Ещё известные учёные
здесь,
здесь и
здесь, в т.ч. ещё с
Алфёровым Социализм вернется, но за это надо активно бороться
Урок памяти великого гражданина и ученого Ж.И. Алфёрова
- «Советская Россия», с моей точки зрения, - лучшая газета страны - честная и независимая, воспитывает читателей настоящими патриотами нашей Родины. Вы в отличие от многих с полным правом на первой странице несете знак ордена Трудового Красного Знамени. От всей души желаю нашей газете успехов и процветания, а России, чтобы она стала снова Советской. Да здравствует Советская Россия!»
©Ещё ушедшие известные
здесь,
здесь и
здесь ___
Это строки поздравления к юбилею нашей газеты Жореса Ивановича Алфёрова. Как он всегда подчеркивал - постоянного подписчика и читателя «Советской России». А главное - нашего великого друга, с уходом которого газета осиротела. Жорес Иванович неоднократно бывал в редакции, звонил, давал советы, помогал газете, когда в этом возникала необходимость. На страницах «Советской России» опубликованы многие работы Алфёрова: от программы по совершенствованию РАН до воспоминаний о старшем брате и его фронтовых писем.
Сегодняшний [5 марта 2019 года] выпуск газеты мы посвящаем уроку памяти от Жореса Ивановича Алфёрова, чтобы его строки и размышления о самом важном, в течение многих лет появлявшиеся в нашей газете, всегда оставались достоянием наших читателей - и истории.
Мой отец вступил в РСДРП(б) в сентябре 1917 года и, будучи членом полкового и дивизионного солдатских комитетов, был послан с фронта в Петроград и 26 октября слушал В.И. Ленина и нам об этом рассказывал. В годы Гражданской войны, начав рядовым, закончил командиром кавалерийского полка Красной Армии. Сразу по окончании Гражданской войны он получил назначение в ВЧК-ГПУ особо уполномоченным на участке советско-польской границы.
В 1924 году отец ушел на советскую, а затем хозяйственную работу, по окончании Промышленной академии он работал директором заводов и руководителем треста лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. В нашей семье Октябрьская революция была нашей всегда и для нас, сыновей Ивана и Анны Алфёровых: старшего, Маркса, родившегося 1 января 1924 года и 13 января принятого в члены профсоюза после красных крестин, и Жореса, названного в честь основателя Французской социалистической партии Жана Жореса.
Маркс окончил школу в 1941 году. Пошел добровольцем в Красную Армию и после окончания Свердловского пехотного училища воевал командиром взвода и роты в Сталинграде, на Курской дуге…
Письмо брата.
«Сегодня я уезжаю на фронт защищать завоевания соцреволюции от гитлеризма. Куда ни попаду, везде родные места. Сталинград. Запад, Ленинград, так что на родину еду… Да здравствует жизнь и победа во имя ее, во мне будьте уверены, я в борьбе с фашизмом буду стоек и мужественен, клянусь вам, не осрамлю нашу фамилию. Немцы набросились на нас, что ж, пусть держатся, мы докажем им свое право на жизнь, свободу и счастье… Сегодня знаменательный день в моей жизни: сегодня я принят в кандидаты Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Ну, папа, теперь я кандидат в ту партию, в которой ты состоишь уже 26-й год… Моя армия громит сейчас крупную немецкую группировку, да так, что от нее только дым идет. Папа, ты говоришь, завод работает «на большой», давай больше боеприпасов, не спускай темп, и наша Красная Армия, не спуская темпа, громит врага».
«Я буду драться, чтобы мой отец был свободным человеком, мать - свободным деятелем человечества, братишка - человеком будущего и человеком с большим будущим. Я буду бороться и за себя. За ваше и свое право на свободную жизнь», - такие слова-завещание старшего брата просто невозможно не исполнить.
В конце 80-х по моей просьбе ленинградский художник Шапиро написал портрет брата с фотографии… Теперь в моем кабинете, когда я работаю, пишу, как в эти минуты, просматриваю книги в шкафах, он глядит на меня серьезно и очень задумчиво. Мне кажется, что он хочет спросить:
- Как же это могло случиться, что после того, как мы разбили фашистов и отстояли впервые в мире созданное государство трудящихся, страну, целью которой была социальная справедливость, вы все это дали уничтожить?
- Как же это могло случиться, что цель Гитлера - уничтожение Советского Союза путем его расчленения оказалась выполненной?
* * *
Я посетил Белгород - местный Технологический университет присудил мне звание почетного профессора. И хотя я там раньше никогда не бывал, но с этим городом у меня есть глубокая личная связь. Там в ходе Курской битвы у села Мясоедово в 1943 году был тяжело ранен мой старший брат Маркс Иванович Алфёров. Ранение он получил очень тяжелое... Но Маркс, которому тогда было 19 лет, снова вернулся на фронт, в пехоту. А через полгода погиб под Корсунь-Шевченковским, когда наши войска освобождали Украину.
Так вот, мой старший брат Маркс в партию вступил в 1942 году в Сталинграде. А папа мой вступил в партию в сентябре 1917 года в Двинске. А я стал комсомольцем в 1943 году, тринадцати лет от роду, хотя разрешалось принимать только с четырнадцати. При приеме мне задали единственный вопрос, меня спросили: «Мы будем формировать уральский комсомольский ударный лыжный батальон - ты пойдешь?» На что я ответил: «Да, конечно». Поэтому, говоря о моем отношении к Коммунистической партии, должен сказать, что у меня имеются большие личные и семейные традиции. Я не могу изменить ни памяти отца, ни памяти брата. Я не могу изменить самому себе, тому тринадцатилетнему подростку, который вступал в комсомол, чтобы драться с фашизмом.
Десятилетним мальчиком я прочитал замечательную книгу Вениамина Каверина «Два капитана». И всю последующую жизнь я следую принципу ее главного героя Сани Григорьева: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Очень важно при этом понимать, за что ты борешься.
* * *
Какие свои достижения в жизни и науке считаю главными? В науке, думаю, полупроводниковые гетероструктуры, за что и все премии получены, что стало самым важным в академической карьере. Многое было сделано для развития современной электроники - и в нашей стране, и в мире. А в советское время мы очень многие вещи в этой сфере делали раньше американцев, причем не только научные разработки и приоритет были за нами, но и производство у нас начиналось раньше. И лазеры комнатные мы делали раньше, чем американцы, и солнечные батареи на гетероструктурах у нас уже были, и многое другое, а они только первые статьи писали. А второе важнейшее достижение - очевидно, этот научно-образовательный центр. Это очень хорошее дело, очень важное. Хотя тоже, конечно, все совсем непросто: и добывать деньги непросто… Эти два дома… На первый деньги выделил Черномырдин. А второй - это чисто на нобелевские деньги…
Если в начале наших исследований гетероструктур мне не раз приходилось убеждать моих молодых коллег, что мы далеко не единственные в мире, кто считает, что полупроводниковые физика и электроника будут развиваться на основе ГЕТЕРО, а не ГОМО-структур, то с 1968 года реально началось очень жесткое соревнование, прежде всего с тремя лабораториями крупнейших американских фирм: Bell Telephone, IBM и RCA.
В 1971 году за работы по ДГС-лазерам Алфёрову присуждена золотая медаль Франклиновского института США. В 1972-м - Ленинская премия - за фундаментальные исследования гетеропереходов в полупроводниках и создание новых приборов на их основе. Спустя 12 лет - Государственная премия СССР - за разработку изопериодических гетероструктур на основе четверных твердых растворов полупроводниковых соединений A3B5. И, наконец, 2000 год - Нобелевская премия.
Окончание