НАТО в Европе vs. «Агрессивная Россия» # 1/3 Перевооружения и ротации / начало

Oct 04, 2020 21:37

Ещё НАТО в Европе, в т.ч. Прибалтика, в т.ч. Калининград и Белоруссия

О масштабах и последствиях перевооружения и смены войск НАТО в Европе и Прибалтике
Агрессивный характер военной активности НАТО на границах России и её информационное продвижение в СМИ и соцсетях России и Зарубежье

Начиная с 2014 года блоком НАТО осуществляется отработка различных сценариев ведения военных действий против Российской Федерации, предусматривающих как ограниченные локальные боестолкновения, так и полномасштабный военный конфликт. В течение 2019-2020 годов Североатлантический Альянс перешел от тактики количественного наращивания дислоцированных в странах Восточной Европы сухопутных ударных группировок, создающей массу трудностей политического и организационного характера, к укреплению переброшенных в регион подразделений разведки, логистики и противовоздушной обороны.Далее: Планы нападения и защиты / Прибалтийский ТВД, а также Участки «Анаконды»



Учения НАТО у российских границ показывают, против кого именно Альянс собирается воевать
Подобный подход позволяет подготовить инфраструктуру и логистические схемы, которые при необходимости позволят эффективно и в короткие сроки нарастить военную группировку НАТО на западных границах России (прежде всего за счет американских вооруженных сил).
Одновременно с этим наблюдается неуклонный рост количества учебных полетов как разведывательной, так и стратегической бомбардировочной авиации НАТО вдоль российских границ, прежде всего в причерноморском регионе, районах Балтийского и Северного морей. Аналогичную активность в тех же районах проявляют и ВМС стран НАТО.




F-35 ВВС Великобритании / Фото: Thinh D. Nguyen
Гроза над Европой
ВВС стран НАТО начинают массовое перевооружение / Александр Ермаков / март, 2019

В начале марта 2019 года внимание отечественных СМИ привлекли слова главы Европейского командования вооруженных сил США (EUCOM) и, по совместительству, главкома Объединенных вооруженных сил НАТО генерала Кертиса Скапаротти, сообщившего, что США «решили разместить в Европе истребители пятого поколения».

Сразу проясним, что новости тут, в некотором смысле нет. Выступая в Конгрессе генерал Скапаротти упомянул, что периодически на ротационной основе к нему «с большой земли» прилетают истребители пятого поколения и бомбардировщики, и что он «ожидает с нетерпением» начала их постоянного базирования. То есть речь не идет о чем-то новом, в отличие, например, от морских дел - Скапаротти попросил еще пару эсминцев на испанскую базу - или изменениях в планах.

Но с другой стороны новость есть - по крайней мере, вероятно, для тех, кто писал громкие заголовки в стиле «США разместят в Европе истребители пятого поколения». Американцы действительно их разместят в ближайшее время и более того, перевооружение европейских союзников по НАТО уже идет полным ходом и это вопрос более чем серьезный и достойный внимательного рассмотрения.

Вторая «сделка века»

На заре программы-идейного предшественника F-35 Lightning II - F-16, еще в 1970-е, США удалось заключить очень выгодную с точки зрения экономики и имиджа сделку: до начала серийного производства на него «подписали» сразу четыре европейские страны, как раз искавшие замену своим F-104 разработки 1950-х. Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия взяли на старте в сумме почти 350 истребителей. Крупная закупка была поддержана контрактами для местных фирм, а в Бельгии и Нидерландах была даже организована окончательная сборка.

