к ней на работу. Я просто решил, пусть это здесь побудет, раз больше негде.



Добраться до места расположения радиогруппы FM Production не очень-то просто, особенно если на дворе ноябрьские метели и гололёд. Нужно, терпя летящую в лицо колючую крупу, пройти два квартала частных домов на окраине города, умудрившись не заблудиться и не поскользнуться. И вот они - три здания из красного кирпича в районе Нагорного парка. Те, кто в этот пятничный вечер выдержал испытание барнаульской природой и топографией, в финале получили чай, печенье и приятные разговоры.

Сотрудник PR-службы радиогруппы Ира Рак предложила барнаульским блоггерам экскурсию на свою работу, посмотреть как выглядит современное радио, так сказать, изнутри. FM Production - это, как поясняется на их сайте, объединение ведущих радиостанций Барнаула: "Радио Шансон", "Европа Плюс", "Юмор FM", "Ретро FM", "DFM", "Эхо Москвы", радио "Комсомольская Правда"; Продакшн-студия и Служба новостей. Как раз к моменту, когда я преодолел пургу, весь отряд блоггеров рассматривал офис «Радио Шансон» и слушал про грядущие изменения в формате радиостанции.

- Чем меньше «зоны» на «Шансоне», тем больше становится слушателей - рассказывает программный директор Наталья Тишина.

- То есть, если как можно чаще крутить не блатняк, а нормальный шансон, слушателей становится больше? - уточняет один из нас.

- Именно так.

Сегодняшнее радио «Шансон» в Барнауле больше не хочет ассоциироваться с песнями про небо в клеточку, плачущую маму и родную телогрейку - оно стремится облагородиться. В ротации будет все больше «цивилизованного» шансона - например, певицы Рады Рай, которая пока не очень известна широкой публике. А в следующем году «шансонщики» планируют сделать рубрику «Неформат», где слушатели сами смогут заказывать себе совершенно любые песни.

- А если я DJ Mosquito захочу? - интересуется любопытный блоггер.

- Значит, прозвучит DJ Mosquito. - невозмутимо отвечает Наталья.

После общения с работниками радио «Шансон» мы попадаем прямо на разговорную студию, где работает и «Эхо Москвы» и «Комсомольская правда». Там ежедневно бывает несколько гостей в прямом эфире, обсуждая наиболее насущные темы. В центре маленькой комнаты находится круглый стол, где лежит много наушников и стоит подставка для нескольких микрофонов. Кое-кто из блоггерской команды уже бывал здесь, когда проводилась беседа о барнаульском Интернете. Через стекло видно помещение звукорежиссёра - именно он принимает звонки от слушателей и сообщает о них с помощью жестов ведущему и участникам. Некоторые стали дурачиться и что-то говорить в микрофоны, воображая себя в эфире. Правда, это развлечение продолжалось совсем недолго - нужно было идти дальше.

Студии здесь вообще не отличаются размерами - скромные помещения, чистые, аскетично оформленные, с минимумом вещей. В каждой комнате сидит один или двое ведущих, перед ним компьютер и микрофон. При помощи компьютера ди-джей ставит музыку и рекламные отбивки - когда идет прямой эфир, это необходимо делать вручную. Всеобщая компьютеризация сильно изменила к лучшему жизнь радийщиков: еще каких-то 15 лет назад вся музыка была на кассетах и виниле. Нужно было назубок помнить «так, эта песня идет третьей на таком-то сборнике», а чтобы музыка на пластинке звучала по радио в нужном ритме (проигрыватель разгоняется не сразу), работники эфира прибегали к совсем уж немыслимым ухищрениям, типа придерживания винила спичкой.

«Когда я вела эфиры, то периодически забывала о том, что с «другой стороны» кто-то есть» - говорит поэт и экс-диджей Наталья Николенкова, проработавшая на радио 15 лет. К счастью, множество её друзей не давали забыть о мире за пределами студии. Например, однажды, когда она выдала в микрофон удачную остроту, через 10 минут друг прислал SMS, что он от хохота чуть не устроил аварию. А один из её коллег присылал эсэмэски с язвительными репликами по поводу чуть ли не каждой сказанной фразы.

Почти все, кто приходит в коллектив FM Production, остаются в нём надолго. Там сложились свои традиции и, разумеется, приколы. Ведущий нескольких программ Никита Иванников рассказал, как проходило его «посвящение» в радийщики:

- Я сел на место, приготовился вести прямой эфир, как в комнату зашел мой коллега - спортивный редактор, сразу после меня читающий новости спорта - и стал у меня на глазах с абсолютно серьезным лицом постепенно раздеваться. Невозмутимо так разделся до трусов и носков и уселся в кресло. Я очень долго терпел, довел выпуск до конца, убежал с диким хохотом и смеялся минут десять.

Большая часть различных забавных историй на радио, говорит Никита, связана со звонками слушателей. Люди, например, часто могут вообще не знать, на какую станцию звонят, и приветствуют «Юмор ФМ» фразой «Здравствуйте, радио Шансон!». Человек пять-шесть постоянно звонят на все прямые эфиры и готовы обсуждать совершенно любые темы - от разведения гладиолусов до пересмотра итогов приватизации. Ведущие этих людей даже знают по имени-отчеству. На последний эфир¸ посвященный закону об оружии, позвонила, к примеру, бабушка и поинтересовалась - почему ведущие ничего не говорят о солнечном затмении, которое, как все утверждают, случится буквально завтра? Разумеется, ситуацию направили в нужное русло.

«Мы зарабатываем на рекламе, это наш хлеб» - рассказывает продакт-менеджер Иван Фефелов. Для производства рекламы на FM Production создано две студии звукозаписи. Как правило, требования клиента, по его словам, сводятся к одной фразе «мне нужно очень круто, за маленькие деньги и вчера». Каждый раз необходимо состыковывать решение сценариста и пожелание заказчика - впрочем, как и везде. Эффективность рекламного ролика определяется с помощью различных маркетинговых исследований - например, мониторинга количества заходов на сайт рекламируемой компании.

Чтобы стать ведущим, говорят радийщики, необходимо обладать несколькими качествами. У предполагаемого кандидата, во-первых, должен быть приятный голос, потому что даже при идеальной речи и великолепном произношении, обладателя плохого голоса никто слушать не станет. Во-вторых, совершенно обязательно, чтобы человек понимал произносимый текст. Ну а в-третьих, претендент должен обладать отличным чувством юмора и высокой коммуникабельностью.

Вечер закончился, и мы сквозь ту же пургу пошли к трамвайной остановке. Посмотреть изнутри на большой и сложный медиа-механизм было познавательно.
Previous post Next post
Up