mamlas: - По поводу очередного, 5-го юбилейного, форума «Арктика - территория диалога», что пройдёт в Питере на следующей неделе, есть хорошие причины для оптимизма у нас и не очень - «у них»... Ну, что значит «не очень для них»? Ответ простой. Ведь Арктика нынешняя, потеплевшая, открывает миру широчайшие возможности не только по увеличению экономик крупных стран, но и предоставляет ещё один редкий шанс в истории человечества для развития и улучшения международного диалога и сплочения на полях политического, экономического, научного, культурного, ну и, военного (мирного) сотрудничества наций между собой. Плохо для Запада, да и для того же Китая, что работать в Арктике им в главную очередь придётся с Россией, а не хозяйничать и соперничать меж собой, без её решающего и определяющего участия.
Казалось бы, за Арктику предстоит Большая драка: европейский бизнес, на фоне геополитического (с риском развала ЕС) кризиса Старушки, теряет инициативу в Арктике; деловые аппетиты на сырьевые и транспортные ресурсы Русской Арктики разбогатевших Китая и стран АТР создают англо-саксонскому Западу прямую конкуренцию и угрозу, причём, если отдать им возможность драться и конкурировать на наших территориях без нашего на то согласия и контроля, то лишиться своих выгод могут не только наши бюджеты (без их инвестиций в нашу землю), но сами Китай и Запад, и лёд там быстрее растопится не от климата, но от их бомб. Оно нам, риторически, надо? По мне, уж коли у нас в государстве внешняя политика, особенно экономическая, почему-то делится непропорционально на ближнюю, просто дальнюю международную и глобальную, наша Арктика воспринимается в кремлях именно как третий макро-масштаб, читай, здесь у того же Путина интерес к контролю и развитию Северов в целом самый большой и ответственный - «мы - хозяева Арктики, Арктика - это Русский мир сонароды, все остальные драконы и орланы - гости и партнёры в ней!». Тем более, при своей доброте, Путин даст заработать в Арктике всем странам, лишь бы несли свои тугрики и не вели себя там как хозяева, да ещё и колонизаторы чужих пространств. Сил, слава богу, чтобы обеспечить мирное обогащающее сотрудничество в Северных Льдах всем у нас в регионе будет побольше всех, а условий преимущества и потенциала таких, как имеем мы, вообще нет ни у кого...
Кстати, вот уже и ООН своим западным большинством таки
вынужден признавать наши претензии на подводную захребетную Арктику, несмотря на все пиар-акции
«запугивания и устрашения» от НАТО! И вот попомните, мы им ещё покажем нашу русськину мать докажем, что Северный полюс всегда был Русскою землёй, а не просто так
улепётывает от канадцев домой в Россиюшку-у-yes!
Ещё
геополитика Арктики, в т.ч.
реформы Развитие Арктики: Россия принимает опережающие решения
Какую роль сыграют коренные народы Севера? / Сюжеты «Развитие российской Арктики» и «Борьба за Арктику» / февраль-апрель, 2019
Развитие Арктики в ближайшие десятилетия будет одним из ключевых аспектов в развитии России. Это связано с тем, что происходит постепенное глобальное потепление, прогнозируется таяние льдов Северного Ледовитого океана.
© Арктика / Коллаж: Иван Шилов
Но, даже не дожидаясь этого таяния, Россия готовит новый атомный флот, и, как я понимаю, правительству РФ поручено начать заключать соглашения с заинтересованными странами, которые будут проводить свои суда по Арктическому Северному морскому пути.
Совершенно очевидно, что это конфликт интересов многих стран, и здесь Россия принимает опережающие решения.
Стоит отметить, что впервые за последние десятилетия постсоветской эпохи Россия выделяет геополитический регион - Арктику - как единой целое, не передавая ответственность за развитие арктических зон конкретным субъектам Российской Федерации, которые имеют арктические земли.
Наряду с Крымом, Калининградом и Дальним Востоком Арктическая зона становится зоной особых интересов. Там не только Северный морской путь, но и очень большие запасы мирового газа, там просматривается ряд очень важных экономических перспектив.
Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная». Россия
Теперь второй вопрос, а кто же будет это делать, и какую роль могут сыграть коренные народы Севера? При каких условиях увеличить их мотивацию к участию в этих проектах? С моей точки зрения, Россия в последние 10−15 лет доказала, что она научилась разнообразно использовать мировой опыт для решения каких-либо стратегических задач. По-видимому, будут развиваться портовые зоны, с потрясающе современной инфраструктурой. Россия будет строить корабли на Дальнем Востоке и, естественно, будет практиковать разнообразные методы использования рабочей квалифицированной силы для этого, в том числе в виде каких-то долгосрочных поселений.
Ведь нужно понять, что современная национальная политика в России должна кардинально измениться.
Во-первых, должно измениться отношение к северным народам в тех субъектах РФ, которые включают эти территории. С другой стороны, должна быть определённая важная линия в самой стратегии развития Арктики. Совершенно очевидно, что коренные народы Севера могут иметь определённые квоты для занятия тех или иных должностей, поскольку они как никто адаптированы к этому суровому климату. И очевидно, что они должны чувствовать себя, например, как на севере Канады, очень комфортно, уютно, получив соответствующее образование и соответствующую новую инфраструктуру в тех поселениях, где они проживают.
Второе. Развитие Арктики должно сопровождаться повышением качества уровня жизни всех людей, живущих на Севере, и здесь должны быть использованы разнообразные методы, которые заложены в указе президента от 7 ноября 2018 года. По крайней мере, ожидаемые доходы от развития арктических технологий добычи природных ресурсов, развития Северного морского пути и так далее должны быть очень здраво, разумно распределены на всех жителей северных территорий в арктической зоне, естественно, в первую очередь, между коренными малочисленными народами Севера, оказавшимися в сложной ситуации.
Коренные народы севера
С моей точки зрения, очень важным элементом в этой новой арктической политике должно стать линия на возрождение у коренных народов Севера тех традиций, которыми они обладали. Это неверно, что северные народы могут быть только оленеводами, заниматься рыбной ловлей и так далее. Это лишь часть традиций. Есть ещё очень большая часть традиций, которая была исторически у них всегда развита, и российское государство их поощряло. Сейчас этот момент почему-то совсем не обсуждается. Коренные народы Севера были очень успешными купцами и предпринимателями. Они придумывали невероятно много интересных, особых элементов в одежде, в торговле и так далее. Екатерина II даже издавала указ, согласно которому все эти народы были освобождены от налогов на торговлю.
Так вот, включение северных коренных народов в предпринимательство, успешную торговлю, повышение их уровня грамотности в этой области - это и есть своевременные задачи властей.
Российские вертолеты. Арктика
Как уже сообщало ИА REGNUM, президент России Владимир Путин поручил правительству разработать проект стратегии развития Арктической зоны до 2035 года. Проект документа необходимо подготовить до 1 декабря 2019 года. Кроме того, глава государства поручил правительству до 1 июня внести в Госдуму законопроект о специальных мерах господдержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне.
_______
Владимир Путин / Коллаж: Иван Шилов
Путин 9 апреля выступит на Международном арктическом форуме
Тема форума в 2019 году - «Арктика. Океан возможностей»
Президент России Владимир Путин
примет участие в пленарном заседании V Международного форума «Арктика - территория диалога». который пройдет в Санкт-Петербурге 9−10 апреля, сообщается на сайте Кремля.
Тема форума в 2019 году - «Арктика. Океан возможностей». Будет обсуждаться широкий круг вопросов комплексного развития арктических территорий.
На полях арктического форума запланированы переговоры президента России с главами четырёх стран: Исландии, Финляндии, Норвегии и Швеции. Акцент будет сделан на вопросы взаимодействия в Арктике.
Как сообщало ИА REGNUM, решение о переносе места проведения V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» из Архангельска в Санкт-Петербург принято по инициативе врио губернатора Александра Беглова.
_______
Водопад на мысе Желания. Национальный парк «Русская Арктика» / Фото: А. Краснов
Путин поручил разработать стратегию развития Арктической зоны до 2035 года
Документ должен быть подготовлен правительством до декабря
Президент России Владимир Путин
поручил правительству разработать проект стратегии развития Арктической зоны до 2035 года. Об этом 28 марта сообщает пресс-служба Кремля.