Через 20 лет это постарались не просто повторить, а превзойти - вместо четырех стартовых покупателей была сформирована целая система многоуровневого «партнерства» в программе «Единого ударного истребителя» (Joint Strike Fighter, JSF). Партнеры соглашались вместе с США принять участие в финансировании разработки самолета. Реальное участие в разработке приняли только британцы, остальные партнеры фактически стали «предзаказчиками». Что они получили? Приоритеты в поставках и обучении персонала, цену «для своих», но самое главное - участие в производстве. Разумеется, F-35 все еще может производиться целиком в Штатах, но в качестве поощрения участникам программы партнерства раздают заказы на те или иные узлы. Для головного подрядчика - «Локхид Мартин» и бюджета Пентагона - это копейки, а для иностранных партнеров - тысячи рабочих мест на десятилетия вперед и потенциальная возможность вовсе выйти в плюс (ведь их узлы поставят не только на те самолеты, что они купят, а на все). При удачных раскладах можно подсуетится и получить финальную сборочную линию и региональный сервисный центр (Италия) или шансы сделать свою национальную систему оружия «общей» с перспективой сказочных барышей (Великобритания и Норвегия).

Вернемся, однако, к Европе. Партнерами США на континенте, и по совместительству, членами НАТО, выступают Великобритания, Дания, Италия, Нидерланды, Норвегия и Турция. Сразу стоит отметить, что случай Анкары особый - из-за ухудшения отношений, Вашингтон, используя как повод намерение Турции купить российский ЗРК С-400, планирует наложить на нее санкции, и, не исключено, так и не начнет поставки уже заказанных F-35. К слову, генерал Скапаротти на выступлении перед Конгрессом, с которого мы начали, на таком решении настаивал. Впрочем, даже если контракты сорвутся, то освободившиеся в производственном плане места будут просто заняты другими покупателями, которым придется меньше ждать своей очереди - например Польшей или недавно резко увеличившей объем заказов Японией.

Выбывшую, по крайней мере, на время, Турцию заменила Бельгия, в конце прошлого года официально выбравшая F-35 в качестве замены для своих F-16. Кроме того, F-35 активно продвигается в Германию, Швейцарию и Финляндию и уже почти официально выбран Польшей где заменит советские МиГ-29 и Су-22. В далекой перспективе он вероятно отправится и в Испанию.

Предполагаемые «партнерские» европейские заказы будут в целом выполнены в течение 10 лет, таким образом, уже к концу 2020-х в европейских странах НАТО будет на вооружении почти 400 истребителей пятого поколения. И это без учета европейского развертывания американских истребителей, а генерал Скапаротти говорил именно об этом.

Пока что у американских F-35 были только краткие «турпоездки» - например, весной 2017 года, когда они посетили даже Эстонию. Постоянное развертывание американских F-35 в Европе планируется начать в 2021 году с английской авиабазы Лейкенхит. Следующей на очереди будет замена F-16 развернутых на базах Авиано и Шпангдалем в Италии и Германии соответственно. Одной из важных задач, которую возьмет на себя F-35 в Европе станет обеспечение американского ядерного зонтика над НАТО: «Молния» (Lockheed Martin F-35 Lightning II) - главный перспективный носитель новой управляемой ядерной бомбы B61-12.

Важно отметить, что говорил генерал Скапаротти не конкретно о F-35, а об «истребителях пятого поколения и бомбардировщиках». Хотя пока F-22 так же ограничиваются «евротурами», в случае дальнейшего обострения российско-американских отношений может быть принято решение об их развертывании, вероятно в Великобритании. Туманный Альбион так же главная потенциальная база для американских бомбардировщиков - небольшие группы B-52H зачастили в свой старый дом в английском Фэйрфорде, хотя пока не на постоянной основе, а в «командировки» длительностью в несколько месяцев.
_______



Совместные полёты бомбардировщиков B-2 ВВС США и F-35A ВВС Великобритании на юго-востоке Англии
Что стоит за переброской ядерных бомбардировщиков США в Европу
Оружие / Юрий Зверев / сентябрь, 2019

Весной 2019 года были опубликованы две статьи, посвященные истории развертывания американских стратегических бомбардировщиков в Великобритании в годы «холодной войны» и после ее окончания, а также появлению в марте-апреле 2019 г. на британской авиабазе Фэрфорд рекордного числа американских бомбардировщиков B-52H, способных нести ядерное оружие. А в конце августа того же года в Фэрфорд прибыли уже и самые современные стратегические бомбардировщики в американском арсенале - малозаметные B-2, известные как «Стелс». Ниже проясним, куда и зачем летала с европейской базы американская авиация.

