Литва как омериканьская тюрьма, или Чьи заложники - Мель и другие?

Oct 26, 2018 13:57

Ещё Прибалтика 90-х здесь, здесь и здесь, в т.ч. суды здесь и здесь

Юрия Меля могут обменять на литовского шпиона
В оправдательный приговор литовского суда никто не верит

Литовская Фемида завершила судебное рассмотрение резонансного уголовного дела с явно выраженным политическим оттенком. На скамье подсудимых - гражданин России, полковник запаса Юрий Мель из Калининграда. ©Ещё русофобия Литвы, в т.ч. «Литва хочет уйти в историю?!»



Юрий Мель / Фото из семейного архива
О начале процесса «Совершенно секретно» знакомило своих читателей. Генпрокуратура Литвы обвиняет боевого офицера в военных преступлениях, совершенных на территории республики, когда она еще входила в состав СССР. На постановление приговора суд взял беспрецедентно долгое время - почти полгода. Прогноз вердикта - в материале обозревателя «Совершенно секретно».
В литовских застенках Юрий Мель находится уже пятый год. Не так давно - 18 сентября - политический узник отметил в вильнюсском СИЗО 50-летие. Юбиляра лично поздравил российский посол в Вильнюсе Александр Удальцов, вручив ему письмо главы МИД России Сергея Лаврова.

Вильнюсский окружной суд огласит приговор спустя пять месяцев - 18 февраля 2019 года. Возможно, такая дата выбрана не случайно. Дело в том, что 16 февраля, в субботу, бывшая советская прибалтийская республика будет отмечать 101-летие со Дня восстановления Литовского государства (дата, пестуемая нынешней политической этнократией, у серьезных историков вызывает улыбки. Дело в том, что, провозгласив в феврале 1918 года независимое от России государство, тогдашние правители тут же избрали на трон сына германского кайзера Вильгельма II. - Прим. ред.). Логично предположить, что праздничные мероприятия пройдут два дня, а в понедельник, 18 февраля, приговор Юрию Мелю прозвучит как вишенка на торте.

Суть дела

Вкратце фабула дела такова. 27 лет назад Юрий Мель, будучи 22-летним «летёхой», участвовал в штурме Вильнюсской телебашни, сидя в танке с холостыми боезарядами. В Литве существует юридически ложная интерпретация этих трагических событий (тогда погибло 16 человек, включая офицера КГБ Виктора Шацких).

Итак, власти Литвы обвиняют бывших советских военных, в том числе калининградца Меля, в том, что 13 января 1991 года «Советы» коварно вторглись в уже суверенную Литву. Аргументом «суверенности» служит Акт восстановления независимости Литвы, принятый 11 марта 1990 года. Однако это ложный ход мыслей. Мартовская независимость Литвы не была признана международным сообществом (о Советском Союзе и говорить нечего). Дело в том, что 19 ноября 1990 года в Париже состоялась представительное совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. На этой встрече были главы 34-х европейских государств. Литовцы туда рвались, но перед ними закрыли двери как стране, «не являющейся субъектом международного права».

Фарс и, как следствие, ничтожность судебного процесса в Вильнюсе демонстрирует и выведение из-под удара ключевого фигуранта дела - президента СССР Михаила Горбачёва. Даже штатный русофоб Витаутас Ландсбергис удивляется: «Горбачёва нет ни среди подозреваемых, ни среди свидетелей!» Ведь очевидно, что первое лицо государства давал окончательный приказ навести конституционный порядок в союзной республике. Это подтвердил на суде - в заочной форме - экс-командир группы «Альфа» Михаил Головатов. Его показания на минувшей неделе зачитали адвокаты: «В 1991 году мы были здесь по прямому указанию президента своей страны, его полномочия действовали на территории всей страны. Все решения согласовывались с руководством, с президентом Горбачёвым, только после согласования на высшем уровне».

Каков будет приговор - на сегодня единственное, что волнует родных и близких Юрия Меля. Генеральная прокуратура Литвы требует 16 лет лишения свободы. Если суд согласится с мнением гособвинителя, то с учетом того, что Мель уже отсидел 4,5 года, провести под стражей ему предстоит чуть более десяти лет.

