Ещё
Ватикан и Русский мир, в т.ч.
Прибалтика и
экуменизм Папа римский Франциск «отчитал» руководство Литвы
Папа Франциск литовцам: «Часть вашей трагической истории пришла с Запада»
В первом турне по странам Балтии папы римского Франциска центральной точкой всей его поездки, без сомнения, была католическая Литва.
© ___
Официальный Вильнюс связывал немалые надежды с визитом понтифика, что было видно и по масштабам подготовки.
Оказывая главе Ватикана повышенное внимание, в Вильнюсе рассчитывали услышать от него слова одобрения проводимого литовским руководством курса, в том числе в области известных исторических претензий.
Папа Франциск и президент Литвы Д. Грибаускайте
Кроме того, в период подготовки к предстоящим в стране в 2019 г. президентским выборам литовским политикам, в первую очередь президенту Дале Грибаускайте, желательна была хотя бы косвенная поддержка Римско-католической церкви. То, что сами они католики «недавние», а до этого удобно жили атеистами, для них неважно. По-хорошему многие из них нуждаются в отчитке (отчитка - церковный чин с заклинательными молитвами с целью изгнания из одержимого нечистой силы). Один из реальных претендентов на пост президента, лидер партии «Союз крестьян и зелёных Литвы» Рамунас Карбаускис лукавить, например, не стал, объявил себя «язычником» и визит понтифика проигнорировал.
Рамунас Карбаускис
Следует сразу сказать, папа Франциск вряд ли оправдал надежды литовских руководителей. Склонный к внутреннему созерцанию, он мало внимания обращал на их попытки максимальной политизации визита и откровенное «ухаживание» за собой. В отличие от когда-то проехавшего по Балтии папы Иоанна-Павла II (Кароля Войтылы), пробуждавшего у её жителей мессианский огонь противостояния «силам зла» в лице бывшего СССР, папа Франциск призывал к примирению и не освобождал от ответственности за прошлые грехи. По поводу неистового Войтылы он даже
пошутил: «Его многие считали святым, в то время как сам себя он считал дьяволом».
Разумеется, папа упомянул о страданиях литовцев во время депортации «в Сибирь» и посетил по приглашению хозяев «музей оккупации» в бывшем здании КГБ в Вильнюсе. Однако заявления Грибаускайте о том, что Литва, которая живёт «вблизи агрессии и лжи», хорошо понимает и сочувствует тем, кто ведёт борьбу за свободу и независимость, а поэтому считает «своим долгом помогать украинскому, грузинскому народам и напоминать об этом миру», были обращены явно не по адресу. В ответ папа Франциск уже в первом своём выступлении
призвал литовских руководителей жить в мире с соседями и гордиться национальными традициями доброжелательного принятия на своей земле людей разных национальностей и религий. С какими соседями они враждуют, хорошо известно - с Россией; и к каким этническим меньшинствам проявляют нетерпимость, тоже все знают.
Папа Франциск и литовская армия
В выступлениях и проповедях понтифика преобладали не темы «исключительных страданий» Литвы в советский период и её особой роли в распространении католицизма на Балтике, а такие неудобные для литовских властей сюжеты, как Холокост и пособничество местных коллаборационистов в его осуществлении.
Папа Франциск на мессе в Каунасе
На массовой мессе под открытым небом в Каунасе в присутствии более 100 тысяч человек папа Франциск, отдавая дань памяти жертвам Холокоста на местной земле, недвусмысленно напомнил, что погибли они не только от рук немецких нацистов, но и их литовских пособников. Это прозвучало особенно сильно, поскольку 23 сентября исполнилось 75 лет со дня ужасающей ликвидации фашистами Вильнюсского гетто. Всего в Литве в годы немецкой оккупации было уничтожено около 195 тыс. человек - почти всё еврейское население. Довоенная Литва была домом для процветающей еврейской общины, насчитывавшей более 200 тыс. человек, а её столица Вильнюс являлась центром изучения иудаизма, этот город называли «Северный Иерусалим». «В эти дни мои мысли с еврейской общиной», - сказал понтифик, призывая к «диалогу и общей приверженности делу справедливости и мира».
