Для заставки "прощальная" фотография моего кружка, сделанная на последнем занятии в мае. Спасибо, ребята, что были со мной вместе 7 лет.
Ну а мы идем дальше.
1 неделя.
Математические занятия были только у старших (4 класс) и средних (1-2 класс).
Со старшими изучали признаки делимости. К моему удивлению, они с ними не знакомы даже в приближении. Неужели в 3 классе об этом не говорят даже вскользь?
Рассмотрели признаки делимости на 2 и на 3 (как следствие на 4,8, 6, 9, 12,18). Решали примеры типа:
Как определить, что число делится на 2.
3, 6, 8, 5, 7, 10, 24, 12, 68, 55, 441, 76, 992, 85, 221, 57
Как определить, что число делится на 3.
4, 73, 33, 88, 63, 111, 51, 15, 67, 76, 42, 24,
333, 222, 444, 555, 3333, 2222, 4444, 7777, 831, 450, 273
Допиши числа так, чтобы они делились на 3.
4_, 1_1, 3_6, _7, 234_5, 56_2_1, 3_81.
Из каких цифр можно составить числа, которые делятся на 6?
3, 5, 4
1, 2, 3
4, 7, 6
4, 5, 5
4, 2, 3, 3
Как определить, что число делится на 6.
12, 21, 42, 24, 63, 36, 72, 27
111, 222, 333, 444,
1111, 2222, 3333, 4444
534, 721, 253, 312
Как определить, что число делится на 9.
16, 91, 81, 45, 54, 234, 432, 342, 8541, 364, 111111111, 333, 666
Из каких цифр можно составить числа, которые делятся на 9?
3, 5, 4
1, 2, 3, 4
4, 6, 8
1, 5, 7, 6
8, 2, 7, 3, 7
Допиши числа так, чтобы они делились на 9.
4_
1_1
3_6
_7
234_5
56_2_1
3_81По ходу переставляли цифры в числах местами, смотрели, как изменится их свойства делимости. Дописывали, стирали цифры. Короче, издевались над ними, как могли. Пошло очень хорошо. Особенно дети были счастливы (прямо натурально!) от осознания факта (или от ощущения его самостоятельного открытия), что если число делится на 2 и на 9, то и на 18 тоже будет делиться.
Одним отрезом делали и со старшими, и со средними. Задача так сложить лист, чтобы одним надрезом ножницами получить заданную фигуру.
Задачи решали на распилы-этажи (младшим немного упрощала числа):
1. У Кости есть три палочки, каждая длиной 50 сантиметров. Он хочет распилить их так, чтобы получилось 15 палочек длиной по 10 сантиметров. Сколько распилов ему придется сделать?
2. Через каждый метр на бульваре стоят фонари. Деду Феде было прописано каждый день совершать двадцатиметровую пробежку. С тех пор каждой утро дед Федя бодро пробегает от первого фонаря до двадцатого. Верно ли он соблюдает предписание врача?
3. Петя пообещал маме, что прочтет еще только 50 страниц комиксов - и будет учить математику. Прочтя 50-ю, 51-ю, 52-ю, ..., 100-ю страницу, Петя честно принялся за уроки, однако мама все равно упрекнула его за несдержанное слово. Права ли мама?
4. Лифт поднимается с первого этажа на четвертый за 6 секунд. За какое время он поднимется с первого этажа на шестнадцатый?
5. a) Сколько всего двузначных чисел?
b) А трехзначных?
6. В коробке шоколадные конфеты выложены в один слой в виде квадрата. Сладкоежка Костя съел все конфеты по периметру - всего 20 конфет. Сколько конфет осталось в коробке?
Со средними в начале занятия устроили "бега". Для этого расположили магнитики на доске, каждому дав номер (от 2 до 12). Каждый ребенок получил по два кубика и делал броски, называя сумму. Я передвигала фигурку, чья сумма выпала. Смотрели, кто победил, обсуждали, почему он победил. Неожиданно вышли на тему справедливости и обсуждали, как можно уравнять шансы. Такое своеобразное знакомство с теорией вероятности. В свое время подсмотрела в книге Звонкина и часто пользуюсь.
Гуманитарная часть была после чаепития на всех трех кружках. Тема "Обман". Тема провокационная. Дети дружно сказали, что обманывать нельзя, а потом я им долго доказывала, что не все так просто в этой жизни.
Старшие и средние выбирали синонимы из кучи слов. "Неожиданно" споткнулись на словах "театр", "представление", "сказка", а также путались в словах "фокус" - "фокусник".
Разбирали фразеологические обороты:
Отдельно говорили про Потемкинские деревни в прошлом и сейчас.
Также немного литературы и загадок-обманок для малышей:
Говорили про творчество Паоло Веронезо. Кстати, пытались догадаться, где он родился.
Обманки в Кусково
Мрамор - это не мрамор, а дерево.
Барельефы нарисованы:
"Малахитовая ваза" раскрашена.
Зал зеркальный, что увеличивает его в 2 раза:
Библиотека без книг:
Творчество Ивана Теплова. Пытались отгадать, кем служил его отец при дворе.
Рассказала легенду о Зевксисе и Паррасии.
Решили они поспорить, кто лучше. Написали оба по картине и выставили их, закрытыми занавесками перед судьями. Один снял занавеску, и все увидели виноград. Птицы слетелись, чтобы поклевать его. Настала очередь второго художника. "Скинь занавес, и мы увидим твое полотно!" - призвал первый.
Вопрос: что было написано на второй картине?
Картина Федора Толстого в качестве иллюстрации-подсказки.
Далее перешли к иллюзиям.
В свое время я делала книгу "Черно-белые забавы". Там много примеров.
Арчимбольдо и перевертыши.
Мариус Эшер - вершина иллюзорности.
Знаменитый куб
и
Ну и "вишенка на торте" - обман зрения (преломление в гидрогеле). Гидрогель совершенно не заметен в воде.