Что может повлиять на приговор…

«Надеяться на полное оправдание не приходится, но могут быть сюрпризы», - считает историк из Вильнюса Валерий Иванов.

«В настоящее время из-за разрастающегося экономического кризиса меняется политический климат в США и Европе, поэтому не исключено, что Литва может остаться один на один со своей юридически ничем неподтверждённой русофобии. Как, к примеру, Англия с аферой «дела Скрипалей», - сообщил «Совершенно секретно» Иванов. - Надо понимать, что в Литве не любят брать всю ответственность на себя, как правило, прикрываются другими. А поддержки, по всей видимости, не будет».

По мнению историка, есть ещё один немаловажный аспект - президентские выборы в Литве в мае 2019 года.

«Решение суда может быть разыграно теми или иными политическими партиями с их претендентами на президентский пост, - продолжил собеседник «Совершенно секретно». - В Литве растут цены, покупают пушки, грозят Россией, а люди помнят, что Россия сама вывела свои войска в августе 1993 года и никак не собирается нападать на Литву. Четверть населения живёт ниже уровня бедности, а молодёжь бежит из Литвы в поисках лучшей жизни. Поэтому заезженная русофобская пластинка никого уже не вдохновляет на патриотические подвиги по имя «свободной Литвы».

Валерий Иванов полагает, что лучшим решением официального Вильнюса стало бы объявление амнистии в рамках 100-летия Литовского государства.

«Амнистия всем фигурантам дела по событиям 13 января в Вильнюсе, а также другим политическим заключенным, например, бывшему рижскому омоновцы Константину Никулину, отбывающему пожизненное заключение по надуманным обвинениям, на мой взгляд, стала бы самым мудрым решением. Но хватит ли мудрости и политической зрелости у нынешних литовский властей?», - задается риторическим вопросом историк.

Обмен шпионами

Еще один прогноз: Москва может обменять Юрия Меля, когда он будет осужден, на одного из литовских шпионов, отбывающих наказание в России. Такое мнение интернет-каналу «СевЗапТВ» высказал депутат Калининградской облдумы, в прошлом офицер разведки ВМФ СССР Андрей Колесник. «То, что оглашение приговора отложено на целых полгода после окончания судебного разбирательства, подтверждает информацию о работе российских и литовских спецслужб по подготовке обмена Юрия Меля на литовского разведчика, по делу которого в России ещё не закончено следствие», - считает депутат.

Судя по открытым источникам информации, на сегодня в нашей стране находятся двое осужденных литовских шпиона. Это Евгений Матайтис, имеющий гражданство России и Литвы, и гражданин Литвы Арстидас Тамошайтис.

В 2016 году Матайтис был осужден к 13 годам колонии строгого режима, а Тамошайтис - к 12 годам лишения свободы. Первый - житель Калининградской области, бывший военный офицер Балтийского флота, завербованный литовскими спецслужбами в 2009 году. О втором практически ничего не известно, кроме факта, что он был задержан во время получения от гражданина России некой засекреченной информации.

Вместе с тем, в самой Литве, кроме Юрия Меля, отбывает наказание еще один россиянин. Речь идет о сотруднике ФСБ РФ Николае Филипченко, осужденном в 2017 году на десять лет по статье «Шпионаж». В общем, кандидаты для взаимного обмена имеются.

По мнению члена Общественной палаты Калининградской области Андрея Омельченко, нет никаких сомнений и иллюзий, что это дело политически мотивировано.

«Это в очередной раз подтверждает и дата оглашения приговора, подверстанная к литовскому государственному празднику. Это показательно циничное отношение к праву, как элементу пропаганды, сегодня ряд стран пытается сделать мейнстримом международных отношений, - прокомментировал «Совсекретно» общественник. - Создаётся впечатление, что, если при оглашении приговора Юрию Мелю будет использоваться принцип «хайли лайкли» (Highly Likely - «с высокой вероятностью».- Прим. ред.), то дипломатические работники ряда стран выступят с поддержкой такого демарша - русофобия сегодня оправдывает всё».