Ресурс World Religion News
полагает, что глава Святого престола достаточно решительно предостерёг литовцев от возрождения антисемитских чувств, которые подпитывали Холокост. По мнению экспертов издания, опасения папы не напрасны и подогреваются распространением сегодня в Литве ксенофобии и праворадикальных настроений. Кроме того, еврейские активисты считают, что нельзя ставить на одну доску тотальное истребление нации в Холокост с частичными депортациями населения Литвы за её пределы с последующим его возвращением. Более того, указывается, например, что в «музее оккупации», куда был приглашён папа Франциск, в отличие от недавнего времени уже ничего не говорится о нацистском периоде, а всё посвящено лишь советским временам.
Папа Франциск на обратном пути в Рим
На обратном пути в Рим в самолёте литовская журналистка С. Жиугждайте (Saulena Žiugždaitė) посетовала на то, что папа Франциск в Вильнюсе призывал Литву быть мостом между Востоком и Западом. По её мнению, с учётом исторических трагедий сделать это нелегко. Многие считают, что Литве лучше просто быть частью Запада. Вопрос журналистки вытекал из неоднократно звучавших заявлений литовской стороны во время приёма главы Ватикана; в этом вопросе отразилось едва скрытое разочарование позицией понтифика. Обращаясь к журналистке, Франциск, как цитирует его Catholic News Agency,
заметил: «А разве часть вашей трагической истории не пришла с Запада? От немцев, от поляков, но особенно от нацизма, не так ли? Это было то, что пришло с Запада». Создание мостов требует силы, она должна быть составной частью национального характера. То есть, избегая прямых нравоучений, папа Франциск дал понять, что отказ от сотрудничества с Востоком - проявление слабости, а не силы. И это главное резюме его балтийской миссии.
Откуда же возник диссонанс между ожиданиями руководителей католической Литвы и посетившего её главы Ватикана? Видимо, мировоззрение многих оказавшихся у власти литовских политиков застряло где-то в конце 1980-х - начале 1990-х годов, во временах ниспровержения, непримиримости и протеста. А ведь пришла пора созидать. Даже консервативный Святой престол это понимает, а литовские политики - всё ещё нет.
_______
Папа Франциск приземляется в Вильнюсе
Как политики и политика подпортили визит папы Франциска в Прибалтику
Предостережений понтифика о зыбкости веры в государство в республиках мало кто понял / Сюжет «Главное о Ватикане»
Визит папы Римского Франциска в республики Прибалтики (Латвию, Литву и Эстонию),
состоявшийся во второй половине сентября сего года, оказался крайне интересным и знаковым. Накануне на пресс-конференции в Ватикане ответственный сотрудник Государственного секретариата Святого престола монсеньор Висвальдас Кульбокас, одно время служивший в апостольской нунциатуре в Москве, специально подчеркнул, что посещение республик будет сосредоточено на делах молодежи и помощи местным Церквям и не завязано на отношения с Россией и недавних скандалах с сексуальным насилием. Как отмечал американский католический портал Crux, Кремль, несомненно, будет пристально следить за четырехдневным пребыванием Франциска у соседей - ведь визит проходит во время столетия со дня восстановления их независимости. Но Кульбокас сказал, что это просто «совпадение», и добавил, что понтифик хочет избежать политических заявлений.
Однако без политики не обошлось. Более того, похоже, она доминировала в оценках прибалтийских средств массовой информации и в некоторых официальных выступлениях местных государственных деятелей и политиков, ввиду чего во время возвращения в Рим домой понтифик на борту самолета в ходе традиционного раунда вопросов - ответов папского пула журналистов был вынужден подкорректировать и уточнить некоторые позиции. Но вначале о том, как выглядит религиозная картина в Прибалтике. Оценивая ее, обозреватель польского портала Przegląd Bałtycki Томаш Отоцкий замечает следующее. Чем дальше на север, тем положение Католической церкви становится все более сложным. Литва, как и Польша, преимущественно католическая, хотя в Литве влияние Костела менее значительно, чем в Польше. В Латвии католики составляют меньшинство, «есть только одна католическая латышская провинция - это Латгалия, где живут поляки». В Эстонии католиков всего около 5 тысяч человек, большинство верующих составляют лютеране и православные. При этом Эстония является самой светской страной из трех республик, 75% эстонцев заявляют, что они неверующие.