Неприятности «Ходоров»

Итак, американские стратегические бомбардировщики B-52, покинувшие Европу в начале апреля 2019 г. возвратились туда уже в июне. 17 июня с авиабазы Майнот (штат Северная Дакота) в сторону Атлантики вылетели два B-52H 5-го бомбардировочного крыла Командования глобальных ударов ВВС США - позывные HODOR51 и HODOR52. Примерно через полчаса за ними последовал еще один бомбардировщик с позывным HODOR53.

После пересечения Атлантического океана два первых самолета направились на восток от Великобритании - в Румынию и затем на Черное море, к побережью Крыма, для участия в международном учении Saber Guardian 2019, проводимом сухопутными войсками США в Европе. А бомбардировщик с позывным HODOR53, пройдя над Килем (Германия), отправился на Балтику в район проведения международного военно-морского учения BALTOPS 2019, где долетел аж до Эстонии. Все три бомбардировщика сопровождались в международном воздушном пространстве у Крыма и, вероятно, у Калининградской области российскими истребителями-перехватчиками Су-27 из состава дежурных сил ПВО.

Данная миссия не предполагала посадки в Европе, но получилось иначе. Если B-52H с позывными HODOR52 и 53 благополучно вернулись домой в Майнот, то бомбардировщик c позывным HODOR51 на обратном пути в Северную Дакоту запросил экстренную посадку из-за пожара двух из восьми двигателей. Серьезно пострадавший B-52H оставался в Милденхолле прикованным к земле целых три месяца вплоть до 17 сентября, когда он наконец смог после ремонта снова подняться в воздух и перелететь в Фэрфорд. Оттуда бомбардировщик на следующий день отправился на свою базу Майнот.

На этом неприятности у B-52 в Европе отнюдь не закончились. 28 августа B-52H (№ 60-0002) уже 2-го бомбардировочного крыла с авиабазы Барксдейл (штат Луизиана) не долетел до Иордании, где он должен был сбросить бомбы на полигоне по плану учений Eager Lion 2019. Из-за технических проблем бомбардировщик вынужден был развернуться над западным Средиземноморьем, направиться через Францию в Великобританию и затем наматывать круги над небольшим городом Тьюксбери в западной Англии, чтобы выработать топливо перед посадкой в Фэрфорде, которая прошла успешно.

«Старички» с подвохом

Участившиеся случаи таких происшествий удивления, впрочем, не вызывают - средний возраст B-52H составляет почти 57 лет и эти самолеты старше своих пилотов. Но выбирать особо не приходится - B-2, о которых будет рассказано ниже, не могут нести крылатые ракеты большой дальности и их мало, а число боеготовых B-1B (которые выведены из состава ядерных сил США и которые тоже не несут крылатых ракет большой дальности) составляет единицы. Вот и вынуждены американцы посылать в Европу заслуженных ветеранов, помнящих еще войну во Вьетнаме.

Так, 5 сентября 2019 года в Фэрфорд из Барксдейла прилетел B-52H (№ 60-0041) ВВС США для участия в учениях Ample Strike 19 в Чехии, Cobra Warrior в Великобритании и авиашоу «Дни НАТО» в Остраве (Чехия). Но из-за технической неисправности он оказался прикован к земле в ожидании доставки запчастей из США и совершил первый вылет из Фэрфорда на авиашоу Sanicole Air Show в Бельгии только 13 сентября. В учениях Ample Strike этот B-52H так участия и не принял, слетав кроме бельгийского еще и на упомянутое выше шоу в Остраве. 24 сентября бомбардировщик ушел домой в Луизиану на авиабазу Барксдейл.