«Представить проект стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года с учётом завершения действия Основ государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу и стратегии развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года», - говорится в поручении главы государства.
Сообщается, что проект документа должен быть подготовлен до 1 декабря 2019 года. Ответственным за исполнение поручения назначен премьер-министр Дмитрий Медведев.
Помимо этого, Владимир Путин поручил правительству до 1 июня внести в Государственную думу законопроект о специальных мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне.
Отмечается, что при разработке документа особое внимание должно быть уделено стимулированию проведения геолого-разведочных работ и строительству объектов инфраструктуры за счёт частных инвестиций.
До 1 августа 2019 года правительство совместно с главами субъектов Федерации, территории которых входят в границы Арктической зоны, также должно представить предложения по обеспечению показателей социального развития территорий Арктической зоны до уровня не ниже средних значений по России.
_______
Атомный ледокол «Ямал» / Коллаж: Иван Шилов
Эксперт назвал залог развития Арктики
Изменения климата сыграют ключевую роль в развитии региона
Главным стимулом развития Арктики должен стать Северный транспортный коридор, по которому теперь возможны круглогодичные перевозки со стороны России. Об этом корреспонденту ИА REGNUM
сообщил кандидат экономических наук, доцент кафедры управления проектами и программами РАНХиГС, эксперт по арктическому региону Сергей Семёнов.
По его словам ключевое внимание в развитии региона следует уделять логистики. Климатические изменения сыграли на руку России и теперь в Арктике возможно вести круглогодичные морские перевозки. Китай уже заявил, что намерен перевести 20% своего транспортного потока именно на это направление.
«Условия изменились, пришли подтверждения о масштабах изменения климата. С этим согласилось все международное сообщество. Изменились товарные потоки по всей планете. Появились ограничения развития торговли мирового масштаба, которые ограничены масштабами морских перевозок. Появилось решение и готовность Китая перебросить 20% морского товаропотока на Арктическую территорию, которая рассматривается как альтернатива Шёлкового пути. Это чудовищные товаропотоки и требуются инфраструктурные, военные, энергетические решения», - отметил эксперт.
По его словам действующие морские маршруты уже зачастую перегружены. Это обстоятельство с одной стороны тормозит развитие морской торговли, с другой сулит российской Арктике большие перспективы.
«90% мировой потоки осуществляется по морю. Асе альтернативные потоки - намного неэффективнее морских. Возможности морской торговли сейчас ограничены Суэцким каналом и другими узкими местами. Поэтому нужно предлагать транспортную альтернативу, которая была бы лучше. Чтобы она была лучше она должна быть короче и безопаснее. Короче Северного транспортного коридора в мире ничего нет. Это самая уникальная коммуникация. А безопасность - лед, айсберги, недоразведанность. Нужны структурные подготовительные работы, которые позволят взять под контроль глобальную мировую коммуникацию. Стоимость перевозок по ней больше стоимости всей экономики России. Так что тут есть за что бороться», - рассказал Семёнов.
Причём осуществлять перевозки пока представляется возможным только на российском участке Арктики. Поэтому, для развития этого региона следует сконцентрировать усилия на строительстве логистической инфраструктуры, уверен эксперт.
«Со стороны России лед Арктики растаял, стал однолетним, со стороны Северной Америки он многолетний, там плавать нельзя ни сейчас, ни в ближайшие десятилетия. Но чтобы плавать по однолетнему льду нужны специальные корабли, которые смогут плавать по нему, по многолетним льдам не смогут плавать никакие корабли. Нам нужны правильные суда, правильное из обслуживание, порты, энергетика и технологии, которыми мы пока не располагаем. То есть реализовать проект вместе с кем-то или самим разрабатывать эти технологии. Либо это осваиваем мы, либо нас всячески гнабят, чтобы освоить это без нас», - отметил Семёнов.
Отдельно от маршрута морских перевозок развитие Арктики представляется крайне трудоёмким и не рентабельным. Причём без развития этого транспортного маршрута кажется сомнительным развитие не только Заполярья, но и Сибири, а также дальнего Востока.
