Ещё Православие и экуменизм
здесь и
здесь, в т.ч.
неофашизм на Украине, в т.ч.
религии, в т.ч.
Ватикан и
Фанар Совет нечестивых
Украина: откровения идеолога автокефалии / Взгляд
Идейный вдохновитель автокефальной церкви на Украине митрополит Софроний (Дмитрук) дал интервью одному из провластных русофобских изданий.
©Ещё Вукросатанизьм в рылах:
Драбинко |
Симеон (Шостацкий) и Филарет (Зверев) Софроний (Дмитрук)
Несмотря на свой возраст (а ему 78 лет), он активен, на покой не собирается. В активности своей явно следует своему наставнику, раскольнику Филарету (Денисенко), тому уж 89 минуло.
Софроний, принадлежащий УПЦ (МП), вдруг вспомнил, что его когда-то оскорбляли в Москве, в Сергиевой лавре, а потом и прогнали; поведал, что недавно встречался с «экзархами» и посоветовал им снять анафему с Филарета. И тут же в интервью заявил, что если Филарета изберут предстоятелем «новой церкви», то он такой церкви не примет. Противоречивая натура. Но показательная. Ещё совсем недавно он делал ставку на митрополита Александра (Драбинко), видел в нём будущего патриарха новой украинской церкви («самой большой в мире»). Теперь мнение Софрония поменялось… Да, переменчив владыка Софроний. Но это касается лишь тактических вопросов. Стратегия его неизменна.
В 2006 году он написал открытое письмо, адресованное украинским архиереям, в котором выразил беспокойство по поводу того, что раскольник Филарет не спит, и готовится создать «поместную украинскую церковь»; что, мол, надо спешить, и самим «войти в историю». Это было время победы «оранжевой революции». В интересах США Украиной тогда руководил Ющенко. Софронию казалось, что наступил подходящий момент… но епископы УПЦ его не поддержали. Прихожане епархии собрали 1600 подписей (!), протестуя против его инициативы. В массе своей народ не желал, как и не желает и сегодня, отпадения от Московской патриархии, видя в таком отрыве - буквально - сатанинские происки конечных времён. Софроний метал громы и молнии…
Но он и после не успокоился, развивая тему: «Независимая держава - независимая церковь». Гетмана Мазепу, преданного Церковью анафеме, называл святым, а канонизированного царя Николая II оскорблял прилюдно, используя коммунистические штампы.
В свежем интервью он вдруг вспомнил: «В России меня называли националистом, хохлом, потом выгнали оттуда».
До сих пор остаётся тайной - за что выгнали. Прежде он озвучивал версию, мол, отказался от сотрудничества с КГБ, поэтому его и выгнали из Сергиевой лавры. Но, минуточку! В лавре он прожил много лет, с 1962 по 1979 годы: окончил семинарию и духовную академию, был профессорским стипендиатом, преподавал в МДС, был старшим экскурсоводом Церковно-археологического кабинета… Блестящая карьера! И вдруг иеромонах Софроний оказывается в маленьком украинском селе настоятелем сельского храма. Семнадцать хрущёвско-брежневских лет КГБ его не трогало, а тут вдруг - коса на камень? Многие сомневаются. Говорят, в его епархиальном управлении есть некая женщина по имени Любовь Павловна, которая много чем там распоряжается и которую за глаза именуют «владычицей». Говорят, видели их когда-то вместе даже и за границей, причём в сопровождении нескольких священников с жёнами… Про него говорят, что он борется с собой. Вероятно, он когда-то покаялся и прощён?.. Когда и кем?
Значительную роль в его судьбе сыграл митрополит Филарет (Денисенко). Именно он, будучи Патриаршим экзархом всея Украины, вёл Софрония по жизни после его изгнания из Москвы. В 1992 году Филарет сделал Софрония епископом Черкасским.
Если Софроний и боролся с собой, то явно проигрывал раскольнику в себе, потому что после начала Томосиады говорил журналистам: «Но чего нам бояться раскола? Он уже есть, и не один, три на Украине. Ну, еще один будет. Но что с того? Будет же наша церковь!..».
СМИ свидетельствуют: когда-то Софроний помнил страшные слова святителя Киприана Карфагенского, создателя канонического учения о единстве Церкви, что «основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу… А это такой тяжкий грех, что и кровь мученическая не может загладить его».