Андрей Омельченко подчеркнул, что такое подчинение суда политиканам заставляет любого человека в России «трижды подумать, прежде чем иметь дело со всем, что связано с Литвой».

«Надеюсь, наши власти смогут найти адекватное решение вопроса с нашим соотечественником. Даже при переговорах с таким партнёром как Литва», - заключил Омельченко.

…Супруга российского офицера Надежда Мель уже давно отказывается комментировать СМИ судебное расследование, разуверившись, кажется, в справедливости. Не исключением стало и «Совершенно секретно». «Поймите, ребята, у меня не осталось слов, чтобы описать всю боль от произошедшего», - сказала Надежда. За эти четыре года женщина нашла отдушину в живописи. Не так давно в Калининградском музее янтаря была выставлена ее работа, расписанная по мотивам петриковской росписи, под названием «Лебединая верность». Можно только догадываться, что творится в душе этой женщины.
_______



Памятный знак участника баррикад 1991 года
В Литве завершился суд по делу о событиях 13 января 1991 года
Приговор обещают огласить 18 февраля 2019 года / Сюжет «Дело Юрия Меля»

Вильнюсский окружной суд сегодня, 12 октября, завершил рассмотрение дела о трагических событиях 13 января 1991 года, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Приговор будет оглашён 18 февраля 2019 года.

Очно в деле судят двух человек - гражданина России, жителя Калининградской области Юрия Меля и гражданина России, проживавшего в Вильнюсе, Геннадия Иванова. Ещё 64 человек, которые в основном являются гражданами России, Литва судит заочно. В том числе и бывшего командира группы «Альфа» Михаила Головатова.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Литве события 13 января 1991 года официально трактуются, как агрессия против независимой Литвы. Считается, что все погибшие - от рук псковских десантников. Любые попытки разобраться в том деле, например, почему часть гражданских погибло от пуль, выпущенных из дореволюционных винтовок «Мосина», которых не могло быть на вооружении у солдат, караются законом как отрицание советской агрессии, за что грозит уголовное наказание и лишение свободы.

Также отметим, что в Литве несколько лет назад впервые был публично оспорен ход событий 13 января. Во время прямого эфира местной радиостанции литовский политик Альгирдас Палецкис заявил, что в событиях тех дней больше неясностей, чем ясного, а некоторые свидетели тех событий в различных, в том числе и открытых, источниках утверждают, что жертвы среди гражданских лиц случились из-за провокаций активистов движения за независимость Литвы, то есть самих литовцев.

«Выясняется, что, возможно, свои стреляли в своих». За эту фразу Палецкис был осужден по статье «отрицание советской агрессии» - он стал первым осужденным по этой статье.

О том, что военные не стреляли по гражданским, а автоматы были заряжены холостыми патронами, утверждал и командовавший операцией в Вильнюсе генерал Усхопчик. Согласно распространённой в Литве версии, войска Cоветской армии в январе 1991 года пытались захватить власть в провозгласившей независимость от СССР республике.

Напомним, полковник запаса Юрий Мель, страдающий тяжелой формой диабета, был задержан 12 марта 2014 года на литовском погранпереходе при возвращении в Россию. Калининградца обвиняют в том, что он (в ту пору 22-летний лейтенант) участвовал в штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.
_______



Тюрьма / Коллаж: Иван Шилов
Тайная тюрьма ЦРУ как приговор Литве
Литва расписалась в статусе страны третьего мира / Сюжет «Дело Юрия Меля»

Европейский суд по правам человека отклонил апелляцию правительства Литвы, тщетно пытавшегося опротестовать вердикт о наличии в стране секретной тюрьмы ЦРУ, в которой жестоко пытали как минимум одного человека - палестинца Абу Зубейда. Решение окончательное и никаким пересмотрам не подлежит. Литва - виновная, нарушитель сразу нескольких конвенций, со всеми вытекающими последствиями. Что значит окончательное решение ЕСПЧ для Литвы?

