Ещё
геополитика и внеш.политика Ирана В высших эшелонах власти Ирана - кризис
Что стоит за демаршем министра иностранных дел? / Сюжет «Внутренняя политика Ирана»
Когда стали поступать сообщения о том, что министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф подал в отставку и принес в своем блоге в социальных сетях извинения перед иранским народом «за все недоработки, которые произошли за то время», когда он был министром, мы решили не спешить комментировать это важное событие.
© Мохаммад Джавад Зариф / Коллаж: Иван Шилов
Важное не только для Ирана, но и всего Ближнего Востока.
59-летний Зариф - опытнейший иранский дипломат. Служил послом Ирана в ООН и стал министром иностранных дел в 2013 году после того, как был избран на свой пост президент Хасан Рухани. Есть сведения, что он участвовал в неформальных переговорах между Ираном и США в период боевых действий американцев против режима талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в Афганистане. Однако главным его дипломатическим достижением на посту главы МИД Ирана можно считать заключение в 2015 году ядерного соглашения, известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), что создавало шансы для страны начать возрождение экономики и выйти из международной политической изоляции. Зарифа позитивно встречали на Западе, где его воспринимали как умеренную фигуру в иранском руководстве, с которой «можно договориться и которая желает договориться». И не его вина, что после известных решений Вашингтона о выходе из ядерного соглашения события стали развиваться по иному сценарию.
Но итогом является то, что министру иностранных дел все чаще и чаще приходится вступать в жесткую политическую схватку с политическими оппонентами. В последний раз, месяца два-три назад, когда он схватился с Корпусом стражей революции (КСИР) из-за коррупционных дел, стало казаться, что удержаться на послу главы МИД ему не удастся. Однако пронесло. Зариф тогда признал факт внутренней напряженности и заявил, что на данном этапе «внутренняя сплоченность важнее, чем хлеб и вода». Правда, ставшие вдруг сейчас словоохотливыми некоторые депутаты иранского парламента, в частности, член комитета по национальной безопасности и внешней политике Джавад Карими Годуси, сообщают, что, оказывается, министр 13 раз обращался с просьбой об отставке, которую не принимали. По словам Годуси, «примерно два месяца назад Зариф уединился у себя дома на девять дней и не ходил на работу, ожидал, что ему позвонят Рухани и глава администрации президента Ваези, но они не позвонили».
Хасан Рухани
Исходя из этого, некоторые эксперты стали рисовать образ Зарифа как «капризного, самолюбивого человека». Сейчас депутат Годуси утверждает, что отставка министра уже принята, хотя на момент подготовки этой статьи официального подтверждения еще не было. Deutsche Welle со ссылкой на заявление администрации президента Ирана, утверждает, что «отставка Зарифа отклонена». Гром прогремел, молния блеснула - и обозначился фактор международного эффекта: Запад в большинстве своем воспринял сообщение об отставке Зарифа как политическую победу консервативных кругов в Иране и соответственно отреагировал на демарш министра. А некоторые аналитики снова обратились к теме «неминуемого» острого кризиса в высшем руководстве страны, где разворачивается острая борьба между теми, кого традиционно именуют «реформистами-технократами» и «консерваторами».
Обозначим то, что лежит на поверхности. Иранское агентство Fars утверждает, что в этот раз причиной заявления Зарифа об отставке стало то, что он не был проинформирован и приглашен на встречу с прибывшим в Тегеран президентом Сирии Башаром Асадом. Определённую правдоподобность данной версии придает то, что Асад с момента начала сирийского кризиса только второй или третий раз выбрался за границу, на сей раз в Иран, для чего должны были быть серьезные причины. Если Зариф действительно об этом не был извещен, это является признаком проявления к нему со стороны определенных кругов в руководстве страны, как утверждает иранский информационный портал Entekhab, «утраты политического доверия в качестве министра иностранных дел». И тогда уже возникает вопрос о причинах такого к нему отношения.
Возможно, глава МИД Ирана предлагал свой сценарий выстраивания отношений с США по ядерной программе, что встретило не только жесткое сопротивление со стороны так называемых консервативных кругов, но и разногласия с президентской канцелярией. Впрочем, вопрос о том, стоит ли ожидать изменений во внешнеполитическом курсе Тегерана остается пока открытым. По мнению The Associated Press, даже заявление Зарифа об отставке ослабляет позиции Рухани, который в последнее время все больше и больше сталкивается с растущим политическим давлением со стороны сторонников жесткой линии в правительстве, недовольных ухудшением из-за санкций состояния экономики страны. Что будет дальше?