Три неприятности подряд с американскими бомбардировщиками B-52H в Европе за столь короткий период говорят о системной проблеме и наводят на грустные мысли - а ну как очередной Stratofortress по техническим причинам упадет где-нибудь у российских берегов на Балтике или в Черном море, да еще и в момент его сопровождения российскими истребителями-перехватчиками? И хорошо если американское командование вовремя разберется в ситуации, а не решит, что «русские сбили наш бомбардировщик». Так и до войны недалеко.

Смертельные невидимки. Боевой опыт. Так ли эффективен «стелс»?

Впрочем, не забывают в США и про самую современную авиатехнику своей стратегической авиации. Ночью 27 августа 2019 г. на ту же самую британскую авиабазу Фэрфорд пожаловали гости, которых не видали в этих краях два года - сразу три малозаметных («стелс») стратегических бомбардировщика Northrop Grumman B-2 Spirit 509-го с авиабазы Уайтмен (штат Миссури) с позывными «Смерть» (DEATH 11, 12 и 13). Это бомбардировщики с именными названиями «Spirit of Mississippi», «Spirit of Georgia» и «Spirit of New York».

В первый раз бомбардировщик B-2 («Spirit of Kansas») приземлился в Фэрфорде еще 19 июня 1997 г. в рамках участия в международном показе авиационной техники Royal International Air Tattoo. В дальнейшем самолеты этого типа прилетали на британскую авиабазу на короткое время с 1999 по 2017 годы. Во время предыдущего визита в Фэрфорде в июне 2017 г. впервые одновременно собрались все три типа стратегических бомбардировщиков, состоящих на вооружении ВВС США - по два B-2, B-52H и B-1B.

Стратегические бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми современными самолетами такого рода в американских ВВС, хотя и они уже далеко не молоды (средний возраст чуть более 24 лет). Разработка нового малозаметного бомбардировщика стартовала в 1979 г. Изначально Стратегическое авиационное командование ВВС США намеревалось использовать его для прорыва на больших высотах к объектам, расположенным на территории вероятного противника с сильной ПВО (читай - СССР). Первоочередными целями для них должны были стать мобильные установки межконтинентальных баллистических ракет (МБР), а после их уничтожения - крупные группировки сухопутных войск. Каждый B-2 получил именное название в честь одного из штатов США (кроме прототипа, который был назван «Дух Америки» («Spirit of America») и самолета «Дух Китти-Хок» («Spirit of Kitty Hawk»), названного в честь города в Северной Каролине, недалеко от которого состоялся первый полёт самолета братьев Райт):



[1] К настоящему времени все оставшиеся B-2 модернизированы до стандартов Block 30
Сейчас в боевом составе ВВС США осталось 19 стратегических бомбардировщиков B-2. Планируется, что B-2 начнут снимать с вооружения в конце 2020-х гг. и к 2032 г. полностью заменят на находящиеся сейчас в разработке малозаметные бомбардировщики Northrop Grumman B-21 Raider.

Впервые B-2 был применен в бою во время агрессии НАТО против Югославии 23 марта 1999 г. Бомбардировщики летали бомбить Югославию со своей базы в штате Миссури, выполняя 30-ти часовые беспосадочные полеты с дозаправками в воздухе. Хотя они выполнили только 50 боевых вылетов, ими было сброшено 11% всех бомб НАТО и уничтожено 33% всех избранных для бомбардировок целей в первые восемь недель войны. Именно с B-2 было поражено китайское посольство в Белграде. При этом погибли 3 журналиста, а еще 27 китайцев получили ранения.

В дальнейшем B-2 применялись в боевых операциях в Афганистане, Ираке и Ливии, при этом ни один самолет не был потерян. В Интернете можно встретить утверждения, что два бомбардировщика B-2 были сбиты в Югославии (при этом конкретно называют «Spirit of Missouri» и «Spirit of Washington»). Однако эти самолеты неоднократно появлялись на фотографиях, сделанных уже позднее 1999 г., а первая и единственная катастрофа произошла, как я уже упоминал, только в 2008 г. через много лет после окончания войны в Югославии. Так что речь может идти лишь про боевые повреждения.