Выплата компенсации жертве пыток в 130 тыс. евро - самая малозначительная неприятность для Литвы. Момент посерьёзнее - требование завершить расследование, которое прокуратура проводит с 2015 года и которое до сих пор ни к чему не привело. Но самое главное, суд обязал Литву требовать у США передать информацию о тюрьме, пытках, ответственных за них лиц. А это - не только американцы. Сами сенаторы США, проводя собственное расследование, признали, что на взятки для открытия тюрьмы некие литовские (или литовский, в единственном числе?) чиновники получили сумму в неназванном размере миллионов долларов США. Одного, пяти, десяти миллионов, - эта информация засекречена. Как и получатель.

Обязательство требовать у США информацию - не просто речевой оборот. Об успехах власти должны будут отчитываться перед Европейским советом. А это может делать только МИД или президент. Функция министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса всегда сводилась к одной нехитрой схеме: на любой площадке вещать об угрозах со стороны России. Практически тем же всегда занималась и президент Даля Грибаускайте. Одновременно уговаривая именно США разместить в Прибалтике как можно больше вооружения. Жить с чего-то надо, а обслуживание такой инфраструктуры - хорошая статья доходов.



Зал заседания ЕСПЧ
И как теперь практически будет выглядеть общение литовских чиновников с американцами? «Пожалуйста, дайте нам денег для отражения атак агрессивной России! Кстати, как там с пытками у нас, в вашей секретной тюрьме? Мы требуем передать всю информацию!» Звучит абсурдно, но именно в таком капкане оказалась Литва. Президент страны сменится уже весной 2019 года, глава МИД (если раньше не свергнут) - в 2020 году. Но и их предшественникам придётся разгребать оставленное наследство.

А какой у Литвы после окончательного вердикта имидж? Страны третьего мира. В которой сильные мира могут запросто заниматься не просто нелегальной, а запрещённой деятельностью и плевать на международные нормы и обязательства. Кто теперь поверит в литовское правосудие, если прямо в Вильнюсе, столице страны Евросоюза, всей такой развитой и демократичной, без всякого суда и следствия применялись средневековые пытки?



Тюрьма
Значит ли это, наконец, что вся система правосудия в Литве, по законам стран третьего мира, нелегитимная? Управляема и лжива? Секрет Полишинеля. Дело взятого в заложники в Литве калининградца Юрия Меля, над которым устроили политическое судилище, пытаясь возложить всю вину за трагические события 13 января 1991 года, это только подтверждает. Любой адвокат, мало-мальски знакомый с делом, удивляется: оно должно было развалиться ещё на первом этапе. Но в Литве есть та самая «политическая воля» страны третьего мира. Что скажут власти, когда это дело развалится в том же ЕСПЧ?

Андрей Выползов / Олег Михайлов
«Совершенно секретно» / ИА «Regnum», 10-15 октября 2018

идеология и власть, русский мир, фашизм и нацизм, общество и население, фальсификации и мошенничества, версии и прогнозы, нравы и мораль, тюрьма и зона, двойные стандарты, внешняя политика и мид, информационные войны, военнопленные, саботаж, репрессии и цензура, беспредел и анархия, пытки, прибалтика, предательство, 90-е, бывший ссср, политтехнологии, русофобия и антисоветизм, литва, силовики и спецслужбы, уровень жизни, нонсенс, запад, политика и политики, опровержения и разоблачения, холуйство, ревизионизм, известные люди, история, манипулирование, юриспруденция, деградация, шовинизм и ксенофобия, семья, сепаратизм, факты и свидетели, ложь и правда, национализм, выборы и референдум, калининград, регионы, независимость и суверенитет, развал страны, русские и славяне, европа, шпионаж и диверсии, сша, мнения и аналитика, госбезопасность и разведка, суды и следствия, провокации, женщины, заговоры и конспирология, биографии и личности, россияне, военные, колониализм, секреты и тайны, соотечественники, противостояние, бедные и богатые, диктатура и тоталитаризм, современность, преступления и наказания, ссср, оккупация и интервенция, коллаборационизм, кризис, армия, правозащита, горбачёв, справедливость, россия

Previous post Next post
Up