Ещё
правители Юж-Лат. Америки Самый бедный президент
Экс-президент Уругвая считает, что он не вправе жить лучше, чем его народ
Этого невысокого полноватого мужчину в куртке и нахлобученной кепке зовут Хосе Альберто Мухика Кордано. Ему 83 года. Седой усач живет на своей скромной вилле неподалеку от Монтевидео.
©Ещё
мировой социализм сегодня, в т.ч.
Лат. Америка Хосе Мухика
С виду - крестьянин. На самом деле - президент Уругвая. Правда, бывший. И, возможно, будущий.
После ухода с поста главы государства в 2015 году Мухика стал сенатором. Мог еще три года дремать в уютном кресле, однако на днях решил иначе: «Я устал после большого путешествия». Он не просто покинул парламент, но еще и отказался от солидной пенсии. И вообще этот господин очень, очень странный…
Мухика внешне чем-то похож на колумбийского писателя Маркеса. Живет более чем скромно. Сам таскает воду из колодца во дворе, готовит себе еду. Возится в саду, выращивает овощи и цветы. У Мухики нет не только сбережений в банке, но даже сотового телефона. На досуге берет в руки книгу или просто греется на солнышке. Не обходит вниманием свою любимицу, дворнягу по кличке Мануэла. Несколько лет назад несчастная попала по колеса трактора и лишилась одной ноги…
В молодости сеньор Хосе был другим - энергия била через край, кровь бурлила. Он был членом леворадикальной группировки движения Tupamaros, боровшейся за социальное равенство. На это бедовых уругвайцев натолкнула кубинская революция. Молодые люди грабили банки, автофургоны, торговые лавки. Однако себе не брали ни песо - все деньги раздавали беднякам. Вот такие южноамериканские Робин Гуды.
Сеньор Хосе несколько раз был ранен в столкновениях с полицией, в общей сложности почти полтора десятка лет провел в застенках. О, это были не просто зарешеченные камеры, а холодные бетонные норы на дне колодцев! Чтобы не сойти с ума от одиночества, Мухика разговаривал с лягушками и пауками…
В 1985 году, когда в Уругвае военную диктатуру сменила демократия, Мухика и другие повстанцы вышли на свободу. И организовали партию «Движения народного участия», которое пользовалось серьезной поддержкой. Сеньор Хосе стал первым повстанцем, получившим высокий государственный пост. Сначала он занимал должность министра сельского хозяйства, животноводства и рыболовства. А в 2010 году его избрали президентом Уругвая. Между прочим, в ту пору сеньору Хосе было уже 75 лет.
Мухика, став главой государства, ничуть не изменился. Не то чтобы роскошь ему претила, он ее напрочь отвергал. И даже тем, что ему было положено по высокому статусу, не пользовался. К примеру, не стал жить в резиденции главы государства, а по-прежнему обитал в своем доме. Он отказался от персонального самолета и летал на обычном лайнере. Из 12-ти с половиной тысячи долларов месячной зарплаты оставлял себе лишь десятую часть. Его называли - кто с удивлением, крутя пальцем у виска, кто с одобрением - «el presidente más pobre» - «самый бедный президент».
Просто Мухика считает, что не вправе жить лучше, чем простые уругвайцы.
Неужто жена сеньора Хосе смирилась с его «расточительством» и даже не ворчала на супруга-бессребреника? Представьте себе, нет. Более того, и она всегда жертвовала часть своих доходов на благотворительность. В общем, с кем поведешься…
Между прочим, сеньор Хосе часто говорил, что отнюдь не чувствует себя бедным: «Бедные - это те, кто работают только для того, чтобы жить в роскоши. Им все время хочется все больше и больше. Зачем?». Действительно, богатства не спасут от смерти, а на тот свет их утащить не удастся. Однако люди об этом забывают и буквально теряют голову от безумной страсти обогащения. Тем паче, если они занимают высокие посты и могут запустить руку в казну государства.
По мнению Мухики, когда у человека много денег и прочих благ, у него не остается времени, чтобы просто быть счастливым. «Если бы мы жили по средствам, то есть были бы бережливыми, то семь миллиардов человек, живущих на планете, могли бы иметь все, что им нужно». Мудрые слова, но кто к ним будет прислушиваться!
Хотя Мухика выступает против несправедливого, безумного мира, но сознает, что он его заложник: «Если я начну всем навязывать мой образ жизни, меня точно убьют». И оговаривается: «Не лишайте меня свободы выражать мои мысли».
Он пробыл на президентском посту один срок - таковы законы Уругвая: как ни старайся, властные полномочия все равно истекут через пять лет. Но он оставил о себе добрую память.
При Мухике были национализированы некоторые отрасли промышленности, государство стало вкладывать значительные средства в общенациональные проекты. Правительство взяло под контроль цены на товары первой необходимости, предоставило молодому поколению возможность бесплатно учиться.
Впрочем, Мухика делал и то, что категорически не нравилось блюстителям нравственности. Он легализовал не слишком вредную, по его мнению, марихуану. Зато изгнал из страны сильные наркотики - кокаин и героин. И объявил войну табаку.
Интересно, что на днях заявление об уходе из сената Мухика написал на имя вице-президента страны и председателя парламента Лусии Тополански. «Ну и что тут особенного?» - спросите вы. Но дело в том, что эта дама - жена сеньора Хосе и давняя соратница по политической борьбе. И также скромна, как я уже сказал, и непритязательна в быту.
В округе, конечно, все знают эту пару. Дона Хосе приветливо встречают на улицах, в продуктовых лавках. Порой к нему на кружечку мате заглядывают соседи. В поликлинике Мухика сидит, раскрыв газету, в ожидании своей очереди и не думает «качать права». Вы можете себе представить российского политика, который вот так спокойно идет «в народ» и ведет себя более чем скромно? Я - нет.
Водить машину сеньор Хосе не слишком любит, но иногда садится за руль своего дребезжащего синего «фольсквагена»-«жука» выпуска - страшно сказать! - 1987 года. Это авто он купил еще в бытность президентом. «Живу так всю жизнь», - говорит он, улыбаясь, сидя на старом скрипучем стуле. - Может, я и похож на старого чудака, но это мой выбор».
В этом безумном мире, где во всех странах приближенные к власти, источникам благосостояния, выгодным проектам норовят урвать, украсть, присвоить, этот старый толстяк с ироничным взглядом просто издевательски отвергает эти «радости жизни», бросает вызов мировому общественному мнению!
Но если серьезно, сеньор Хосе Альберто Мухика Кордано достоин памятника - при жизни.
Поговаривают, что, несмотря на преклонный возраст, он не собирается завершать политическую карьеру. И в будущем году намерен вступить в борьбу за пост президента республики.
Но идет во власть не ради власти, а чтобы сделать еще что-то полезное для своей страны и своих граждан.
Уругвайцы уверены: если Мухика снова возглавит страну, в его жизни ничего не изменится. Его по-прежнему можно будет встретить в продуктовой лавке, он будет раскатывать на своем стареньком «фольксвагене» и пить с соседями горячий мате.
Валерий Бурт
специально для «Столетия», 25 августа 2018