После ухода Филарета в раскол, пути их разошлись. Но Софроний, как мы видим, всё время держал его в поле зрения. Примечательно, что Софроний принял «экзархов» Варфоломея, несмотря на решение Синода не иметь с ними контактов. Им он сказал: «Как можно давать Томос УПЦ КП, когда их глава под анафемой? Прежде чем дать, нужно снять анафему». Вероятно, он ждал услышать в ответ, что анафему снимает тот, кто её наложил. Но «экзархи» промолчали.
А потом было решение Фанара о снятии анафемы. Вещь, конечно, поразительная. Как если бы стамбульский суд амнистировал бандита, совершившего преступление в Киеве.
Софроний делится в интервью сокровенным: «Почему мы не можем сами собой управлять? Хотя положение сейчас у нас хорошее. Мы от Москвы независимые ни в чем. Но одно слово, оно портит всю кашу, которая сварена очень вкусно. Это слово - «Москва». … Наши люди воспитаны на том, что было два Рима, а третий Рим - Москва, а четвертому не бывать. Людям это постоянно вдалбливали в головы. Но если подходить принципиально, то ты себя спроси, зачем тебе Москва? Но этого не спрашивают…».
За этим стоит недоумение Софрония, почему он не пользуется авторитетом ни среди архиереев, ни среди массы прихожан. Да, его почитают как правящего архиерея, но не более того.
Софрония, судя по интервью, раздражает, что люди ездят за советами к духовным старцам, а к нему не ездят. Старцев он ругает…
Но и об архиереях украинских он не лучшего мнения: «Я стал врагом для всех. Когда у нас был Синод, на котором выбирали предстоятеля (на котором был избран митрополит Онуфрий), все бегали ко мне и говорили «Софроний! Софроний». Но на голосовании за меня всего один голос был. У нас непредсказуемый народ…» То есть Софроний сам за себя проголосовал, видя себя главой УПЦ. Его многим жаль…
Он считает, что всем архиереям УПЦ нужно идти на собор по избранию патриарха будущей украинской церкви: «Если мы сейчас сделаем ошибку, а на объединительном соборе епископов от нас будет меньшинство и выберут Филарета... Вот тогда нам позор!».
Словно бы Софроний не знает слов псалма: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых». Каноническим архиереям там, среди раскольников и самосвятов, делать нечего. Но Софроний смотрит на дело иначе.
На вопрос, будет ли он лично участвовать в соборе, отвечает уклончиво: «Сейчас я не знаю, буду смотреть по обстоятельствам. Намерение есть… Но если нас будет только шесть, о которых говорят, то наш голос там будет слабым. Поэтому от нашей церкви там должны быть все, хотят они или не хотят, чтобы выбрать предстоятеля. Потому что если будет предстоятелем Филарет, то такой церкви я не принимаю и не понимаю…».
«Должны быть все»? Не должны! Синод высказался: Украинская православная церковь самоуправляема полностью, и томос от Константинополя ей не нужен. Для спасения души - это лишнее, да и народ против. А если кого-то корёжит от слова «Москва» - так Софроний не первый, были Мазепа и Карл, был, в конце-то концов, Бандера и Алоизович… Прежде Софроний предстоятелем будущей «единой украинской церкви» видел митрополита Александра (Драбинко). Но переменчивый Софроний теперь заявляет: «Моя кандидатура - это архимандрит Кирилл (Говорун). Он человек знающий, образованный…». Говорун его земляк, ему 44 года, много учился, был в Москве и в США на хорошем счету. Софроний утверждает: «Он далек от каких-либо пороков, он чист и не испорчен». Но тут либо неосведомлённость, либо забывчивость.
Говорун, идеолог автокефалии УПЦ, в 2012 году был снят со всех должностей и устранён из ближнего круга покойного митрополита Владимира. Он был замешан в коррупционном скандале. Но и без этого его авторитет на Украине в православной среде в тысячу раз меньше, чем в посольстве США.
Не клеится дело и у других «свидетелей томоса». Филарет не может договориться с главой УАПЦ Макарием Малетичем даже по названию запроектированной Порошенко и его кураторами единой церкви. Они и прежде никогда ни до чего не могли договориться. Теперь Макарий жалеет, что поддался уговорам Порошенко и отдал «свою» Андреевскую церковь «экзархам»…
Картина столетней давности повторяется. Раскольники и в ХХ веке не могли договориться между собой, справедливо подозревая друг друга в жульничестве.
Олег Миклашевский
специально для «Столетия», 1 ноября 2018