Мы гордимся лишь прошлыми успехами, или Темы для следующего юбилея... / Ко Дню космонавтики

Apr 12, 2021 20:17

Еще космос и нацидеи здесь, здесь и здесь

Кому мы делаем ракеты? / Конструктор ракетных двигателей предсказал печальную судьбу русских Илонов Масков
Борис Каторгин: "Начнет выбивать средства, а их будут «отсасывать» кусочники" / апрель, 2021

Ровно 60 лет назад случилось невероятное. Как говорят космонавты - произошло «смещение эпох»: люди завтракали в одной эпохе, а обедали уже в другой. ©Еще космос и технологии здесь, здесь и здесь



Борис Каторгин
Пожалуй, нет такого человека на Земле, кто не знает имя Юрия Гагарина, совершившего первый полет в космос на корабле-спутнике «Восток». Но едва ли многие слышали и помнят имена тех, кто готовил, приближал это событие, делал открытия, конструировал и двигал вперед ракетно-космическую отрасль.
Один из них - создатель лучших в мире жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), ученый с мировым именем, конструктор в области энергетики, автор нескольких сотен изобретений, научных трудов академик РАН Борис Каторгин. При его участии впервые в мире была разработана предельно замкнутая схема мощного ЖРД. Именно важнейшее изобретение Каторгина - разработка камеры сгорания с антипульсационными перегородками, - обеспечило устойчивое горение этих двух (кислород и керосин) компонентов при высоких давлениях. Изобретение получило воплощение в двигателях химкинского «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко» (прежнее название - ОКБ-456). Их считают национальной гордостью.

Сегодня Борис Иванович трудится советником генерального директора предприятия, ставшего ему родным и которому отдал более половины своей жизни - больше 50 лет. Двигатели, перевернувшие мировую историю космонавтики, использовались для выведения пилотируемого Гагариным корабля на орбиту (РД-107, РД-108). Они отправили в космос первый искусственный спутник Земли, первый аппарат «Луноход-1». Сегодня каждая 4-я ракета в мире летает на российских двигателях. До сих пор эти ЖРД, основанные на разработках почти полувековой давности, считаются инновационными. Никто в мире еще не смог воссоздать двигатель с подобными рабочими характеристиками. Его модификацию РД-180 до сих пор покупают американцы. Несмотря ни на какие санкции.

Как долго мы еще сможем удерживать позиции и что сегодня происходит в ракетно-космической отрасли? Легендарный конструктор Борис Каторгин накануне космического юбилея ответил на вопросы «МК».

- Сегодня об успехах Илона Маска трубят на каждом углу. Борис Иванович, как вы считаете, нам действительно есть, чему у него поучиться?

- Предприниматель Илон Маск прекрасно проявил себя как талантливый организатор. Он смог договориться с «денежными мешками», заставил их раскошелиться. В его проекты вливают много денег государство, частные компании, его инициативы финансирует NASA. У Маска нет препятствий для воплощения своих прожектов. А то, что многие концепции он взял уже готовыми - это факт. Да, у Маска там что-то летает, но никаких принципиально новых идей он не использовал. Теория создания ракетной техники известна очень давно. В камеру сгорания бросили окислитель-горючее, сожгли и через реактивное сопло выбросили газ с высокой скоростью, который образовал реактивную тягу. Вот и все.

- Но компании Space X Илона Маска удалось воплотить идею возвращаемых ракетных ступеней на Falcon 9. Это ведь достижение?

- Да, это достижение. К слову, госкорпорация «Роскосмос» в прошлом году объявляла конкурс на создание ракеты-носителя среднего класса с возвращаемой первой ступенью. Сама идея о спасении ступеней ракет существует давно. В 90-е годы мы разрабатывали ряд вариантов, как нам сохранить ступень. Наши двигатели уже были созданы как многоразовые. На ракете «Энергия» на боковых ступенях даже были разработаны устройства для их спасения. Но должной реализации не получилось из-за пресловутого недостатка финансирования. В то время мы еле наскребали деньги на зарплаты. А вот Маску первому удалось реализовать эту идею. Хотя уверен, народ у нас более талантливый! Но, к сожалению, мы живем в эпоху дикого капитализма. Все богатства растаскиваются по карманам.

