Оригинал взят у
aksik в
Появление второго ребенка (3)Появление второго ребенка - часть 3
Сначала хочу закончить мысль предыдущего поста, тем более, что сразу началось: "старшему будет скучно!", "а как же развитие?" и тп. Вот в том и дело, что "гнездование" и "погружение" куда больше значат для развития старшего, чем все то, чем вы или педагоги можете с ним заниматься! Это отличная возможность задуматься об очень серьезных жизненных темах, рефлексировать, осознать самого себя и свое место в жизни.
Наконец, наблюдать уникальное развитие крошечного человечка в его первые дни жизни. Погружение в себя, свои мысли, этот период "одиночества", когда мама занята и не может уделять пристальное внимание, очень важен. Человек длжен уметь оставаться наедине с собой. Да, у ребенка не всегда есть способность СФОРМУЛИРОВАТЬ то, что он переживает и о чем размышляет. И это вовсе не значит, что внутри он не переживает ничего! Ему необходимо пройти этот период полноценно, а не через "отвлекающие маневры" развлечений.
***
Теперь хочу немножко поговорить о принятии младшего. Очень многие родители боятся, что старший может случайно повредить младшего. Я очень советую сразу же, как старший увидел младшего, дать его подержать на ручки. Если вы волнуетесь, что старший еще сам слишком мал и может что-то случиться - возьмите старшего себе на колени, и обнимите его руки, когда он будет держать малыша. Даже большого по возрасту ребенка нужно посадить на кровать, например (чтобы малышу некуда падать было). В общем - меры предосторожности это дело родителей, а не старшего ребенка, который в силу возраста еще не может все понять. Вместо того, чтобы пугать старшего "уронишь!", "его нельзя трогать!", "не подходи!" и прочим, лучше сразу объяснить, как правильно можно дотрагиваться до малыша, что это нужно делать пока что только с мамой или папой, и т.п. Если ребенок не знает, что можно, он будет пробовать делать то, что нельзя.
(Я не говорю о случаях, когда старший хочет намеренно причинить вред малышу - это отдельная тема, когда ревность сопровождается агрессией).
Обязательно говорите старшему, что он был ТАКОЙ ЖЕ - это будет объединять его с малышом. ПОкажите его малышовые фотографии, расскажите о беременности и родах, о том, как вы сильно ждали первенца, какой он был смешной и славный малышик. Заметьте, что младший в чем-то на него похож, как это здорово и прекрасно.
Не нужно обещать ребенку невозможное: "у тебя родится братик, ты с ним будешь играть!" - ничего подобного, пока братик дорастет до "игрательного" возраста, старший уже забудет о своем горячем желании поиграть с ним :). Объясните то, как будет в реальности, если есть у знакомых-родственников малыши - покажите, что это такое.
Обязательно придумайте для старшего новые поручения - не только в связи с младенцем, вообще дела по дому. Это подчеркивает статус старшего и его важность для семьи.
Очень важным вопросом обычно является доверие старшему понянчить младшего - тут, конечно, существенным фактором является возраст "няни". Но присмотреть пару минут, пока мама отвернулась, могут и дети дошкольного возраста. Главное - дать четкие указания, что именно делать. Сказать "присмотри за ним, пока я то-то делаю!" - это ни о чем. Что присмотреть? Ну вот - лежит, кричит, а я смотрю, что еще надо? Нужно сказать очень подробно по пунктам, чего вы ждете от старшего - его действия, и что недопустимо для малыша. Здесь очень важна "золотая середина", которую порекомендовать невозможно, но которую необходимо найти каждой маме свою. К сожалению, знала многих девушек, которые так "нанянчились" в детстве младших, что не хотели детей вообще или хотели "максимум одного". ВСегда помнить, что малыш - это мамина ответственность, а вовсе не старшего ребенка! И если мы доверяем старшему малыша, то это означает, что мы несем ответственность И ЗА ДЕЙСТВИЯ И РЕШЕНИЯ СТАРШЕГО в этот момент! Совершенно неправильно предъявлять претензии вроде: "Ты что, не слышал, что малыш плакал - что же ты не подошел?!",, "ты не досмотрел, из-за тебя он упал!". Ребенок (даже подросток) еще не готов нести ответственность за младшего и не умеет действовать по обстоятельствам так, как это легко получается у самой мамы. (я еще хочу дать такой совет - когда мне необходимо, чтобы дочка присмотрела за малышом, я даю ей на выбор: "что ты сейчас хочешь, сделать такое-то дело или посидеть с Элиэлем, а я сделаю?").
Объясните ребенку, что разное внимание (малышу больше всех) - не означает разную меру любви. Я говорила так, что каждый ребенок приносит в семью еще больше любви, поэтому, когда появляется младший, мама больше любит и старшего тоже.
Posted via
LiveJournal app for iPad.