Ещё
бывш. СССР и США, в т.ч.
Ср. Азия и США, в т.ч.
Узбекистан Узбекистан открылся Америке
Шавкат Мирзиёев строит стратегический альянс с США
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершает первый официальный визит в Вашингтон, кульминацией которого вчера стала его встреча с Дональдом Трампом. Возвращение Ташкента в список приоритетных партнеров США в Центральной Азии происходит на фоне сближения Вашингтона с другим ключевым игроком на постсоветском пространстве - Казахстаном.
©По теме:
Елбасы при дворе янки ___Президент США Дональд Трамп дал понять, что Вашингтон готов начать отношения с Узбекистаном с чистого листа и говорить с его лидером Шавкатом Мирзиёевым как с другом и партнером
До узбекского лидера с визитом в США побывал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, после чего Астана предоставила свои порты на Каспийском море для транзита американских грузов через территории других бывших советских республик в Афганистан. Вовлечение Ташкента и Астаны в орбиту политики США в регионе становится новым вызовом России и Китаю.
Завершающийся сегодня первый официальный визит Шавката Мирзиёева в США обе стороны называют «историческим». В программу визита помимо переговоров с Дональдом Трампом были включены встречи и переговоры в Конгрессе, Пентагоне, Госдепе и Всемирном банке, по итогам которых будет подписан пакет документов в политической, экономической и военно-технической сферах, включая совместное заявление «Узбекистан и Соединенные Штаты Америки: начало новой эры стратегического партнерства».
Дональд Трамп встретил Шавката Мирзиёева на пороге Белого дома. Пожав руки, президенты зашли в здание. Перед началом закрытой части переговоров американский президент охарактеризовал своего гостя как «очень уважаемого человека в своей стране и за ее пределами». Тот, в свою очередь, объявил, что «отношения двух стран поднялись на совершенно новый уровень».
В ходе визита узбекская делегация подписала целый ряд двухсторонних контрактов, в основном в нефтегазовом и агропромышленном секторе. По словам Шавката Мирзиёева, сумма контрактов составила около $5 млрд.
Отметим, что за последние два десятилетия Ташкент успел побывать в роли как ключевого союзника Вашингтона в Центральной Азии, так и «неблагонадежного режима». «Медовый месяц» в отношениях двух стран начался в 2001 году после начала военной операции США и их союзников в Афганистане. На участие Узбекистана в коалиции во главе с США американский Конгресс тогда выделил $100 млн. В свою очередь, узбекский лидер Ислам Каримов предоставил США право разместить на своей территории авиабазу Карши-Ханабад для обеспечения транзита в Афганистан, а позже поддержал действия США в Ираке. Однако после подавления беспорядков в Андижане в 2005 году отношения двух стран испортились. Конгресс США принял поправку, запрещающую погашение американской задолженности Ташкенту за использование базы Карши-Ханабад. В ответ Узбекистан вначале ввел запрет на ночные полеты для американской военной авиации, а затем и вовсе отказался продлить соглашение об аренде базы Карши-Ханабад. С 2012 года отношения двух стран стали восстанавливаться, но медленно.
Между тем ухудшающаяся ситуация вокруг Афганистана, потребовавшая сохранения военного присутствия США, вынуждает нынешнюю администрацию в Белом доме искать новые пути сближения с соседями Кабула по региону - бывшими советскими республиками. Вновь обратить свое внимание на Центральную Азию Вашингтон побуждает и беспрецедентный конфликт США с Пакистаном, разразившийся после того, как Дональд Трамп обвинил Исламабад в невыполнении союзнических обязательств и пособничестве терроризму, а также заморозил программы помощи ему (см.
“Ъ” от 11 января). Через Пакистан идет основной транзит грузов для операции США и НАТО в Афганистане. И если этот маршрут будет перекрыт, центральноазиатские страны могут вновь оказаться для США незаменимыми.
До визита Шавката Мирзиёева в Вашингтон в январе этого года официальный визит в США нанес президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. А уже в апреле парламент Казахстана ратифицировал протокол о внесении изменений в подписанное в 2010 году двустороннее соглашение, который позволит ВМС США на коммерческой основе использовать порты Курык и Актау на Каспийском море для транспортировки грузов в Афганистан.