- Но ведь у нас тоже есть олигархи. Почему сегодня не обратиться к ним?!

- Ну что вы! О наших олигархах забудьте! Мое мнение - это жулик на жулике сидит и жуликом погоняет. Разве кто-то из них вложился в создание чего-то космически глобального, очень важного для развития нашей страны?! Нет!

- И у нас никогда не появится свой Илон Маск, а желающие не полетят в космос на корабле российской частной компании?

- Думаю - никогда, а если и случится такое, то нескоро. Появись сегодня у нас в России деятель, подобный Маску, к нему тот час же прицепятся сотни пиявок. Российский «Маск» начнет выбивать средства, а их будут «отсасывать» кусочники. Они и причину для этого придумают, и базу подведут.

- Но ведь есть же у нас предметы гордости в ракетно-космической отрасли?

- Пока мы, увы, гордимся только прошлыми успехами. Наши двигатели по сравнению с теми, что делает Илон Маск, по энергетическим способностям лучшие в мире. У нас особая технология. Мы научились делать очень эффективные, мощные камеры сгорания. Например, в двигателе РД-171 каждая камера создает тягу примерно в 200 тонн. Мы добились устойчивого процесса горения. Чтобы это получилось, мы применили хитрые особенности. Грубо говоря, если в центре камеры температура - 3,5 тысячи градусов, то температура самой стенки не должна превышать, например, 700 градусов Цельсия. И вот создание такой камеры, которая бы умела работать при подобных температурах: охлаждаться, а потом по несколько десятков раз испытываться без съема со стендов, - это триумф российских технологий! Именно главный конструктор космических систем академик Валентин Петрович Глушко настойчиво продвигал подобные идеи, концепцию. Это было очень сложно, ведь многие специалисты, включая даже некоторых членов РАН, не верили, что можно сконструировать подобное. В двигателях РД-170, РД-171 (они похожи) создаются давления: в камере - 250 атмосфер, в генераторе - почти 600 атмосфер. При этом в секунду сжигается 2,5 тонны топлива (кислород и керосин) и развивается тяга примерно 800 тонн (у земли - 740 т, в космосе - 806 т). Но, вопреки всему, этот двигатель все-таки был создан! Уже на его базе были разработаны и РД-180, закупаемый американцами для ракеты-носителя «Атлас», и РД-191, используемый для ракеты «Ангара». Когда я работал еще гендиректором, мы его 4 раза подряд испытали на стенде. А вот американцы выбрали другую концепцию построения двигателей. Они не поднимали высоко параметры. Когда мы едем, например, от Москвы до Питера на авто, скорость можно развить разную. Когда гонишь 120 км/ч - доедешь быстрее. Но и на скорости 70 км/ч тоже доберешься до Питера. Так же и с ракетами. Мы сделали двигатели высоких параметров. Тем не менее летают и те и другие. У нас есть ракета тяжелого класса «Ангара». Она летает и будет летать. К сожалению, пока нерегулярно и нечасто. Проблем еще достаточно. Но ею тоже можно гордиться.

Если будет достойное финансирование космической отрасли, все наладится.

- Как известно, санкционная война между США и Россией сейчас резко усиливается. Но американцы ведь до сих пор вопреки санкциям продолжают покупать у нас двигатели РД-180, создателем которых вы являетесь?

- Да, это так. До сих пор американская корпорация Lockheed Martin закупает и пользуется нашим РД-180, проводятся успешные запуски. Они приобрели уже сотню штук. Двигателю РД-180 нет аналогов в мире. В технологиях кислородно-керосиновых ЖРД большой тяги мы пока впереди.

