Что происходит, когда мы не владеем своим телом

Jul 13, 2016 00:33

Оригинал взят у fina_ru в Что происходит, когда мы не владеем своим телом
‪#‎янебоюсьсказать

И я не буду здесь рассказывать о сексуальном насилии, которое я пережила не единожды, и каждый раз от своих знакомых. Слава Богу, многолетняя психотерапия помогла восстановить границы, телесные границы. И теперь я не дрожу от случайного агрессивного нападения неадекватных людей в обществе.

Читала я вчера по тэгу, а перед глазами вставали совершенно другие картинки.

Вот я маленькая лет двух и болею.  Приходит в дом врач, и меня оголяют перед чужим человеком, а он меня трогает. А я совершенно не хочу, но настолько слаба, что даже протестовать нет сил, да тело своё отдала полностью родным, чтобы облегчили это страдание.
Вот мне лет пять, и у меня болит зуб, я плачу, меня отводят к стоматологу, и мама силой держит меня, рычит, заставляя открывать рот, чтобы чужой дядя тыкал мне вибрирующей машинкой в то место, где болит.
Вот мне шесть, я сплю в детском саду в одной большой спальне, и часть детей скачет вокруг, они орут и показывают друг другу оголённые гениталии и почему-то им смешно. А мне почему-то нет. А я просто хочу спать, но у меня нет никакой возможности побыть в тишине.
Вот мне почти семь, и чтобы мне вылечить аппендицит, меня насильно разлучают с родителями, а папа почему-то грустно и виновато улыбается.
Мне восемь и меня тычут в каком-то холодном зелёном кабинете иголкой в попу, а сзади стоит одноклассница, а за ней другая, а в кабинете ещё трое незнакомых взрослых, и это называется прививка, а две из девочек после этой прививки уже в кабинете, расслабившись, падают в обморок.
Мне 14. И меня ведут в гинекологический кабинет на осмотр, я не болею, но мне нужно открывать интимную часть тела, которую я никому не открывала пока, кроме мамы. Я чувствую, что я уже взрослая. Но почему это связано с обнажением меня прилюдно?

Таких историй я могу написать множество, и каждый читатель тоже. Вроде бы это не относится впрямую к насилию, но это именно оно, насилие. Насилие вскрывает границы, систематическое насилие даже не позволяет их начать чувствовать. У человека с рождения не возникает дифференциации «Вот здесь мои границы, и ими владею я, и я решаю, допускать кого-то до своих границ или же нет». До границ тела, потому что тело - это самые первые границы.

Да, мы иногда вынуждены обращаться к врачам за помощью. Что необходимо сделать после встречи с врачами? - Восстановить границы. Дать телу своему или телу ребёнка восстановиться, почувствовать кожу, почувствовать, что она не нарушена, что она целая. Следующее - почувствовать себя в безопасности, найти безопасное и комфортное место и дать себе время побыть в этом месте, чтобы насытиться этой безопасностью. Дать себе возможность почувствовать опору, устойчивость и воссоздать чувство целостности и защищённости. И только тогда снова выходить в публичное пространство.

Что происходит потом с людьми, многократно пережившими нарушение телесных границ? Они несут на себе многократные следы насилия. У них, повторюсь, не развивается чувство тонкой дифференциации, дифференциация, различение - это просто роскошь. А значит нет оттенков чувств, нет понимания и чувствования, где хочется быть, а где нет. Где моё, а где - не моё, нет понимания, что есть возможность выбирать, что хочется, а что - нет. Дети, а потом и взрослые ходят строем, все вместе рисуют, лепят или пишут, или играют в одну игру. Все в одном строю. У них нет ощущения собственности на своё тело, но у тела свои законы, тело запоминает моменты вскрытия, нарушения границ и у многих в теле остаётся зависшая реакция борьбы, бегства или замирания. В принципе это одна и также энергия, которую можно чувствовать как сжатую пружинку. Всё, что нужно этой пружинке - разрядиться, расправиться. И ей всё равно, как. Поэтому она идёт в то, что наиболее приемлемо в нашем мире. А в нашем мире является нормой сливать агрессию на слабых. Мальчики-подростки сливают это на девочек, мужчины - на женщин, женщины - на детей, маленькие дети - на животных. Так есть. Очень многие дети, систематически подвергающиеся насилию со стороны взрослых и старших, мучают младших братьев-сестёр, животных. А если некого, то себя. Это уже аутоагрессия, но всё равно сила разрушения.
Что можно делать? Кроме восстановления границ, целостности, безопасности и благополучия после нарушения границ. У нас есть возможность учить детей выбирать тех специалистов, которым им хочется доверять, не ходить к тем, кто унижает и нарушает, голосовать ногами. Самим уважать границы детей, как физические, так и психологические. Учить их различать благополучную и неблагополучную обстановку. Кстати, это различение субъективное и индивидуальное. Что для одного хорошо, другому может быть совсем плохо. Поэтому один ребёнок может чувствовать себя где-то просто прекрасно, а другой в этом же месте будет страдать, плакать и протестовать. Уча детей, можно учиться этому самому. Сначала ты это признаёшь как принцип, и по мере его практикования учишься различать, растишь свою чувствительность. Неплохо ещё и чувство юмора развивать, это, кстати, тоже показатель чувствительности и способности различать. Юмор, ирония, желательно применимо к себе и ситуации, а не к другим людям, иначе юмор превращается в насмешку, лёгкую форму насилия.
Что ещё является профилактикой насилия и нарушения границ? Открытость, способность говорить о чувствах и произошедших событиях. Поэтому необходимо каждый день разговаривать с детьми о чувствах, о прошедших событиях. Спрашивать: «Что было важного для тебя сегодня? Было ли тебе трудно? Как ты с этим справился? Что было приятного сегодня? А что неприятного? Как ты с этим справился? Что бы ты хотел делать ещё и завтра? Что ты открыл сегодня в мире, в себе?». Спрашивать детей, близких, самого себя, делиться этим с другими. В этом случае развивается как самочувствие, так и чувствование других, эмпатия. По мере развития таких практик появляется лучшее различение, чувствование пространства и безопасности. И человек приучается не реагировать, а заранее чувствовать пространство и выбирать, хочет он там находиться или же нет. А если не может не находиться, то может хотя бы обустроить в этом пространстве место для себя.
Ну и всем полезно будет тренироваться в боевых искусствах. Бороться - это хорошо. Это навык, это быстрая реакция, умение найти себя в пространстве и выгодно встать в любом положении, используя силы собственного тела. Собственное тело, собственность на своё тело. Управление и владение им.
Previous post Next post
Up