«Без Северного транспортного коридора мы не сможем освоить эту территорию. Мы не можем просто забраться в арктическую зону пешком, на тракторах, повозках, санными путями, потом добираться обратно и ехать по «Транссибу» тысячи километров на восток или на запад. Все товары кроме алмазов или золота станут неконкурентоспособными из-за гигантских транспортных издержек. Единственные вариант уйти региональным коридором на север, загрузиться на море и дёшево доплыть до любой страны мира. Поэтому без Арктики перспектив развития Сибири, Дальнего Востока не может быть в принципе. Ни в каких расчётах ничто не получается рентабельным. У России открывается выход к северным морям, потому что там все растаяло и есть возможность круглогодичной перевозки. Нужно развивать логистическую инфраструктуру», - сообщил эксперт.
_______
Академик ДВО РАН: Арктики не будет без опорных прибрежных баз
«Здесь может пригодиться опыт строительства военных «трилистников» - сооружений закрытого типа, позволяющих людям вполне комфортно жить в условиях полярной зимы»
Успешное освоение Арктики невозможно без строительства опорных баз, обеспечивающих деятельность Северного морского пути,
озвучил мнение корреспонденту ИА REGNUM научный руководитель Тихоокеанского института географии ДВО РАН академик Пётр Бакланов.
Как считает академик Пётр Бакланов, в строительстве опорных баз заинтересованы Япония, Китай, Корея, Вьетнам и многие другие страны, для которых Северный морской путь открывает большие перспективы по доставке своих товаров в Европу.
«Однако, считаю, что Россия должна сама вкладываться в этот проект с пониманием его окупаемости в будущем, - пояснил ученый. - Строительство, безусловно, будет вестись вахтовым методом, а вот чтобы эксплуатировать всю эту береговую систему опорных баз, экономически выгоднее будет построить там жильё и привлечь людей на постоянное проживание, создав им благоприятные условия с учётом всех имеющихся там суровых условий».
По мнению Петра Бакланова, в 50−100-километровой прибрежной зоне вполне доступна разработка полезных редкоземельных ископаемых, запасов нефти и газа, и, как следствие - строительство обрабатывающих производств, также требующих постоянного проживания значительного количества людей.
«Здесь может пригодиться опыт строительства военных «трилистников» - сооружений закрытого типа, позволяющих людям вполне комфортно жить в условиях полярной зимы. По такому принципу можно строить целые города. Опять же для обогрева можно использовать газ, выбрав из него ценные компоненты», - добавил академик.
_______
Проект высокотехнологичной Жатайской судоверфи
Политаналитик: «Без силового потенциала в Арктике делать нечего»
Для развития Арктической зоны нужно решать вопросы безопасности и транспортной инфраструктуры, убеждён эксперт
В настоящее время можно выделить две основных актуальных проблемы, которые важны для развития Арктики, считает политический аналитик Павел Клачков (Красноярский край). В беседе с корреспондентом ИА REGNUM он
отметил, что первым делом нужно решать вопросы безопасности и развития транспортной инфраструктуры.
«Первое - это механизмы обеспечения национальных интересов России в этом регионе. Не секрет, что Арктика в ближайшее время имеет потенциал стать «регионом конфликта», где будут сталкиваться интересы США, России, северных стран. И даже Китай, насколько мне известно, испытывает определённое тяготение в эту сторону. Поэтому очень важно, чтобы там были соответствующие российские арктические силы, базы, соответствующий подготовленный силовой ресурс. Я уверен, что наше Министерство обороны во главе с Сергеем Шойгу многое делает для этого. В современном мире без этого силового потенциала в Арктике делать нечего. И самые лучшие экономические планы, не будучи основанными на том, что Россия имеет военный потенциал, силовой потенциал в этом регионе, ничего не дадут и разобьются об интересы других держав», - убеждён Павел Клачков.
Во-вторых, по его словам, очень важна транспортная инфраструктура.