Напомним, ранее Россия и центральноазиатские республики (включая Казахстан и Узбекистан) предоставляли свою территорию для транспортировки грузов, предназначенных для контингента США и НАТО в Афганистане (в рамках так называемой Северной распределительной сети). Однако решение казахских властей открыть свои порты для транспортировки создает условия для прокладки нового смешанного маршрута, в ходе которого будет использована как сухопутная, так и морская инфраструктура.
В заключении комитета Сената парламента Казахстана по международным отношениям, обороне и безопасности прямо сказано, что этот дополнительный маршрут понадобился в связи с проблемами, возникшими с основным транзитным путем: «Основной маршрут материального обеспечения контингента в Афганистане проходит через Пакистан, однако в связи с военно-политической нестабильностью и существующими разногласиями в двусторонних отношениях американской стороной прорабатывается альтернативный маршрут с территории Азербайджана через Каспийское море на Казахстан (порты Актау и Курык) и далее железнодорожным транспортом на Узбекистан и Афганистан».
«Еще полгода назад Центральная Азия выглядела забытым регионом для США. Однако с тех пор ситуация резко изменилась»,- пояснил “Ъ” директор проекта по азиатской безопасности ПИР-Центра Вадим Козюлин. По словам эксперта, новым общим делом для США и бывших советских республик становится создание еще одного транзитного пути в Афганистан. «Это маршрут недешевый и технически сложный, но ставший возможным после того, как Казахстан, к удивлению своих соседей, открыл США доступ к своим портам»,- говорит Вадим Козюлин.
«Активизация американской политики в Центральной Азии помимо создания дополнительного пути афганского транзита преследует еще одну, далеко идущую цель. Это игра не только против России, но и против Китая»,- пояснил “Ъ” гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, по мнению которого «действия США можно считать реакцией на расширение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС.- “Ъ”), которая пытается выйти за рамки региона».
Опрошенные “Ъ” эксперты в Ташкенте и Астане по-своему расставляют акценты. «Лучший способ играть в большую игру - это в нее не играть. Сближение Ташкента и Вашингтона - это не балансирование между великими державами, а проявление независимой внешней политики, к которой стремятся не только Узбекистан, но и другие среднеазиатские государства»,- пояснил “Ъ” директор узбекского негосударственного исследовательского учреждения «Билим карвони» Фарход Толипов.
Директор базирующейся в Астане консалтинговой компании «Группа оценки рисков» Досым Сатпаев высказывается более резко. «Узбекистан перестает видеть в России прежнего игрока: сказываются и фактор санкций, и общая нестабильность российской экономики. Кроме того, Ташкент беспокоит, что Россия отдает предпочтение геополитическим соображениям, а не экономическому прагматизму. Такие же настроения и в Казахстане»,- отмечает он.
Собеседник “Ъ” в госструктурах РФ между тем говорит, что в Москве «спокойно» относятся к визиту президента Узбекистана в США. «С точки зрения Ташкента, такая поездка полезна для восстановления отношений с Вашингтоном. При этом узбекская сторона понимает, что США остались в Афганистане неслучайно, что позволяет им деструктивно влиять на обстановку в регионе»,- убежден собеседник “Ъ”. По его словам, рассуждая об угрозе терроризма, США «пытаются под шумок создавать проблемы России, Китаю и Ирану». «В экономическом плане американский инвестор еще долго будет присматриваться к Центральной Азии. В отличие от российских и китайских компаний, ему требуются почти стерильные условия и высокий платежеспособный спрос, с которыми в регионе есть проблемы. Более того, развивая экономическое сотрудничество с Узбекистаном, США рассчитывают на уступки в военной сфере и области безопасности, что лишь усилит уязвимость партнеров США,- продолжает собеседник “Ъ”. И добавляет: - Узбекская дипломатия не настолько наивна, чтобы не видеть этих рисков».
Сергей Строкань, Кирилл Кривошеев, Елена Черненко
«Коммерсантъ, 17 мая 2018