Ещё
геополитика ШОС, в т.ч.
съезды «Прокитайский характер интеграции»: В чьих интересах развивается ШОС?
Эксперты подвели промежуточные итоги работы Шанхайской организации сотрудничества
Несмотря на успехи стран Шанхайской организации сотрудничества в укреплении региональной безопасности, страны-члены ШОС пока не смогли перейти к системному подходу в разработке интеграционных экономических проектов.
©Ещё
империализм Китая, в т.ч.
союзничество с Россией Второй Сочинский форум евразийской интеграции «Перспективы развития и укрепления Шанхайской огранизации сотрудничества»
Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом 17 апреля заявил основатель и руководитель Аналитической группы «Центральная Евразия» (Узбекистан) Владимир Парамонов на Втором Сочинском форуме евразийской интеграции «Перспективы развития и укрепления Шанхайской организации сотрудничества».
«Никакого чётко организованного системного экспертно-аналитического и тем более научного сопровождения проектов в рамках ШОС, в том числе инфраструктурных, нет. Нет проработанности проектов с точки зрения системного подхода. Он может быть выгоден с экономической точки зрения, но разрушает социальную сферу конкретных стран. С расширением ШОС (принятием Индии, Пакистана) указанные проблемы, ещё более усилились», - заявил Парамонов.
По его словам, такая проблема наблюдается в подавляющем числе стран-участниц ШОС, многие решения исходят по существу из краткосрочных интересов, но при этом декларируются как полноценные проекты. При этом говорить о по-настоящему долгосрочном планировании всех интеграционных мер можно, по его мнению, лишь в Китае.
«В Китае эта формула действует. У них сотни центров работают по той же Центральной Азии, по проекту «Один пояс - Один путь»… везде огромные финансовые ресурсы, множество экспертов за последние десять лет. У остальных стран этого нет - дыра», - указал он.
«На мой взгляд, мы должны думать об аналитическом сопровождении проектов. Межгосударственные проекты исследовательские нужны. И если этого делаться не будет, то те проекты, которые продвигаются сегодня, будут носить чисто прокитайский характер и реализовываться в интересах Китая», - полагает Парамонов.
Директор Центра Восточной Азии и ШОС, МГИМО МИД РФ Александр Лукин, в свою очередь, вовсе отметил, что экономические успехи в рамках ШОС вовсе незаметны.
«Когда отчитываются об экономическом сотрудничестве, чиновники говорят о двухстороннем сотрудничестве и выдают это за работу ШОС. ШОС создаёт определённые условия для двухстороннего сотрудничества. Однако ведётся много разговоров, обсуждается более 15 лет идея создания механизма финансирования в виде банка. При этом Банк БРИКС был создан, а в ШОС ничего такого по-прежнему не существует», - отметил он.
В этой связи он отметил, что Китай выдвинул идею Шёлкового пути в том числе и по той причине, что в рамках ШОС государства не предприняли достаточно активных встречных шагов, в результате чего Пекин решил взять инициативу на себя.
Наибольшие же успехи ШОС наблюдаются в сфере безопасности - проводятся регулярные совместные учения, идёт борьба с терроризмом, действует региональная антитеррористическая структура организации в Ташкенте, благодаря чему страны-члены ШОС активно обмениваются информацией и координируют свои действия. Впрочем, в сфере международной политики большую работу только предстоит сделать, поскольку страны ШОС достаточно непоследовательно и неуверенно реагируют на действия Запада - о чём можно судить, например, по позиции в свете последней атаки США в Сирии
«В Совбезе ООН проинструктировано было не голосовать против. И Китай, и Пакистан воздержались… В вопросе того, как защищать международное право, есть возможности для совершенствования», - отметил Лукин.
Участники форума отметили необходимость укрепления безопасности стран ШОС и сопредельных государств, в связи с чем особая озабоченность была высказана в связи с ситуацией в Афганистане. В частности, первый заместитель председателя Мешрано Джирги Парламента Афганистана Изидьяр Мохаммад Алам отметил, что проблему невозможно решить чисто военными методами, а потому остановить разрастание террористической угрозы в Центральной Азии возможно только с помощью межрегиональной интеграции, усилий всех стран региона и мира на достижение устойчивого развития. Советник министра иностранных дел, ранее генеральный директор Института политических и международных исследований (IPIS) МИД ИРИ Мусави Сейед Расул заявил о том, что Иран имеет наиболее успешный опыт борьбы с терроризмом среди государств ШОС и предложил сосредоточить деятельность стран организации на обмене опытом в этом направлении.
