Кто сдал «Спартак» - Ленин, Радек или Пик? или «Октябрь» попятился для немцев назад... / К 100-летию

Feb 28, 2019 22:33

Ещё Революция и социализм в Европе здесь и здесь
Оригинал взят у mamlas в eto-fakeКрасный путч по-берлински
С 5 по 12 января 1919 года в Берлине развернулись самые настоящие боевые действия: антиправительственный вооруженный мятеж подняли «немецкие большевики» / декабрь, 2018 - январь, 2019

Но чаще их именовали «спартаковцами» и «спартакистами» - по названию марксистской группы «Союз Спартака», лидерами которой были Роза Люксембург и Карл Либкнехт. ©Ещё революция в Германии



Роза Люксембург
Впрочем, еще 30 декабря 1918 года «спартакисты» вместе с крайне левыми социал-демократами декларировали объединение в Коммунистическую партию Германии (КПГ), но поскольку восстание вспыхнуло всего лишь через несколько дней после этого, всем было привычнее прежнее название.
Предлогом к «красному» путчу стало решение социал-демократического правительства Фридриха Эберта снять с должности полицай-президента (начальника берлинской полиции) Эмиля Эйхгорна, входившего в Независимую социал-демократическую партию Германии (НСДПГ) - левое крыло Социал-демократической партии Германии, отколовшееся от нее еще в апреле 1917 года. Как водится, радикальные товарищи из НСДПГ, КПГ и прочих левацких групп призвали трудящихся к протесту, организовав выход этих масс на демонстрации не только с плакатами против правительства «кровавых собак и могильщиков революции», но и с оружием. Вскоре демонстранты стали захватывать здания берлинских газет, типографии. Дальше - больше, началась стрельба, появились первые жертвы, демонстранты пошли громить полицейские участки, захватывать госучреждения, телефонные станции, телеграфные отделения - все почти по ленинским лекалам и рецептам. На волне «революционного энтузиазма масс» Карл Либкнехт и Роза Люксембург, коммунистические вожди восстания, спешно выдвинули лозунг свержения правительства, но на деле должной решительности к захвату власти не проявили. Как сочно и точно выразился один из тогдашних лидеров германских социал-демократов, если бы вместо этих пустомель у коммунистов-спартакистов были настоящие лидеры, то 5 января 1919 года весь Берлин был бы в их руках. Но, главное, коммунистических повстанцев не поддержала не только армия, но даже и революционные матросы из так называемой Народной морской дивизии, «краса и гордость» германской Ноябрьской революции!

Все кончилось довольно быстро, когда в город вошли верные правительству части войск, усиленные добровольцами. Учитывая печальный опыт русских революций 1917 года, а в особенности кровавые уроки русского же 1918 года, немецкие «белогвардейцы» действовали решительно, без церемоний и сантиментов, применив для выжигания «красной заразы» абсолютно все, что было под рукой - вплоть до пулеметов, огнеметов, танков, авиации и, само собой, артиллерии. К 12 января все было кончено.

Удивительно, но все это время большевистские вожди Советской России хранили скорбное молчание, проснувшись лишь после полного разгрома своих германских товарищей в борьбе за торжество пролетарской революции: то ли в пылу Гражданской войны им было не до баррикад в далеком Берлине, то ли просто нечего было сказать, то ли не разобрались и просто выжидали. А может, просто не владели информацией? Но уж в этом точно усомнюсь: когда в Германии полыхнула Ноябрьская революция 1918 года, Ильичу и Троцкому хватило буквально дня, чтобы разразиться кучей лозунгов, призывов и указаний! Да и как могли не знать, если в Берлине еще с декабря 1918 года пребывал Карл Радек, уже тогда видный большевистский функционер, нелегально командированный в Германию под видом возвращавшегося на родину военнопленного? По «случайности» этот Карл Радек - давний личный враг Розы Люксембург, - аж еще с тех времен, когда они оба состояли в Социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ)! Вот только в 1912 году Радека исключили из партии, обвинив в воровстве и растрате крупной суммы партийных денег. Есть версия, что это был лишь повод, а на деле Роза Люксембург имела основания подозревать, что Радек сотрудничает с австрийской или германской разведкой… Та история прекрасно была известна Ленину, тем не менее в Берлине оказался именно Радек: знали, кого посылать! Так или иначе, но достаточно определенной информацией о берлинских событиях Ленин с товарищами владели, еще как владели, но - выжидали. Потому обыватели в Советской России об этих событиях узнали из советских же газет лишь тогда, когда все завершилось. «В Берлине уличные бои Спартаковцев (немецких большевиков) закончились поражением их правительственными войсками. Значит, «Октябрь» попятился для немцев назад», - записал 12 января 1919 года в своем дневнике москвич Никита Окунев. Об убийстве же вождей берлинского «Октября» (это случилось 15 января) советские газеты поведали шустрее - уже 18 января. В тот же вечер Никита Окунев сделал запись: «Главари немецкого большевизма Карл Либкнехт и Роза Люксембург были арестованы, а потом убиты толпою демонстрантов, вырвавших их из рук правосудия… По другим версиям, Либкнехт и Люксембург застрелены конвоем при попытке к бегству».

