Концерт клуба «Любителей Саратовской гармошки»

Jun 29, 2011 15:57




    25 июня 2011 года на набережной, около памятника Ю.А. Гагарина, состоялась   концертная программа членов клуба «Любителей Саратовской гармошки», на которой, я, можно сказать, оказался случайно. Там я сделал несколько фотографий выступления членов  клуба и, покопавшись  в интернете, нашёл статью, датированную 2009 годом об истории возникновения «Саратовской гармоники». Предлагаю к прочтению сокращённый вариант. Фотографии с этого концерта можно посмотреть в этом альбоме. Сайт ансамбля «Саратовская гармоника», художественный руководитель, Сергей Шалимов, http://www.sargarmonika.ru/

Саратовская гармоника

Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Точной даты, к сожалению, мы не знаем. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году: газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».
     В 1870-х годах на улице Никольская (ныне - Радищева) открыл свою мастерскую знаменитый гармонный мастер Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». Вскоре, рядом на Никольской улице, открыли свои мастерские по производству саратовской гармоники Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
     18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом первом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное» (в последующих - гармонное). В том же году получил свидетельство С. Е. Егоров, затем (1883) И. П. Сахаров и Е. В. Васильев. Свидетельство давало право на устройство мастерской. Для получения его нужно было сдать соответствующий экзамен в Саратовской ремесленной управе (теоретический и практический).
     Развитию саратовской гармоники способствовала и общая активизация музыкальной жизни в Саратове в 70-х годах. В Саратове в эти годы организуется отделение Русского музыкального общества. При нем открываются музыкальные классы, проводятся оперные сезоны, налаживается регулярная концертная жизнь. Толчок этому дало открытие в 1871 г. железнодорожного сообщения между Саратовом и Москвой.
     Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной (окрашивался и покрывался лаком), а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева; плоскости украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками (например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова).
     Первый «гармонных дел мастер» - Николай Геннадьевич Корелин все старания направил на улучшение инструментов: голосовые планки стал делать из листовой меди, голоса - из стали. Работал он только на заказ. Первыми заказчиками были любители-гармонисты города и окрестных сел, солдаты, приказчики, содержатели гостиниц, трактиров. Ему заказывали инструменты и цирковые артисты братья Дуровы: для них Корелин делал маленькие, карманные гармоники (типа «черепашек»).
     В мастерской Корелину помогали подмастерье и ученики, но основную работу он делал сам. Попасть к Николаю Геннадьевичу в ученики стремились многие; он отбирал тех, которые имели музыкальные данные, считая, что это главное для гармонного мастера. Изделия Корелина, как и других саратовских мастеров - его учеников, служили много лет без ремонта. И сегодня можно встретить их гармоники, сделанные в конце 19 века, в отличном состоянии. Ученики Корелина - Дмитрий Жарков, Хрисан Артемьев и другие имели личные штампы, которые они ставили внутри и снаружи инструментов.
     В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора.

К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось. В цехе по производству саратовской гармоники, расположенном в старинном особняке на ул. Кутякова (ближе к ул. Радищева) в 2002 году было даже отключено отопление. Оставшимся сотрудникам - девяти пенсионерам - пришлось обогревать помещение электроприборами - ведь инструменты должны храниться при температуре строго 18 градусов. Заказы по производству саратовской гармоники мастера выполняли у себя на дому. Это были последние инструменты - ведь на изготовление настоящей концертной гармошки уходили многие месяцы, а то и годы…………..

Весь текст статьи http://www.russian-garmon.ru/other-types/295-saratovskaya-garmon

Клуб Любителей Саратовской гармошки, Саратовская гармошка, Саратовская гармоника

Previous post Next post
Up