Велика Россия, а берегов не видно, или Морская ли держава - РФ?

Sep 10, 2018 13:38

Ещё флот и традиции здесь, здесь и здесь

Борьба за море
К каким результатам подошёл Военно-морской флот РФ / июль, 2018

29 июля Россия отмечает очередную годовщину со дня основания Военно-морского флота. По традиции, в преддверии праздника будет сказано множество лестных слов о ВМФ нашей страны. ©



___
У граждан РФ действительно немало поводов для гордости, однако нередко за бравурными заявлениями теряется понимание истинной ситуации, в которой находится наш флот.
Историческая особенность

Россия достаточно поздно обрела Военно-морской флот. Точной даты историки не называют. Самым «старым» флотом, по умолчанию, считается Балтийский. В нынешнем году этому оперативно-стратегическому соединению исполнилось 315 лет.

Европейские державы получили полноценный парусный и галерный военный флот ещё в XVI-XVII веках. Правда, у отставания нашей страны было множество объективных причин.

Во-первых, Россия исторически является континентальной державой. Большинство войн, в которых участвовала наша держава, происходило именно на суше. Если Европа обрастала новыми территориями (колониями) путём экспансии в других частях Света, то Россия увеличивалась за счёт освоения обширных сухопутных пространств на юге и востоке.

Во-вторых, выход России к морям (если не учитывать Северный Ледовитый океан) практически всегда был сильно ограничен. Например, земель, примыкающих к Балтике, Москва окончательно лишилась ещё в ходе Ливонской войны (1558-1583). «Окно в Европу» прорубил только Пётр I в ходе Северной войны со Шведским королевством (1700-1721).

Несколько десятилетий Россия боролась с Османской империей за причерноморские территории. Выход к Чёрному морю наша страна получила только к концу XVIII века. А в так называемом «Восточном вопросе», решение которого обеспечивало контроль над Босфором и Дарданеллами, империя потерпела очевидное поражение.

На протяжении всей истории ВМФ Россия достаточно сильно зависела от западного импорта. Даже в период бурного промышленного роста в конце XIX и начале XX веков Петербург был вынужден заказывать десятки крупных боевых кораблей у Великобритании, Франции и США.

В то же время технологическое отставание ВМФ практически не сказывалось на мастерстве русских офицеров и моряков. Наша страна одержала множество блестящих побед благодаря профессионализму командиров и доблести личного состава.

Расцвет отечественного флота чаще всего связывают с периодом холодной войны. СССР стремился нивелировать преимущество американских ВМС, совершив рывок в развитии атомного флота. В 1960-1980-е годы Москва обрела десятки подводных и надводных крейсеров, включая корабли авианосного типа.

В поисках концепции развития

Нынешнее состояние ВМФ не идёт ни в какое сравнение с советской военно-морской группировкой. В 1990-е годы большая часть кораблей первого ранга водоизмещением свыше 5 тысяч тонн была либо продана, либо утилизирована.

Но, несмотря на радикальное сокращение состава флота, денег на его содержание всё равно не хватало, что лишний раз продемонстрировала катастрофа подлодки «Курск».

В 2000-е годы с ростом финансирования ситуация стала улучшаться. Тем не менее, радикальных положительных изменений не произошло. Если посмотреть на актуальный состав ВМФ, то невооружённым взглядом можно заметить обилие кораблей первого ранга, выпущенных до начала 1990-х годов. За четверть века российские верфи производили преимущественно фрегаты, корветы и катера. Средний возраст боевых кораблей РФ превышает 25 лет.

Наиболее заметно устаревание флота в сегменте больших десантных кораблей (БДК). В составе ВМФ числится 15 БДК проекта 775, построенных на верфи в Гданьске в 1980-х годах, и 4 судна проекта 1171, выпущенных в 1970-е годы. Соотношение условно «старых» и «новых» БДК на текущий момент составляет 19 к 1.

Первый и единственный большой десантный корабль российской постройки был передан флоту 20 июня 2018 года. Речь идёт об «Иване Грене» проекта 11711. Сейчас калининградский завод «Янтарь» достраивает второй и последний корабль этого проекта - «Пётр Моргунов». Нельзя не отметить, что концепция проекта 11711 постоянно менялась. В связи с этим разработка, строительство и испытания «Ивана Грена» растянулись почти на 20 лет.

«Долгострой «Иван Грен» отражает постоянные концептуальные поиски, которые сопровождают историю нашего флота, в том числе советского. К большому сожалению, мы видим, что постоянно меняются взгляды, как на стратегию развития ВМФ, так и на требования к отдельным проектам», - рассказал в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Именно отсутствие чёткого понимания роли Военно-морского флота в вооружённых силах страны, по мнению эксперта, является главной проблемой, которая на сегодняшний день по-прежнему не решена.

«Конечно, неправильно говорить, что отечественный флот развивался и развивается стихийно. Однако налицо определённая непоследовательность, которая выражается в постоянном пересмотре поставленных задач. Например, часто меняется количество кораблей, которые должны быть построены по отдельным проектам», - пояснил Корнев.

По словам собеседника РП, отсутствие концепции развития ВМФ усугубляется системными экономическими проблемы страны, несбалансированным распределением заказов между предприятиями, санкциями со стороны Запада и Украины, а также трудностями в кооперации.

«Проблем у флота масса, но в день ВМФ стоит сказать о том, что наша конструкторская школа остаётся одной из лучших в мире. Россия производит превосходные фрегаты, корветы, малые ракетные корабли, сейчас начинается модернизация советских крейсеров, улучшилась ситуация со вспомогательным флотом. Потрясающими возможностями обладает комплекс «Калибр», который объективно усиливает мощь ВМФ», - резюмировал Корнев.

Степан Зайцев
«Русская планета», 28 июля 2018

идеология и власть, деградация, общество и население, версии и прогнозы, запад, нравы и мораль, промышленность, стратегия, техника и технологии, даты и праздники, двойные стандарты, традиции, современность, российская империя, атом и ядер, кризис, армия, независимость и суверенитет, развал страны, флот, история, европа, оборона, мнения и аналитика, оружие, строительство

Previous post Next post
Up