Вот тут большевистские вожди и проснулись, разразившись соответствующими речами. Но, как не без основания полагает историк Юрий Фельштинский, «устранение лидеров германской компартии было выгодно В. И. Ленину». Тем паче, отношения Ленина с Либкнехтом и, особенно, Люксембург были далеко не безоблачными: германские революционеры не испытывали симпатий ни к вождю русских большевиков, ни к его политике. Брестскую политику Ленина они подвергли резкой критике, сочтя ее предательством и ударом в спину германской революции. С левых позиций Роза Люксембург жестко обрушилась и на аграрную политику Ленина, а разгон большевиками Учредительного собрания и развязанный ими террор сочла нарушением всех демократических норм… Только вот вопросы демократии Ленина не интересовали, да и Брестский мир он заключал только ради сохранения своей власти, так что, как ни парадоксально, его очень устраивало… поражение германской революции. Не только потому, что Либкнехт и Люксембург уже сильно мешали ему своей «избыточной» прямотой и своим негативным отношением к большевистской практике, но - и, быть может, это главное - своей информированностью относительно таких сокровенных моментов деятельности Ильича, как его «рабочие» связи с германской разведкой, раскрытие архивов которой, неизбежное в случае победы группы Либкнехта-Люксембург, обрекало Ленина на смерть - вовсе не только политическую. Не случайно и для ряда современников тех событий, по словам Фельштинского, «заинтересованность советского правительства в устранении Люксембург и Либкнехта была очевидна». И, как полагает историк, можно предположить, что эта ликвидация - «не случайность, а вполне планомерный акт, организованный германским и советским правительствами через немецкую военную разведку с одной стороны и Радека - с другой». Отчего бы и нет?
_______



На спартаковских баррикадах, 12 января 1019
Как убивали Спартак: почему коммунисты провалились в Германии
100 лет назад в Берлине началось восстание коммунистов

100 лет назад в Берлине началось восстание спартакистов - один из решающих этапов германской революции. Путем всеобщей забастовки и вооруженного выступления левые силы намеревались захватить власть и провозгласить советскую республику. Из-за плохой подготовки восстание было разгромлено фрайкорами - составленными из бывших военных-добровольцев отрядами правой ориентации. Лидеры спартакистов Роза Люксембург и Карл Либкнехт были захвачены и жестоко убиты. Разжечь пожар мировой революции коммунистам не удалось.

100 лет назад было «жарко» не только в России, где вовсю бушевала Гражданская война. В начале января 1919 года на улицах и площадях Берлина в борьбе за власть схлестнулись две люто ненавидящие друг друга группировки: коммунисты и присоединившееся к ним левое крыло Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ) против составленного Социал-демократической партией (СДПГ) правительства и его боевой опоры - фрайкоров под руководством известного политика-националиста Густава Носке.

Эти отряды были сформированы на добровольческой основе из бывших солдат и офицеров кайзеровской армии, придерживавшихся правых взглядов.

Именно на базе фрайкоров два года спустя создавались штурмовые подразделения СА во главе с Эрнстом Ремом, помогавшие прорваться к власти Адольфу Гитлеру.
Другие военные, которые на поздних этапах Первой мировой войны «скомпрометировали» себя братаниями с русскими и пробольшевистской агитацией, примкнули к «левакам», свято веря в провозглашенные Розой Люксембург идеалы социальной справедливости. В массе своей это были солдаты, в какой-то момент войны укоренившиеся в мысли о нецелесообразности ее дальнейшего проведения. Вместе с ними силовой блок восстания должны были составить берлинские пролетарии.

Особое место в схватке за власть отводилось участникам Союза Спартака - созданной Люксембург организации маркистского толка, пропагандировавшей антимилитаристские принципы и открыто призывавшей к мировой социалистической революции. Твердо стоя на интернациональных позициях, спартакисты руководили стачками на заводах и фабриках и изобличали «грабительский характер войны», а также «предательство оппортунистических лидеров».

В начале свергнувшей кайзера Вильгельма II Ноябрьской революции спартакисты выступали под лозунгом «Вся власть Советам!» и держались вне политических партий. 30 декабря 1918 года ими была основана Коммунистическая партия Германии. Ее лидерами стали Люксембург и освобожденный из тюрьмы Карл Либкнехт, осужденный за антивоенную пропаганду.

Толчком к выступлению левых сил явилась отставка с поста начальника берлинской полиции влиятельного социалиста Эмиля Эйхгорна, произошедшая по инициативе главы правительства Фридриха Эберта.
Эйхгорна не вполне справедливо обвинили в тесном сотрудничестве с коммунистами.

За время пребывания в должности чиновник массово отпускал политических заключенных, из-за чего пользовался высокой популярностью среди нелояльных режиму немцев. Реакцией на смещение Эйхгорна стала 200-тысячная демонстрация берлинских рабочих, спартакистов и других представителей левого движения 5 января 1919-го. Дальнейшие события развивались на манер снежного кома. Вооруженные группы захватили редакции центральных газет, телеграф и другие средства связи.