Конструктивные особенности B-2 и меры по их улучшению привели к его радикальному снижению радиолокационной и тепловой заметности, но насколько он малозаметен на самом деле, остается тайной за семью печатями. В любом случае, эффективная площадь рассеяния (ЭПР) B-2 намного ниже, чем у обычных самолетов без применения технологий «стелс». Это не делает его абсолютно невидимым для радаров и электронно-оптических систем, но существенно сокращает дистанцию обнаружения и, следовательно, время, остающееся средствам ПВО для реакции.

С другой стороны, в СМИ просочилась информация, что при испытаниях в начале 1990-х гг. бортовая РЛС истребителя МиГ-29, полученного США от Германии из арсенала бывшей ГДР, вполне себе видела B-2 даже на фоне земли. А ведь с тех пор российские разработки БРЛС на месте отнюдь не стояли. Видим B-2 и для РЛС метрового диапазона (его успешно обнаруживала старая РЛС П-14 еще в начале 1980‑х гг. и которая уже тогда не считалась современной).

Наиболее эффективно стелс-технологии проявляют себя в X-диапазоне радиоволн (сантиметровая длина волны), в котором работают сегодня большинство радаров ПВО и БРЛС самолетов. Гораздо хуже технологии снижения ЭПР работают в L‑диапазоне - дециметровом, в котором в России создана целая линейка РЛС. На ряде международных авиационных выставок B-2 устойчиво захватывался и сопровождался тепловизорами в ИК-диапазоне. Оборотной стороной малозаметности B-2 является то, что после каждого вылета радиопоглощающие покрытие самолета требует обновления с использованием токсичных материалов и, в связи с этим, специальных защитных костюмов для аэродромной команды.

В любом случае вопрос о реальной способности B-2 прорваться на малой высоте через сильную ПВО и нанести удар свободнопадающими средствами поражения остается открытым - с такой ПВО на практике он не имел дела ни разу. С другой стороны, и российская ПВО никогда не имела на практике дела с такими целями. Хочется надеяться, что эффективность американских бомбардировщиков «Стелс» против российской ПВО так никогда и не будет проверена в реальности, ибо в противном случае, вспоминая известную цитату из Альберта Эйнштейна, те, кто останется после этого в живых, будет обсуждать боевую эффективность уже камней и отнюдь не в Интернете.

К тому же, в отличие от B-52H, бомбардировщик B-2 не является носителем крылатых ракет большой дальности. При применении ядерного оружия в двух бомбовых отсеках самолет может нести 16 термоядерных авиабомб или восемь противобункерных проникающих. Самолет дозвуковой - его максимальная скорость чуть более 1000 км/ч, крейсерская - 900 км/ч. Практический потолок - 15200 м. Максимальная дальность полета без дозаправки составляет около 11000 км, а с дозаправкой ограничивается лишь физическими возможностями экипажа из двух человек.

Визит в Европу и подготовка к столкновению

Вот такие вот «птички» со зловещими позывными и почтили своим присутствием британскую базу Фэрфорд. Официально - для интеграции с театром военных действий и полетных тренировок. ВВС США также указали, что развертывание стратегических бомбардировщиков в Великобритании помогает тренировать базу Фэрфорд для выполнения роли передовой оперативной локации для американских бомбардировщиков. Кстати, в Фэрфорде для B-2 уже построены специальные ангары с контролируемым микроклиматом, необходимые для поддержания в исправности их радиопоглощающего покрытия. Развертывание B-2 также предполагает совместные тренировки и обучение союзников по НАТО для улучшения оперативной совместимости бомбардировщиков.

Менее ограниченные официальными рамками негосударственные СМИ открыто писали, что регулярное развертывание В-2 и других бомбардировщиков в Европе осуществляется в рамках усилий по сдерживанию любой потенциальной российской агрессии, успокоению союзников и партнеров в регионе, и служит «сигналом» о возможностях НАТО для его противников (читай - России).

