Бдители-родители на границах Родины, или Как наши школьники китайцам могут остаться должны...

Dec 23, 2018 12:00

Ещё образование и ревизионизм в регионах здесь и здесь, а также учебники и ревизионизм

«Россия захватила у Китая Амурскую область»: урок истории для Приамурья
Школьникам Приамурья внушают, что они живут на захваченной земле? / Сюжет «Общее образование»

Восьмиклассники Амурской области изучают в школе историю Китая. В учебнике для восьмого класса черным по белому написано, что «Россия захватила у Китая Амурскую область». ©Ещё сепаратизм и ревизионизм в регионах здесь и здесь, в т.ч. Даль.Восток



Рене Магритт. Фальшивое зеркало. 1935
Зачем дальневосточным детям со школьной скамьи внушают, что они незаконно живут на захваченной территории? К чему может привести подобное преподавание истории, выяснял корреспондент ИА REGNUM.
В редакцию регионального ИА Амур. Инфо обратился возмущенный отец одного из учеников 8 класса Благовещенской гимназии. Родитель принес в редакцию учебник «История. Новое время. Конец XVIII-XIX век» по редакцией А. С. Медякова и Д. Ю. Бовыкина, выпущенный издательством «Просвещение».




___
Возмущение отца восьмиклассника вызвал раздел, в котором учащимся рассказывается об истории Китая. В параграфе говорится о том, что после восстания тайпинов и второй Опиумной войны империя Цин лишилась ряда территорий:

«Россия захватила Амурскую область, Франция - часть вассального Китаю Вьетнама, Япония - некоторые острова».



___
«Упоминания Амгуньского договора, подписанного графом Муравьёвым-Амурским в тексте нет вообще.

Этот договор, заключенный между Российской империей и цинским Китаем был заключен в мае 1858 года в городе Амгунь. Этот документ, устанавливающий действующую границу между Россией и Китаем, действует до сих пор и никем никогда не был оспорен. Никакого военного вторжения в Китай со стороны России не было.

Со стороны Российской империи договор был подписан генерал-губернатором Восточной Сибири генерал-адъютантом графом Николаем Муравьевым-Амурским, статским советником Министерства иностранных дел Петром Перовским, со стороны империи Цин - айгунским айбанем, генерал-адъютантом, придворным вельможей князем Айсиньгёро Ишанем и помощником дивизионного начальника Дзирамингой.



___
Но в учебнике, по которому учат историю приамурские гимназисты, обо всем этом ни слова. «Россия захватила Амурскую область» - и точка.

В Приамурье столь урезанное преподавание истории объясняют тем, что формат учебника не позволяет описать все события.

Доктор политических наук, профессор, декан социально-гуманитарного факультета ТОГУ, политолог Илдус Ярулин считает подобные формулировки в школьных учебниках крайне некорректными:

«Школьникам как раз и следовало рассказать о договоре между Китаем и Россией - на описываемых территориях тогда практически ведь никто не жил. Заселяла и осваивала эти земли Россия. Но никак нельзя говорить о захвате Россией чужих земель. Во-первых, это крайне некорректно. Во-вторых, это дает повод некоторым китайским товарищам, которые до сих пор рисуют карту Китая далеко вглубь России, лишний повод для очередных заявлений. Пусть их немного, таких товарищей, пусть наши отношения с КНР по приграничью давно урегулированы, тем не менее нельзя внушать детям, что они живут на захваченной чужой земле. Неверно расставленные акценты дают ненужные поводы различным реваншистам и врагам России по всему миру для очередных нападок на нашу страну. Битвы за историческую справедливость всегда очень тяжелы. Это, в первую очередь, битвы за молодежь, за неокрепшие умы. И любое пренебрежение фактами, акцентами - крайне опасно для будущего страны», - убеждён ученый.

Со своим коллегой согласен и доцент кафедры всеобщей истории, философии и культурологии БГПУ Дмитрий Буяров:

«Формулировка, конечно, звучит непатриотично и режет слух. Конечно, в XIX веке эта территория хоть и находилась под владычеством Китая, но была очень слабо освоена. Ослабление Китая в ходе Второй опиумной войны Россия, конечно, использовала в своих интересах. Но, в отличие от Англии и Франции, Россия не применяла военную силу против Китая, лишь проводила её демонстрацию», - сказал Буяров.