«Прежде всего, это развитие транспортной инфраструктуры вокруг Северного морского пути: морские порты, их реконструкция, создание малых атомных станций, создание и модернизация системы безопасности для мореплавания. Это многие, пока нерешённые, вопросы правового характера, в частности, статус проливов в арктических морях. Это вопросы экологической безопасности. Поэтому хорошо бы России двигаться в сторону создания единого транспортно-логистического оператора Северного морского пути. В общем, основные моменты, это безопасность и развитие транспортной инфраструктуры. А остальное подтянется, вопросы социальной сферы будут решаться», - резюмировал собеседник ИА REGNUM.
_______
Норвежский фьорд
ЕC включается в «арктическую гонку», ему нужны природные ресурсы
Усиление китайской, российской и американской ориентации на Арктику побудило ЕС обеспечить свое региональное присутствие
Председатель Комиссии ЕС Жан-Клод Юнкер 25 февраля лично инициировал незапланированный программный документ по приоритетам ЕС в Арктике. Об этом
сообщает норвежское издание High North New.
Разработка документа с точными руководящими принципами для будущего участия ЕС в Арктике была поручена Яри Вилену из Центра европейской политической стратегии (EPSC).
Европейская инициатива создания нового арктического инструмента вызвана двумя явлениями: повышенным геополитическим интересом к Арктике и потребностью ЕС в сырье.
Вилен заявил, что политическое положение в Арктике изменилось из-за возросшего интереса со стороны Китая, России и США, а также из-за потребности и спроса Евросоюза на природные ресурсы, такие как газ, нефть, полезные ископаемые и рыба. «Арктика изменилась, однако европейские позиции и оценки того, какую роль мы должны занимать в Арктике, не изменились», - говорит Вилен.
Публикация КНР своей арктической политики в 2018 году показала, что Пекин будет использовать свое влияние в более или менее всех областях развития Арктики. Комиссия ЕС в 2016 году также опубликовала свою первую стратегию европейского участия в Арктике, однако новый запланированный документ будет способствовать выстраиванию более четких приоритетов и повышению внимания в кругах ЕС.
«Евросоюзу понадобятся ресурсы Арктики в будущем, поэтому наша арктическая политика должна быть направлена на устойчивое развитие. Нам нужна нефть, нам нужен газ, но арктический регион очень уязвим. Поэтому всё, что мы там делаем, должно происходить с использованием лучших доступных технологий, - объясняет Вилен. - Исследования и инновации в нашей арктической политике рассматриваются как средство расширения возможностей для рационального использования природных ресурсов и как ответ на вызовы, связанные с изменением климата».
ЕС важен в Арктике, однако Россия блокирует заявку ЕС на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете в рамках санкционной политики. По словам Вилена, это не является препятствием для участия ЕС в Арктике: «Мы продолжаем работать в качестве фактического наблюдателя в рабочих группах, большая часть информации и финансирования этих групп поступает из органов Комиссии ЕС».
ЕС для Арктики является основным спонсором полярных исследований, принимает региональное участие в регулировании рыболовства, судоходства и добычи нефти и газа, а также промышленного производства в странах ЕС, которое способствует загрязнению окружающей среды в Арктике и ускоряет климатические изменения.
_______
Развитие Арктики и Сибири лежит через «перехват инициативы у Китая»
В чём должна заключаться стратегия развития Арктической зоны до 2035 года?
Освоение арктических регионов России должно быть тесно связано с развитием обрабатывающей промышленности в южной Сибири. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 29 марта
заявил руководитель центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов.
«Главное, что мне кажется важным - это организация переработки, хотя бы первичной. Расширение переработки добываемого сырья и, соответственно, поощрение роста населения хотя бы юга Сибири. Разработка новых полезных ископаемых, редкоземельных металлов, которые являются важным ресурсом для развития экономики и международной торговли России», - заявил Колташов.
Вахтовый метод останется в силу суровых климатических условий в арктических регионах, однако активному освоению северных территорий это помешать не должно.
«Здесь необходимо развивать города южной Сибири, чтобы люди могли там жить и могли вахтой отправляться на север. Какая-то часть людей, по крайней мере, может находиться на продолжительной вахте. Тут важно соединить постоянное нахождение профессионалов и чередование вахтового метода», - указал экономист.