Собор Иоанна Крестителя. Вроцлав, Польша / Фото: Barbara Maliszewska
Говоря о политиках, журналист замечает, что визит папы Франциска в Вильнюсе бойкотировал лидер правящей партии «Союз крестьян и зеленых Литвы» (СКЗЛ) Рамунас Карбаускис, который «является язычником». Помимо того, в язычники записывают и президента Латвии Раймонда Вейониса. Хотя он и не заявлял о своих убеждениях, латвийская пресса писала, что «президент - не христианин, близок к языческим традициям». Президент Эстонии Керсти Кальюлайд ничего не говорила о своих религиозных воззрениях, но «эстонские политики, как правило, светские люди, скорее, русские политики подчеркивают свою религиозность - культурную, потому что православие связано с русскостью. В Эстонии есть и христианско-демократическая партия, где много верующих, но эстонцы - это довольно замкнутая нация, они не любят говорить об таком». На фоне этой мозаичной палитры пребывание понтифика в Прибалтике стало поводом для местной элиты еще раз вспомнить о «советской оккупации», а для журналистов - подчеркнуть значимость в мировых раскладах их республик.
Последнее, впрочем, понравилось далеко не всем. Так, известный эстонский политик Рейн Ланг, неоднократно занимавший министерские посты, выразил возмущение ввиду, по его словам, чрезмерного внимания прессы к визиту Франциска. «Если мы посмотрим, в какой степени президент Соединенных Штатов влияет на положение и будущее Эстонии или всех стран Прибалтики, то это примерно в тысячу раз больше, чем папа Римский, - заявил Ланг. - Я не помню, чтобы во время визита президента США Барака Обамы в Эстонию освещение в средствах массовой информации было настолько тотальным». Некоторые наблюдатели отмечают при этом, что ни журналисты, ни эксперты не смогли адекватно расшифровать определенные месседжи, посланные понтификом. Аудиториям понравилось, что папа хвалил их ощущение себя единым народом, но они не поняли, что им всем он посоветовал начать резко меняться. Что папа подверг тонкой критике исключительную веру прибалтов в свои государства и намекнул на возможные катаклизмы, которые могут ожидать их республики. Что папа говорил о зыбкости государств, в которые слишком верят, и о необходимости срочно готовиться к возможным новым испытаниям. А помочь в испытаниях может лишь любовь к Богу.
Интересно, что из трех прибалтийских президентов в официальных речах только Вейонис обошелся без политических коннотаций, говоря о гуманитарном измерении. Что касается литовского президента Дали Грибаускайте, то на ее портале сообщается: «Президент поблагодарила папу Римского за внимание к Литве - нашей истории и борьбе за свободу. Особенно важно, что Святой престол, который никогда не признавал оккупацию нашего государства и сохранил дипломатическое представительство Литвы, последовательно поддерживал наше антисоветское сопротивление… Литва, которая живет вблизи агрессии и лжи, хорошо понимает и сочувствует тем, кто ведет борьбу за свободу и независимость. Поэтому мы считаем своим долгом помогать украинскому, грузинскому народам и напоминать об этом миру». Президент Эстонии была не так красноречива, но тоже указала на то, что Святой престол своим моральным и политическим авторитетом оказывал поддержку «страдающим от коммунистического режима» народам Европы, придав им духовных сил и вдохновения.
Дали Грибаускайте
Но отчего же не прозвучали в выступлениях слова о нацисткой оккупации? Может быть потому, что тогда было бы нужно вспомнить о гетто, куда прибалтийские прислужники нацистов сгоняли евреев, о погромах, в которых местные гитлеровские коллаборационисты принимали участие, вырезая и убивая, причем, не только мирное еврейское население, но и - как в Литве - поляков. Говорить об этом пришлось папе. Во время возвращения в Рим, он рассказал журналистскому пулу о том, что на него произвело самое большее впечатление. Это, конечно, и свидетельства преследований простых христиан, клира и монахов со стороны коммунистических властей. Однако не только. Обращаясь к литовскому журналисту, Франциск, как цитирует его Catholic News Agency, заметил: «Часть вашей трагической истории пришла с Запада, не так ли? От немцев, от поляков, но особенно от нацизма, нет? Это было то, что пришло с Запада. А с Востока - из Российской империи».
Вопрос в том, насколько готовы общества прибалтийских республик осознать дуализм своего исторического и геополитического положения, покаяться за прошлое. Судя по их реакции на визит папы Франциска, им еще до этого далеко.
Дмитрий Минин / Станислав Стремидловский
«Фонд Стратегической Культуры» / ИА «Regnum», 29 сентября - 4 октября 2018