Как сообщало ИА REGNUM, любые разговоры о нарушении территориальной целостности страны воспринимаются российским обществом, особенно сегодня, в свете беспрецедентных переговоров российских властей с Японией о принадлежности Курильских островов, крайне болезненно. Директор Курильского краеведческого музея, писатель и художник Оксана Ризнич, комментируя высказывания некоторых жителей центральных районов России о том, что они не видят ничего страшного в передаче «пары пустых островов Японии ради инвестиций», предложила тогда уж и Москву немцам отдать:

«Курилы - Японии? Может, тогда и Москву - немцам? И Калининградскую область заодно. Хабаровчанам и благовещенцам будет лучше в Китае, Карелии будет совсем хорошо в Финляндии… Кому там еще российской земли?».

Переговоры о возможной передаче части Курил Японии вызывают гнев жителей Сахалина. На 15 декабря в столице Южно-Сахалинска назначен митинг. Мэрия города отказала в его проведении под надуманным, по мнению людей, предлогом. Но островитяне все равно намерены митинг провести.

Претензии к качеству образования в российских школах давно предъявляют видные отечественные учёные. Так, в интервью ИА REGNUM академик РАО и Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского Виктор Слободчиков назвал образование, которое сегодня получают российские школьники, «подготовкой обслуги и сырья для утилизации».
_______



Айгунский договор». Художник ВС. Романов
Скандал из-за учебника: как Россия получила Приамурье
В Амурской области разгорелся скандал из-за учебника по истории

В Амурской области спорят по поводу объективности формулировки в учебнике по истории для 8 класса. Там написано, что Россия захватила у Китая, а не присоединила или освоила в середине XIX века земли, на которых сегодня расположен указанный субъект Федерации и еще несколько сопредельных регионов.

Скандал из-за трактовки эпизода российско-китайских отношений в учебнике истории для 8 класса разразился в Амурской области. Все началось с обращения жителя Благовещенска в редакцию регионального издания «Амур.инфо». Мужчину возмутила подача материала по теме «Китай: от великой страны до полуколонии» в учебном пособии по всемирной истории «Новое время. Конец XVIII - XIX век». Авторы интерпретируют событие следующим образом.

«Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую опиумную войну 1857-1860 гг. И получили доступ к внутренней торговле Китая. Россия захватила Амурскую область, Франция - часть вассального Китаю Вьетнама, Япония - некоторые острова», - утверждается в учебнике.

По мнению обратившего внимание на формулировку благовещенца, у школьников формируется мнение, что они живут на захваченной территории.

Его удивление также вызвал тот факт, что в тексте нет ни слова про Айгунский договор 1858 года, по которому Приамурье отошло к России.
«Формулировка, конечно, звучит непатриотично и режет слух. Конечно, в XIX веке эта территория находилась под владычеством Китая, но была слабо освоена, - заметил доцент кафедры всеобщей истории, философии и культурологии Благовещенского государственного педагогического университета Дмитрий Буяров. - Ослабление Китая в ходе Второй опиумной войны Россия использовала в своих интересах. Но, в отличие от Англии и Франции, она не применяла военную силу против Китая, лишь проводила ее демонстрацию. Также неточным является упоминание Амурской области. Правильнее было бы написать про присоединение Приамурья - в широком смысле».

Территориальные интересы России и Китая начали пересекаться по мере освоения русскими первопроходцами Дальнего Востока в середине XVII века. Разведку местности в промысловых целях пытался проводить Еналей Бахтеяров, не слишком, впрочем, преуспевший. Впервые русские появились в Приамурье в составе военно-исследовательского отряда Василия Пояркова в 1643-1644 годах. Продолжил и углубил изучение земель по Амуру Ерофей Хабаров. В 1649-1653 годах он совершил несколько походов, фактически присоединив регион к России. Центром новых владений стала крепость Албазин, первое поселение русских на Амуре.

За территории по обоим берегам реки почти сразу разгорелось острое соперничество с правящей в Китае маньчжурской династией Цин, которая также претендовала на них, стремясь расширить государственные границы.
В 1685 и 1686 годах китайцы предприняли две кряду осады Албазина. Пятитысячной императорской армии обороняющиеся смогли противопоставить отряд из пары сотен казаков. В первом случае крепость пришлось оставить. Она была разрушена до основания, но вскоре вновь отстроена вернувшимися на пепелище русскими. Во второй раз китайцы потеряли убитыми и умершими от болезней, по разным оценкам, от 1500 до 2500 человек, однако и среди русских практически не оставалось способных к продолжению обороны.