В свою очередь, декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова Виталий Третьяков отметил, что ключевая ошибка стран ШОС заключается в том, что они не могут выработать единую политику в сфере коллективной безопасности. Соответствующие решения должны сопровождаться ликвидацией военных баз и военных структур третьих сил, не имеющих отношение к ШОС, считает политолог.
«Единственный кто может стоять выше - только ООН», - отметил он.
В перспективе страны ШОС должны быть ориентированы на объединение юридических и дипломатических служб, чтобы постепенно формировать базу для возникновения структур, которые могли бы заменить собой дискредитировавшую себя Организацию Объединённх наций.
«Я вижу ШОС как одну из региональных альтернатив ООН, которая потом, объединившись с другими аналогичными структурами, создаст новый аналог Организации Объединённых наций», - добавил Третьяков.
17 и 18 апреля проходит Второй Сочинский форум евразийской интеграции «Перспективы развития и укрепления Шанхайской огранизации сотрудничества». В нём принимают участие около 200 представителей 17 стран - членов ШОС, стран-наблюдателей, а также стран-партнёров по диалогу, в том числе из России, Китайской Народной Республики, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Пакистана, Афганистана, Индии.
На страже собственных интересов / Фрагмент из к/ф «Выход Дракона». Реж. Роберт Клауз. 1973. США - Гонконг
«Романтизм закончился»: Китай использует проблемы России в своих интересах
На Втором Сочинском форуме евразийской интеграции обсудили проблемы экономического сотрудничества России и Китая
Завышенные ожидания на сотрудничество с Китаем, господствовавшие в период введения первых антироссийских санкций в 2014 году, не оправдались. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом 17 апреля заявил президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов на Втором Сочинском форуме евразийской интеграции «Перспективы развития и укрепления Шанхайской организации сотрудничества».
©«Сейчас мы смотрим более прагматично на эту историю, потому что в 2014 году, наверное, романтизма было больше относительно партнёрства с Китаем. И несмотря на то, что есть очевидные успехи и результаты, список проблем тоже довольно обширный», - заявил Симонов.
В случае с Китаем в пользу взаимовыгодного сотрудничества играет сразу множество факторов: это и общее стратегическое движение России на Восток, и рост экономики Китая, который уже несколько лет является крупнейшим импортёром нефти в мире, но при этом имеет крайне незначительную для такой экономики долю газа в энергобалансе из-за «больших перекосов в сторону угля».
В этой связи уровень потребления газа будет расти объективно по экологическим, экономическим и логистическим причинам. А экспорт нефти в Китай уже перевалил за 50 млн тонн, что представляет приличный показатель при общем экспорте по прошлому году в 267 млн - в итоге по 2017 году доля азиатского рынка в российских поставках составила уже 29%, констатировал эксперт.
«Казалось бы, здесь мы объективно могли бы найти общие интересы. У нас большая граница, мы способны организовывать поставки без посредников. Мы знаем на собственном опыте и догадывается Китай, что может произойти с поставками, если транзитные риски довольно сильные. Россия готова осуществлять такие поставки, минуя все эти проблемы - всё, что мы имеем с Западом сегодня в виде Украины, здесь даже предпосылок таких нет», - отметил Симонов.
«В этом плане у нас есть в чём отчитаться. Но нельзя сказать, что всё беспроблемно. Это в целом отражает ту ситуацию, которую мы имеет в этом непростом мире», - продолжил он.
По его словам, Китай ясно дал понять, что собирается из сложившейся международной ситуации «получить определённые преимущества».
«Для нас это может быть и ожидаемо, но, возможно, не до конца было понято, когда мы рассчитывали на то, что сложности с Западом будут компенсированы более быстрым диалогом с Китаем. Вместо этого это воспринимается Китаем как возможность дополнительно получить какие-то выгоды от тех трудностей, с которыми мы сталкиваемся», - отметил эксперт.
Прежде всего это касается вопроса доступности финансовых ресурсов.