«Необходимо развитие коммуникаций. Сейчас с коммуникациями всё не очень здорово. Но уже прозвучали в начале 2019 года проекты о том, что нужно построить большое количество аэропортов, и что будет построено много новых аэропортов в Сибири, в северной части будут реконструироваться старые», - продолжил он.
В целом российская Арктика должна быть тесно экономически интегрирована с другими сибирскими и дальневосточными регионами, подчеркнул он.
«Развитие в южной зоне городов и обрабатывающей промышленности, чтобы добытые севернее ресурсы всё в большей мере перерабатывались на территории России, и на азиатские рынки уже шла более сложная продукция. Без этого процесса не будет роста населения в Сибири, и освоение Севера также не получит необходимую поддержку. Здесь можно говорить о перехвате некоторых процессов у Китая - делать всё больше переработки у нас», - указал Колташов.
Что же касается другой линии развития Арктики - Северного морского пути, - то здесь необходимо предпринять меры, касающиеся развития отечественной судостроительной промышленности.
«Не будет у нас много судов на севере, если не будет развито производство кораблей. Это могло бы стать той зоной, где могли развиваться бы российские верфи с целью перехвата у Южной Кореи значительной доли этого рынка и контрактов, замещения в России иностранных судов: и рыболовецких, и транспортных, и необходимых для добычи полезных ископаемых. Длительное время в России наблюдался провал в гражданском судостроении, и его не ликвидировав, не решив вопрос со всем оборудованием, которое по возможности должно производиться в России, не выйдет осваивать полноценно Север», - добавил Колташов.
_______
___
Кому в Арктике мешает «тирания расстояния»
Арктическая военная логистика - на стороне России
США не позволят России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь,
заявил 21 февраля командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго в интервью журналу The Washington Examiner.
«Россия считает Арктику своей территорией. Но на самом деле это международная территория, и мы заинтересованы в том, чтобы она оставалась свободной и открытой для всех», - провозгласил американский адмирал.
Филиппика адмирала была направлена и против Китая, который, не будучи членом Арктического совета, сотрудничает с Россией в освоении арктических торговых маршрутов. Так, ещё в мае 2017 года министры иностранных дел КНР и России обсуждали проект «Полярного шёлкового пути», который включает развитие инфраструктуры Северного морского пути (СМП), в частности модернизацию морских портов в Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уэлене.
The Washington Examiner процитировал также Майка Помпео, который во время недавнего визита в Исландию утверждал: «Россия и Китай стремятся к господству и контролю в Арктике, и это представляет риск для таких свободолюбивых стран как Исландия и Америка». Ранее глава ВМС США адмирал Ричард Спенсер заявил, что Вашингтон летом отправит в Арктику военные корабли для проверки их работы в высоких широтах, сообщил портал Военно-морского Института США в Аннаполисе (штат Мэрилэнд) USNI News. Спенсер сказал также, что американские ВМС регулярно находятся в Арктике с 1960-х годов, но в основном Арктику до сих пор посещали американские подводные лодки или патрульные самолёты, но не надводные боевые военные корабли. Последние, по его словам, могут столкнуться в северных широтах с трудностями. Спенсер отметил, в частности, что крейсеры класса «Тикондерога», вошедшие в состав флота в 1980-е и 1990-е годы, были последним классом кораблей ВМФ, которые были спроектированы с паровыми системами для удаления льда с корабля, а новые боевые корабли ими не оснащены.
В октябре прошлого года, впервые за почти 30 лет, американская ударная авианосная группа во главе с авианосцем «Гарри Трумэн» пересекла Полярный круг, чтобы продемонстрировать «гибкость и выносливость военно-морских сил США» (high-end warfare), сообщил USNI News. Однако демонстрация с целью проверки боеспособности американских войск в условиях холодного климата не удалась. Как отмечалось, авианосец не испытывал трудностей в северных водах, но другие корабли проявили себя не лучшим образом.
После окончания учений Trident Juncture помощник заместителя командующего ВМС США Джеффри Баркер заявил, что вероятность добавления к американским подводным лодкам в Арктике надводных военных кораблей в ближайшем будущем «невелика»: ограничивающим фактором для американцев является логистика.