Завершить боевые действия должен был мирный договор. Он был подписан 6 сентября 1689 года близ другого русского поселения Нерчинска и стал первым в истории документом, регламентировавшим отношения между двумя державами и определявшим государственную границу, которая проводилась по реке Аргуни (правый приток Амура) и далее по Становому хребту к берегу Охотского моря.

Фактически Русское царство признавало свое поражение. По условиям Нерчинского договора, Москва полностью теряла уже освоенное Приамурье, богатое различными промыслами и пригодными для хлебопашества землями. Приходилось отдать рудники, где уже зачиналась добыча серебра. Отдельным пунктом значился окончательный уход русских из Албазина. Крепость подлежала «разорению до основания». Китайцы, в свою очередь, обязывались не заселять впредь сопредельные к бывшему поселению земли. Данное условие считается завуалированным ограничением суверенитета Китая на левом берегу Амура. Однако династия Цин в любом случае добивалась выполнения поставленной задачи по недопущению укрепления Русского царства в регионе.

Нерчинский договор действовал до 28 мая 1858 года, когда в Айгуне было заключено новое двустороннее соглашение,

по которому граница переносилась в пользу России, чьей собственностью признавался левый берег Амура от Аргуни до устья.
Уссурийский край (современное Приморье) от впадения Уссури в Амур до моря оставался в общем владении. Судоходство по рекам разрешалось только русским и китайцам. На такие уступки китайская сторона решилась с целью не допустить проникновения в регион французов и англичан в условиях Опиумных войн и восстания тайпинов (крестьянской войны). В современной китайской историографии утверждается, что генерал-губернатор Восточной Сибири граф Николай Муравьев шантажировал ослабленную западноевропейской интервенцией и внутренним конфликтом династию Цин угрозой открыть еще один фронт. После подписания Айгунского договора представителем императора России на Дальнем Востоке стал Муравьев-Амурский, вошедший в историю как крупный государственник, вернувший Приамурье.

14 ноября 1860 года, в момент активного продвижения англичан и французов в глубинные районы Китая,

Российская империя и династия Цин заключили еще один межгосударственный договор в Пекине «для вящего скрепления взаимной дружбы, для развития торговых сношений и предупреждения недоразумений».
Граница была проведена на картах линией красного цвета по китайскому берегу Амура, Уссури, а также протоке Казакевича. Эти реки полностью перешли к Петербургу.

Западная граница впоследствии уточнялась договором об Илийском крае, подписанным в российской столице 24 февраля 1881 года, по которому эта историческая область делилась в пропорции примерно 80 на 20 в пользу Китая (с китайской стороны это сегодня уйгурская автономия, с тогдашней русской - территория Алматинской области Казахстана).

Очередной важный договор между странами-соседками был подписан в Москве 3 июня 1896 года: он подразумевал совместные военные действия против Японии в случае ее нападения на одну из сторон или Корею, а также предоставлял России право на строительство на землях Маньчжурии Китайско-восточной железной дороги. В следующем году Россия в обмен на экономическую помощь китайцам добилась выгодной аренды портов Порт-Артур и Далянь. Эти договоры были денонсированы после поражения России в войне с японцами в 1905 году. Порты и железнодорожная ветка до них терялись в одностороннем порядке.
_______



___
«Просвещение» исправило учебник, где говорится о захвате Россией у Китая Амурской области
В издательстве уточнили, что пособие с указанной фразой было в предыдущем федеральном перечне

Издательство "Просвещение" внесло правку в учебник по истории для учащихся восьмого класса, содержание которого вызвало споры в Амурской области. Об этом сообщили ТАСС в пресс-службе издательства.

Ранее местные СМИ сообщали, что один из жителей Благовещенска возмутился формулировками учебника по истории, по которому учится его ребенок в гимназии №1. В частности, там говорится, что в XIX веке Россия захватила Амурскую область.

"Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую "опиумную войну" 1857-1860 годов и получили доступ к внутренней торговле Китая. Россия захватила Амурскую область, Франция - часть вассального Китаю Вьетнама, Япония - некоторые острова. Однако именно с помощью англо-французских войск удалось подавить восстание тайпинов", - говорится в тексте учебника.

"При доработке в учебник Медякова А. С., Бовыкина Д. Ю. "История. Новое время. Конец XVIII - XIX вв." для 8 класса уже была внесена правка относительно фразы, вызвавшей резонанс. В новый федеральный перечень был подан обновленный учебник", - сообщили в издательстве.