_______
Иран / Коллаж: Иван Шилов
Судьба главы МИД Ирана остается неопределенной
Взгляд из Баку
Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф
объявил о решении подать в отставку. На своей странице в Instagram он написал: «Большое спасибо за великодушие дорогого и смелого народа Ирана и его властей за последние 67 месяцев. Я приношу мои искренние извинения за неспособность продолжать службу и за все недостатки во время неё. Будьте счастливы и храните достоинство».
Азербайджанский политолог, руководитель экспертного совета Baku Network Эльхан Алескеров считает, что демарш министра стал своеобразным индикатором нарушения былого равновесия между двумя политическими течениями во властных кругах Тегерана. «Видимо, представители радикального течения инициировали внутреннее расследование касательно Зарифа после выхода США из ядерной сделки, точнее, использовав этот факт как повод для нанесения удара по команде несколько либерального президента Ирана Хасана Рухани», - говорит Алескеров. По его словам, достаточно симптоматично и то, что официальные сообщения из Тегерана свидетельствуют, что инициатива главы внешнеполитического ведомства не встретила поддержки ни в президентской администрации, ни в духовных кругах.
«Вряд ли Зариф пошел на такой шаг, не поставив в известность высшее руководство. Вполне возможно, что таким образом иранское руководство зондирует почву на предмет реакции Запада на кадровую ротацию, так как очевидно, что идет борьба за влияние на формирование нового курса иранской политики. В настоящее время побеждает партия сторонников радикализации», - считает политолог.
В этом с ним солидарен и аспирант Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова, иранист Фархад Ибрагимов, отметивший, что, действительно, вызывает удивление внезапная отставка Зарифа. «Несмотря на то, что в Иране долгое время ходили слухи, что он решит оставить свой пост, это не представлялось возможным, во всяком случае, в среднесрочной перспективе или хотя бы до 2021 года, когда второй срок президентства Рухани подойдёт к концу», - сказал он. Причиной этого Ибрагимов считает тот факт, что из всего руководства Исламской Рреспублики наиболее договороспособным Запад видел именно Зарифа, особенно в свете того, что именно он был одним из вдохновителей «ядерной сделки», из которой недавно вышли США.
Мохаммад Джавад Зариф
С Ибрагимовым солидарен и глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, отметивший, что «ядерная сделка» стала основной заслугой министра, вызывающей резкое неприятие со стороны радикальных кругов среди иранского руководства. «Зариф уже долгое время был белым бельмом на глазу консерваторов, недовольных либеральным курсом Рухани. Они считали, что взаимодействие Ирана с Западом, особенно после выхода США из ядерной сделки, создает опасность национальной безопасности Исламской Республики», - отметил Велизаде.
Как образно говорит бакинский политолог Рустам Шахсуваров, публикация намерений об отставке похожа на жест отчаяния, поскольку именно на долю Зарифа приходится сфокусированное консерваторами недовольство в проигрышах на дипломатическом фронте. «Зариф является одним из основных объектов критики консерваторов, поэтому он и аккумулирует всю эту негативную реакцию, которые недовольны взаимодействиями Ирана с Западом. Они считают, что политика Ирана с Западом провалилась после того, как США вышли из ядерного соглашения. Его действия не оцениваются по полной мере. Думаю, это и послужило основной причиной», - утверждает Шахсуваров.
Но говорить об отставке главы иранского МИД все еще преждевременно. Для более точных прогнозов необходима информация, которая еще не скоро выйдет из стен властных коридоров Тегерана.
«Его могут оставить на посту, а могут и не оставить. Окружение Рухани не хочет отставки Зарифа и рассчитывает, что президент Ирана эту отставку не примет. В любом случае начнется борьба за пост министра иностранных дел, но если отставка министра была именно закамуфлированным ударом по сторонникам либерального течения, то не исключено, что процесс движется в сторону радикализации внешней политики Ирана», - подчеркнул Алескеров.
Станислав Тарасов / Заур Мехдиев
ИА «Regnum», 27 февраля 2019