Как я и обещала, буду выкладывать свои открытия в области преподавания русского языка одному конкретному отдельно взятому ребенку, вырванному из тисков очень средне-образовательной школы.
[Вначале несколько ремарок, чтобы вы поняли, куда наступили:]Итак, через месяц "домашней" работы над русским языком я поняла: 1. Что правильно сделала, что забрала Маруську из школы. С нашими проблемами никто работать не будет. Они не лежат на поверхности, чтобы с ними работал дефектолог-логопед-еще не знаю кто, но и в компетенцию обычного учителя, пусть даже опытного, они не входят. Это НАШИ проблемы, и должны мы их решать САМИ, где бы не учились. Но стресс по поводу двоек по диктантам (в которых ребенок не виноват, а виновата природа или тетенька, принимавшая роды) я убрала. 2. И еще я выбросила на помойку весь свой педагогический багаж, который набрала в педагогическом училище. Потому что уже в середине октября мне Маша сказала, что ей "скучно писать эти дурацкие тексты" и она хочет, чтобы было интересно. В моем мозгу "русский язык" и "интересно" лежат на разных полочках, которые не пересекаются. Но я люблю сложные задачи. Я не учитель русского языка, хотя и учитель начальных классов по очень-очень давнему образованию. Но русский язык (как предмет) - это не мой конек. Поэтому мне приходится открывать его заново. 3. И еще я подумала, что предмет "русский язык" и сам русский язык - это две совершенно разные вещи, как дверной ключ и ключ, бьющий из земли. И не надо путать Божий дар с яичницей. А после этого надо задать себе вопрос, какой "русский язык" мы хотим изучать? Не знаю, как вы, а мы решили, что второй, что мы не будем ставить телегу впереди лошади, хотя, конечно, телега у нас груженная и вести ее надо. Ведь аттестацию проводят по тому, что в телеге. 4. Это "заново" я пока буду открывать вместе с книгой Грамматическая аптечка" М. Ганькиной. Правда, она написана для учителей, которые работают с классом, но что-то можно из этого брать целиком, а что-то адаптировать.
**************** Проведем тест. Назовите какое-нибудь слово, например, "лимон" и посмотрите, как ваша сущность на него реагирует. Наверняка во рту почувствуете кислоту, и у вас начнется обильное слюноотделение. А теперь скажите "словарные слова". Что почувствовали? Тошноту, уныние, нежелание что-либо делать?
[Вот с них и начнем] Мы завели у себя "словарную" дверь. В понедельник каждой недели на нее вывешиваются словарные слова из расчета 2-3 в день (всего слов 15), написанные и нарисованные на бумажках. Именно нарисованные. Проблемное место в каждом словарном слове должно быть выделено и оформлено. В течение недели на эту дверь добавляются слова, в которых делаются ошибки во всех работах (с текстом, по окружайке, даже в математике).
Со вторника по пятницу мы работаем с этими словами. Как? Выполняем одно из следующих заданий. 1. Самое простое - за 30 секунд надо запомнить как можно больше слов и записать с тетрадь. Варианты задания: можно записывать не сами слова, а однокоренные. Или выбрать только существительные (глаголы, прилагательные, наречия,...), слова, в которых 1 слог (2, 3, 4...). Выписать слова, где проблемная А (О, Е, удвоенная согласная,...).
2. Все слова закомпоновать в словосочетания-предложения-рассказ. Иногда можно получить непредсказуемый результат: Багряный и багровый - сразу в пейзаж. Женщина в жёлтом жужжит, как насекомое. Аппетитный оранжевый апельсин и стакан смородинового сока с лимоном на завтрак - это мечта. На кросс по территории в кроссовках, а с кроссвордом на кровать отдыхать. Лопата помощнику, а товарищу командиру бассейн на террасу и террариум в ванную комнату. А на балкон кассу. (Маяковский отдыхает). Замечу, что в этих предложениях ВСЕ слова словарные по Битреру 3 класс. Приветствуется использование однокоренных слов и изменение формы слова.
3. К п.2 близко составление ассоциативных слоганов. Я так обозвала словосочетания, которые помогают запомнить словарное слово. Например, еще в первом классе у нас была проблема с написанием слова "машина". После того, как мы придумали ассоциативное словосочетание "Машина машина", ошибки исчезли. Коржики в корзине, около леса околесица, лопасть у лопаты, карта с картиной, лаком покрою облако, рисунок из риса, чёрная черёмуха, фон у фонаря, чёткий счёт, вокальный зал на вокзале.
4. Последнее словосочетание - это результат экскурса с этимологию слова. Оказывается, что вокзал - это сокращенный "вокальный зал", в котором развлекали уважаемую публику, ожидающую поезда. Этимология очень выручает. Такие слова, как "рюкзак" и "капуста" переводятся с немецкого как "заплечный мешок" и "голова" и звучат там очень ясно, поэтому мы смело берем их с качестве проверочных слов. К этим же слова относятся ромашка (цветок Ромула), кроссворд (пересечение слов). Террариум, территория, терраса (все от слова "терра" - земля, поэтому надо выучить только одно слово. Вот она Terra Incognita). Так же работать надо с коллекцией и коллективом.
5. Письмо с подсказкой. Это похоже на игру Аллиас. Если очень много слов осталось висеть на двери, я могу давать подсказку в стиле этой игры: Это может быть сильным (аромат, аппетит). Забор из прутьев (плетень).
6. Похоже на п.5 составление кроссвордов. Задание составить кроссворд так, чтобы пересекались сложные места слов (ну по возможности, конечно). Описание слов составляет теперь Маша. А через пару недель отгадывает сама свой кроссворд.
7. "Змейка". Слова надо закомпоновать так, чтобы последняя буква каждого слова была первой буквой следующего слова: аккорд-досуг-горизонт-троллейбус-суббота-аккорд. Эти цепочки выписываются на плотную карточку. Трудные места вырезаются, и цепочка используется многократно. Но о такой работе, как "дырки" я напишу еще в части 2.
Итак, после такой работы все правильно написанные слова перекочевывают в другое место. В субботу у нас наступает часХ - словарный диктант. Обычно я на ходу придумываю текст-предложения (см. п.2). Затем Маша осуществляет проверку сама (как и всегда) и все слова, которые "перешли границу без потерь" уходят на покой до поры.
Я не хочу сказать, что Маша теперь спит и видит, когда же придет время учить словарные слова. Но оживление появилось. Собственно говоря, эта работа относится опять же к грамматике, а не к русскому языку. Но некоторые элементы (этимологию, например) я попыталась привязать. Будет здорово, если кто-нибудь поделится своими приемами работы со словарными словами. Во второй части я напишу, как работаю с текстом.