Сейчас фраза о захвате Россией у Китая территории Амурской области в обновленном учебнике отсутствует: "Хаосом в Китае поспешили воспользоваться европейцы. Англия и Франция развязали Вторую "опиумную войну" 1857-1860 гг. и получили доступ к внутренней торговле Китая. Франция захватила часть вассального Китаю Вьетнама, Япония - некоторые острова. Однако именно с помощью англо-французских войск удалось подавить восстание тайпинов".

В "Просвещении" уточнили, что учебник с указанной фразой был в предыдущем федеральном перечне, который, однако, действует и сейчас. При подаче в новый федеральный перечень учебники были проверены, при необходимости в них внесли коррективы. "С начала января мы запускаем акцию по оперативному сбору комментариев и замечаний, касающихся учебников и других продуктов группы компаний "Просвещение". Прямая коммуникация с учителями, школьниками и их родителями поможет сделать их еще более качественными и современными", - пояснили в издательстве.

Реакция властей

При этом, как считают в министерстве образования и науки Амурской области, гимназия №1 Благовещенска не нарушила закон, используя данный учебник по истории для учащихся 8 класса. "Учебник состоит в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, таким образом, образовательная организация ничего не нарушила, использовав его в работе... Дополнительно вопрос проработан педагогическим сообществом Амурского областного института развития образования. По итогам формируются рекомендации, которые будут направлены в Министерство просвещения РФ", - сообщили ТАСС в министерстве.

Мнение научного сообщества

Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского института истории РАН Игорь Лукоянов в беседе с корреспондентом ТАСС высказал мнение, что подобная трактовка исторических событий в учебнике представляется неуместной. "В 1858-1860 годах была серия договоров: Айгунский (заключенный в 1858 году, установивший границу по реке Амур, - прим. ТАСС), Тяньцзиньский договор, Пекинский договор. Последний заключался в следующих обстоятельствах: во время Второй Опиумной войны (1856-1860) русский дипломат Николай Игнатьев выступил посредником между Китаем и Западными державами - Англией и Францией, - ему удалось достичь соглашения о том, что европейцы не будут штурмовать Пекин", - рассказал Лукоянов.

Как считает декан факультета исторических и политических наук Томского госуниверситета, кандидат исторических наук Евгений Луков, необходима профессиональная экспертиза учебников по истории, которые вызывают даже малейшие сомнения. "Все зависит от исторического контекста, применяемой теории, подхода. В любом случае, нужна экспертиза ученых, которые этой тематикой занимаются профессионально, пишут научные работы на данную тему. Только в этом случае историческая экспертиза будет качественной", - сказал он.

Гимназия не планирует менять учебник

В руководстве гимназии №1 в Благовещенске сообщили ТАСС, что не планируют менять учебник по истории.

"Этот учебник с неудачно написанной фразой входит в федеральный перечень. Мы работаем с ним с 2014 года, и так как учителя не просто зачитывают текст из книги, а дополняют и разъясняют его, никаких нареканий от родителей или учеников прежде не было. Учебники из федерального перечня действуют 10 лет. И я не могу обещать, что мы в ближайшее время будем менять этот учебник из-за одной неудачной формулировки, так как это финансово затратно", - сказала директор гимназии Галина Крицкая.

По ее словам, в гимназии уделяют большое внимание истории Амурской области и Дальнего Востока, учащиеся регулярно посещают село Албазино, где проходили археологические раскопки первого поселения русских на реке Амур. "Учителя для того и есть, чтобы разъяснять текст учебника, подавать его в правильном ракурсе", - добавила директор.

Дмитрий Окунев
ИА «Regnum» / «Газета.ру» / «ТАСС», 7-11 декабря 2018

идеология и власть, русский мир, родители, общество и население, фальсификации и мошенничества, школа, версии и прогнозы, нравы и мораль, кощунство и вандализм, двойные стандарты, подмена понятий, внешняя политика и мид, информационные войны, агрессия, образование и воспитание, япония, русофобия и антисоветизм, дальний восток, казаки, русь, средневековье, азия, нонсенс, скандалы и сенсации, запад, опровержения и разоблачения, ученые, китай, ревизионизм, известные люди, история, империализм, манипулирование, франция, учебники, геополитика и территории, родина и патриотизм, границы, сепаратизм, поколения, факты и свидетели, память, ложь и правда, мировая политика, великобритания, идентификация, регионы, независимость и суверенитет, европа, мнения и аналитика, 18-19-ее века, реки и водоёмы, книги и библиотеки, провокации, заговоры и конспирология, колониализм, мифы и мистификации, приморье, современность, российская империя, восток, дискуссии, оккупация и интервенция, сотрудничество, справедливость, россия

Previous post Next post
Up