- А ведь это вы тогда, в 90-е, были инициатором выхода на внешний рынок?

- Да, я попросил руководство страны выйти на международный уровень. Обращался к Ельцину, Черномырдину. Ведь положение у «Энергомаша» было критическое: внутренние заказы были практически прекращены, но людям нужно было платить зарплату. За счет сделки на поставку американцам 101 двигателя наше предприятие выстояло в тяжелое для страны время. Мы даже получили Госпремию.

- Как долго еще будет эксплуатироваться Международная космическая станция? Есть информация, что не все в порядке с ее техническим состоянием. Она выработала свой ресурс?

- Нет, она еще поработает, наверное, лет 7-9. Там появились трещинки мизерные, их заклеивают специальным герметиком. Ничего страшного нет.

- В течение последних лет десяти нередко случались ситуации, когда Роскосмос терял спутники, проводил неудачные запуски. Чем это можно объяснить?

- Конечно, ошибками. А причин этих ошибок море: бывают технические, где-то сыграл роль человеческий фактор, например, программу неверно написали. Причины выясняет комиссия, разбирая полеты. Скажу лишь, что сейчас ситуация с авариями получше, чем несколько лет назад. Видимо, сделали правильные выводы.

- Совсем недавно Роскосмос уже в который раз отложил запуск радиолокационных спутников «Кондор-ФКА». Почему?

- Потому что не все доведено «до звона», не все готово, перепроверено. Генконструктор не разрешает полет. Я уверен, что в космической отрасли несложно навести порядок. Для этого нужна только политическая воля. А умных голов у нас немало, и даже среди молодежи.

- Вы не один десяток лет работали со студентами, преподавали в МАИ. Есть среди них потенциальные преемники, продолжатели вашего дела?

- Конечно! 30 лет я заведовал кафедрой в МАИ, примерно 40 лет по совместительству читал лекции. В студенческой группе обычно 25 человек. Так вот, как правило, человек 5 из них очень хорошо учатся, пытаются углубиться в тему. Они быстро схватывают необходимое, вникают, понимают. Этим пятерым в будущем уже можно поручать проектирование. Еще человек 8-10 точно пойдут в профессию. Остальные жаждут только получить диплом и куда-то убежать. Вот такой сегодня центральный состав. Но даже те 10-15 лучших образуют потенциал. Сейчас ведь и техника другая, иные принципы разработки проектов, создания их в металле. Молодежь хорошо ориентируется в компьютерном моделировании.

- А сколько времени у вас ушло на создание РД-180?

- По современным меркам, мы его сделали довольно быстро. При создании мы ориентировались на его прототип - РД-170. В 1996 году мы выиграли конкурс на его создание, а в мае 2000 года уже полетели. После производства было много испытаний. Американцы хорошо заплатили за этот продукт нашего высокоинтеллектуального труда. И я даже скажу больше: наши жидкостные ракетные двигатели будут востребованы еще очень долго. Созданные десятки лет назад, они надолго опередили время. До сих пор не появилось альтернативной техники, которая бы с такой надежностью, экономично поднимала бы тяжелые грузы и выводила бы их на околоземную орбиту. Только вот для полетов к звездам, другим галактикам они непригодны. Но это уже совсем другая история, и тема для следующего юбилея.

Иван Дмитриенко, Сергей Аксенов
«МК», №28515, 8-9 апреля 2021

национальная идея, идеология и власть, эксперты, изобретения и открытия, космос и космонавтика, поколения, общество и население, управление, запад, нравы и мораль, промышленность, наследие, ученые, техника и технологии, капитализм и либерализм, олигархат и корпорации, традиции, современность, ссср, критика, интервью и репортаж, независимость и суверенитет, прогресс, мнения и аналитика, экономфинбиз, сша, развитие, россия, 90-е

Previous post Next post
Up