Уже на следующий день после прибытия в Великобританию, 28 августа, B-2 «Spirit of Mississippi» совершил первую в истории посадку на авиабазе ВМС Кефлавик в Исландии, где самолет был дозаправлен топливом при работающих двигателях (hot-pit refueling). Проведя на земле пару часов, бомбардировщик затем вернулся в Великобританию. В комментариях к этому событию отмечалось, что использование Кефлавика как базы передового развертывания (Forward Operating Base (FOB)) для стелс-бомбардировщиков расширяет их возможности в стратегически важном арктическом регионе.

29 августа два B-2 провели совместный тренировочный полет над Ла‑Маншем с двумя малозаметными истребителями пятого поколения F-35В Lightning II Королевских ВВС Великобритании (RAF) с авиабазы Мархам. Это был первый совместный полет B-2 с истребителями F-35, не принадлежащими вооруженным силам США.

В ночь с 4 на 5 сентября три B-2 впервые на Европейском ТВД пересекли Северный полярный круг. Они стали первыми американскими бомбардировщиками, которые дальше всех забрались на север в европейском воздушном пространстве. Над Полярным кругом состоялась дозаправка в воздухе с самолетов-заправщиков 100-го заправочного крыла ВВС США с авиабазы Милденхолл (Великобритания). По некоторым данным, бомбардировщики не ограничились Норвежским морем, а поднялись в район к юго-западу-западу от архипелага Шпицберген в Баренцевом море.

9 сентября B-2 «Spirit of Mississippi» прилетел на авиабазу Лажеш на португальских Азорских островах в Атлантике, где, как и ранее в Кефлавике, выполнил дозаправку топливом на земле при работающих двигателях. Проведя на базе около двух часов, он затем возвратился в Великобританию.

16 сентября два бомбардировщика B-2 совершили совместный полет с американским истребителями F-15 Eagle с авиабазы Лейкенхит (Великобритания) и британскими истребителями F-35B Lightning II с авиабазы Мархам над международными водами центральной части Норвежского моря.

Завершилось более чем трехнедельное пребывание B-2 в Фэрфорде 19 сентября, когда все три бомбардировщика взяли курс на запад на родную авиабазу Уайтмен.

Перелеты B-2 в Исландию и на Азоры во время их нынешнего пребывания в Европе говорят о том, что эти самолеты могут работать с минимальной наземной поддержкой с ряда «необычных» баз передового развертывания по всему европейскому региону. Ранее B-2, как упоминалось, летали бомбить Югославию, Афганистан, Ирак и Ливию с «родной» авиабазы Уайтмен в штате Миссури, но использование баз передового развертывания позволит увеличить интенсивность боевых вылетов.

Полеты в Норвежское море, Исландию и за Северный полярный круг говорят о том, что США отрабатывают боевое применение B-2 против российских военных объектов на Кольском полуострове - прежде всего, баз атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) и хранилищ ядерных боеголовок и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Северного флота.

Любопытно, что в отличие от B-52H, которые неоднократно летали над Балтийским морем, Польшей и Прибалтикой, приближаясь к Калининграду и Санкт-Петербургу, а также над Черным морем у Крыма, бомбардировщики B-2 в этих районах ни ранее, ни во время этого визита замечены не были. И не из-за пресловутой «невидимости» для радаров. Скорее всего, американцы не хотят подставлять эти самолеты под РЛС российских комплексов ПВО и истребителей-перехватчиков, что позволило бы России узнать реальную степень их малозаметности в радиолокационном, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах.

Окончание

авиация, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, границы, общество и население, версии и прогнозы, факты и свидетели, холодная война, мировая политика, двойные стандарты, калининград, внешняя политика и мид, белоруссия, агрессия, регионы, независимость и суверенитет, прибалтика, европа, мнения и аналитика, сша, бывший ссср, русофобия и антисоветизм, нато, запад, опровержения и разоблачения, техника и технологии, противостояние, современность, оккупация и интервенция, польша, армия, оборона, оружие, россия

Previous post Next post
Up