В последние годы у меня появились определенные сомнения по поводу перспектив капитализма в России. В девяностые и нулевые годы однозначно доминировало мнение, что капитализм эффективнее социализма. Основным критерием была практика - капиталистические страны обогнали по экономическому развитию социалистические (ФРГ и ГДР, Ю. Корея и С. Корея, системные кризисы в большинстве соцстран). Также было представление, что вмешательство государства в экономику надо сокращать. То есть внутри самого капитализма минимизировать социалистические элементы.
Но уже российская почти 30-летная практика капитализма показала целый набор проблем. Только о двух из них, не очень упоминаемых, но в то же время опасных для самого существования капитализма хотел бы написать.
1 проблема. Действия коммерсантов при банкротстве и в преддверие банкротства по выводу активов. В результате коммерсант по сути «кидает» кредиторов. Среди кредиторов обычно:
- поставщики и покупатели, которые до последнего «входят в положение»;
- банки, которые дают кредиты. Тут обычно еще и мухлеж с отчетностью в плохие времена начинается;
- государство, которому не доплатили налоги;
- бывают и работники.
Явление просто массовое. К обычному загибанию бизнеса добавляются и намеренные банкротства.
Закон и мораль ясно предписывают, что надо делать прогорающему бизнесмену - расплатиться со всеми кредиторами пропорционально и если вдруг что останется, то взять себе. Прогорели именно твой бизнес и твой расчет. Почему за это должны платить посторонние контрагенты?
Но бизнесмены в массе действуют по-другому. Вывести как можно больше активов себе в карман - вот стратегия. Когда спрашиваешь: «Почему ты так делаешь?», ответ обычно такой - «А что получается, я несколько лет целыми днями бесплатно работал?». То есть бизнесмен в своей голове сразу превращается в простого, тяжело работающего наемника. Отличия в том, что первый рискует, пытаясь заработать очень много, но может потерять даже вложенное свое имущество. А работник не рассчитывает на сверхдоходы, но имеет гарантию определенного дохода за время.
Так как бизнесам и полагается регулярно прогорать, то эта проблема носит системный характер. Она увеличивает ставки по кредитам и делает их недоступными. Снижает экономическую активность, так как почти никому нельзя доверять. Законы ее практически не решают. Да и непонятно, могут ли в принципе законы перебить менталитет. Оцениваю вклад этой проблемы в «инвестиционный климат» больше, чем пресловутое «отсутствие независимых судов».