«Не секрет, что Китай располагает излишком финансов, а у нас есть определённый дефицит. Когда первые санкции были наложены на финансовый сектор, были ожидания в 2014 году, что нет никаких проблем, и Китай нам точно даст эти деньги, мы теперь эти кредитные ресурсы получим. Однако хотя Китай, конечно, был готов дать эти деньги, процентная политика оказалась не слишком гуманной. И многие нефтяные компании честно признают, что даже в условиях санкций им дешевле занимать на Западе, потому что все возможности для этого всё равно не перекрыты», - пояснил Симонов.
«В этом плане посмотрите, где Газпром размещает свои облигации. Буквально недавно, уже после истории со Скрипалём, они были размещены в Лондоне, и спрос на газпромовские облигации в три раза превышал предложение. В этом плане по-прежнему процентная ставка была достаточно низкая, и евробонды никакими чинобондами не заменились в реальности», - привёл он пример.
Впрочем, не меньшие трудности и возникают с расплатой по уже полученным кредитам. Самое известный пример - «китайская предоплата» Транснефти и Роснефти (в счёт предыдущих поставок).
«Это большие суммы, и интересные новости последних дней заключаются в том, что Транснефть подписала соглашение со Сбербанком о получении кредитной линии, которая будет покрывать тот кредит, что был получен Китаем», - указал Симонов.
«Это означает, что Транснефть получила у российского банка деньги, которые позволяют ей финансировать кредит, который они дали Китаю. Это при том, что у Транснефти со Сбербанком был недавно суд, и у них непростые, сложные отношения. Однако оказалось, что нашим госкомпаниям проще договориться и получить деньги в условиях, когда наши банки не могут получать под низкий процент деньги задёшево на Западе», - пояснил он.
Наконец, не оправдались ожидания и в отношении китайской инвестиционной активности.
«Есть, безусловно, крупные положительные примеры. Я бы видел истории с Ямал-СПГ и «Роснефтью». Но сказать, что у нас массовое наблюдается шествие китайских инвесторов по российским проектам, не приходится», - отметил экономист.
Самая показательная история была с продажей китайцам «Ванкорнефти» - «Роснефть» предлагала купить долю практически готового проекта, однако даже несмотря на это Китай в проект всё равно не вошёл. История с «Роснефтью» также оказалась совершенно неожиданной. Сделка по продаже пакета в 14% акций «Роснефти» китайской нефтяной компании CEFC всё ещё не свершилась.
«Я думаю, что если в итоге китайцы и войдут в акционерный капитал «Роснефти», это будет обставлено рядом условий, потому что многие забыли, что когда изначально велись переговоры и Китай рассматривался как потенциальный покупатель, уже тогда он выдвигал дополнительные условия по особому статусу в совете директоров, по дополнительным местам. И это уже тогда вызывало настороженное отношение», - полагает эксперт.
Наконец, было много ожиданий и от совместной кооперации по сервисному бизнесу с Китаем. Когда санкции были только введены, у российских промышленников были особенно большие опасения за сервис - в этой отрасли доминируют американские компании и компании с американскими акционерами, в то время как в повестке дня стоял ввод в разработку месторождений с абсолютно иными технологиями производства нефти.
Однако кооперации так и не сложилось - наоборот, Китай в одностороннем порядке лоббирует интересы собственных производителей, что идёт вразрез с интересами национальной промышленности России. То же касается и иных отраслей обрабатывающей промышленности, трубостроения и машиностроения, констатировал он.
«Китай с удовольствием готов поставлять нефтегазовое оборудование… но многие российские производители жалуются на это. Они говорят, что в машиностроении, трубах - импортозамещение происходит одного импорта другим», - заявил Симонов.
17 и 18 апреля проходит Второй Сочинский форум евразийской интеграции «Перспективы развития и укрепления Шанхайской организации сотрудничества». В нём приняли участие около 200 представителей 17 стран. По итогам мероприятий участники форума приняли итоговую резолюцию, в которой были подтверждены основные принципы работы ШОС, осуждена агрессия США, Великобритании и Франции против Сирии 14 апреля 2018 года и озвучены призывы к всесторонней и солидарной борьбе с международным терроризмом.
© ИА «Regnum», Сочи, 18 апреля 2018