Майкл Павловски, глава избирательного штаба сенатора-республиканца от штата Аляска Лизы Мурковски, высказался ещё более откровенно. По его словам, как военным кораблям, так и коммерческим судам США плавать в северных водах мешает «тирания расстояния» (tyranny of distance), так как порты их базирования могут находиться в сотнях миль от Арктики. На сегодняшний день США располагают всего двумя зарубежными военными объектами в северных широтах. Это авиабаза Thule на севере Гренландии и авиабаза в норвежском Ставангере.
Пока военно-морские силы США испытывают трудности в борьбе с обледенением и штормовой погодой в арктических водах, своё присутствие в этом регионе расширяет американская военная авиация. На две крупные авиабазы на Аляске перебрасываются истребители F-35A Lighting II, чтобы дополнить уже имеющийся здесь парк самолётов F-22 и F-16. На Аляске будут построены новые военные объекты и размещено до 10000 военнослужащих. Дополнением к ним являются канадские радиолокационные станции слежения за ракетами и самолётами.
Командующий силами Службы береговой охраны США адмирал Карл Шульц между тем резонно отмечает, что для того, чтобы полноценно присутствовать хотя бы в собственных территориальных водах США в Арктике, не говоря уже об активном противодействии России и Китаю, нужны ледоколы, которых у России 40, у Китая два, а у США тоже два, но лишь один из них, Polar Star, - ледокол тяжёлого класса, способный работать в условиях Арктики и Антарктики. Вспоминается случай, когда в декабре прошлого года адмирал Пол Цукунфт, возглавлявший тогда Службу береговой охраны, отклонил запрос на проведение операции по обеспечению свободы судоходства в Арктике, опасаясь, что 40-летний Polar Star сломается и США придется просить Россию отбуксировать его в порт для ремонта.
Суровые арктические условия
изнашивают Polar Star, поэтому ледокол уходит в каждое плавание с годовым запасом провизии на случай серьёзной неисправности. По словам адмирала Цукунфта, Polar Star «буквально цепляется за жизнь».
Сейчас выделение бюджетных средств для строительства ледокольного флота США откладывается на фоне препирательств администрации Дональда Трампа с Конгрессом по поводу финансирования строительства стены на границы с Мексикой. Ранее США планировали выделить на строительство нового ледокола $750 млн, но в Конгрессе законопроект был отклонён.
Летом 2018 года глава Минобороны РФ Сергей Шойгу на заседании Коллегии Минобороны предупредил об угрозе конфликтов в Арктике, отметив, что этот регион превратился «в объект территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов ряда государств». И Россия предпринимает серьёзные меры для обеспечения здесь своей безопасности. Северный флот выделен в отдельное стратегическое объединение, он усиливается новыми кораблями и подводными лодками. Усилены гарнизоны на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа, появились новые арктические бригады в Восточной Сибири, совершенствуется система ПВО и ПРО.
Несколько лет назад на арктических островах и материковой заполярной части России были развернуты и обустроены шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ).
На коллегии Министерства обороны РФ 26 февраля Сергей Шойгу, касаясь деятельности министерства в Арктике, заявил: «С 2013 года в условиях Крайнего Севера возведено 545 объектов общей площадью более 710 тысяч квадратных метров. Такое масштабное строительство в арктических широтах не осуществляла ни одна страна мира».
В Арктике, помимо прочего, построены не имеющие мировых аналогов военные объекты системы ПВО «Арктический трилистник» и «Арктический клевер», на каждом из которых круглогодично несут службу до 150 военнослужащих. Готовы к боевому применению десять военных аэродромов в арктических районах России.
Поэтому рассуждения адмирала Джеймса Фогго о том, что США позволят, а что не позволят России в Арктике, останутся рассуждениями. Даже когда у США появятся тяжёлые ледоколы, когда их боевые корабли будут оборудованы устройствами для борьбы с обледенением, когда в Арктике возникнут военно-морские базы США, «тирания расстояния», так мешающая американским адмиралам, никуда не исчезнет. Арктическая военная логистика - на стороне России.
Юрий Москвич / Владимир Прохватилов
ИА «Regnum» / «Фонд Стратегической Культуры», 25 февраля - 2 апреля 2019