Протест против увольнения Эйхгорна стремительно перерастал в восстание. Из толпы раздавались все новые лозунги - один радикальнее другого. Изначально Люксембург и Либкнехт не ставили задачу свержения власти, однако вынужденно поддались натиску рабочих, которые требовали расквитаться с «кровавыми собаками и могильщиками революции».

Коммунистические лидеры подхватили призывы снизу, хотя впоследствии признали их слишком поспешными и ошибочными.
На момент январских событий спартакисты попросту еще не имели сил, способных к успешной операции по вооруженному захвату власти. Первые успехи, а вернее отсутствие какого-либо серьезного сопротивления ввергли вождей восставших в эйфорию. Когда же со стороны правительства последовал равнозначный ответ, не обладавшие военной подготовкой рабочие растерялись и в панике бежали, побросав оружие и оставив своих лидеров беззащитными. Как отмечал находившийся в те дни в Берлине представитель большевиков Карл Радек, в решающую минуту спартакистов не поддержали армейские левые, неожиданно объявившие нейтралитет.

«Деньги буржуазии и все специалисты остались на стороне контрреволюции», с сожалением констатировал и Либкнехт.
Вместо победоносного продвижения по Германии социалистической революции с провозглашением советской власти, в столице начались кровавые расправы над всеми, кого правые уличали в причастности к провалившемуся восстанию. Фрайкоры Носке вошли в город с карательной миссией, убивая рабочих без суда на месте поимки: в архивах сохранилась масса фотосвидетельств безумных по своей жестокости казней.

«Кто-то из нас должен наконец взять на себя роль кровавой собаки, я не боюсь ответственности»,- заявлял Носке, обыгрывая коммунистический лозунг.

Освобождая баррикады и захваченные здания, фрайкоровцы демонстративно не вступали в переговоры с коммунистами, а, пленив их, разбивали лица ружейными прикладами, чтобы погибших нельзя было опознать.

«Пленных ставили к стенке и убивали так жестоко, что череп и кусочки мозговой ткани разлетались в разные стороны», - такое свидетельство оставила Люксембург.
Руководители спартакистов укрылись на конспиративной квартире, где успели подвести краткие итоги восстания и определить причины своего поражения. 15 января их вычислили и схватили. Допрашивали Люксембург и Либкнехта предельно жестоко. Избив их до потери сознания прикладами, солдаты вывезли пленников на катере в акваторию Ландвер-канала и убили выстрелами в затылок, сбросив тела в воду. Согласно формулировке историка Исаака Дойчера, с убийством этих людей «свой последний триумф праздновала кайзеровская Германия и первый - нацистская».

В этом деле до сих пор остается немало загадок.

Так, брат Либкнехта Теодор годы спустя обвинил в смерти своего брата и его соратницы советского полпреда Радека, который якобы выдал явку бежавших коммунистических вождей в обмен на собственную жизнь.
Не менее странным и необъяснимым остается пощада фрайкоровцами Вильгельма Пика, который был похищен вместе с Люксембург и Либкнехтом, однако затем отпущен на свободу. Руководивший казнью верхушки Союза Спартака фрайкоровец, а чуть позже нацист Вальдемар Пабст вспоминал в 1960-х, что освобождение Пика стало «наградой за предательство». В 1949-1960-м годах Пик занимал пост президента ГДР. В этой стране официально считалось, что во время облавы на конспиративную квартиру ему удалось бежать.

Позже в 1919 году фрайкоры уничтожили советские республики в Бремене, Магдебурге, Дрездене и Баварии. Несмотря на разгром спартакистов, немецкие коммунисты предприняли еще несколько вооруженных восстаний, тщетно пытаясь установить советскую власть. Наиболее известные произошли в промышленном регионе Рура в 1920 году, в Средней Германии (1921) и Гамбурге (1923).

Однако каждое выступление неизменно оканчивалось неудачей. Экспортировать революцию на Запад, о чем мечтали большевики, не получилось.

Дмитрий Окунев
«Совершенно секретно», №15/416 / «Газета.ру», 28 декабря 2018 - 5 января 2019

идеология и власть, фашизм и нацизм, революции и перевороты, партии и депутаты, ленин, общество и население, версии и прогнозы, эпохи, германия, факты и свидетели, нравы и мораль, национализм, капитуляция, даты и праздники, двойные стандарты, внешняя политика и мид, демократия, боевики, репрессии и цензура, протесты и бунты, смерти и жертвы, пытки, развал страны, европа, предательство, интернационализм и мультикультура, организации, первая мировая, заговоры и конспирология, социализм и коммунизм, биографии и личности, секреты и тайны, военные, мифы и мистификации, запад, правители, политика и политики, народ и элиты, большевики и кпсс, противостояние, народы, хроника, диктатура и тоталитаризм, российская империя, ссср, смертная казнь, армия, критика, 20-е, рабочие и крестьяне, символы, известные люди, гражданская война, 20-й век, история

Previous post Next post
Up