Знать, ткачиха молода?.. Молодее молодых!

Apr 20, 2018 02:19

Ещё старость в России, в т.ч. Мордовия

«Сажусь за станок - и все проблемы куда-то уходят. Когда работаю, словно несколько десятков лет сбрасываю!»
«83-летняя Мария Кудакова - о себе и секретах ткацкого мастерства / Долгожитие

Мария Кудакова из темниковского села Алексеевки 46 лет занимается ткацким ремеслом. Ее работы пользуются большим успехом у жителей района. 83-летней женщине поступает большое количество заказов. За ее ковриками приезжают даже из Саранска. ©Ещё фольклор Мордовии здесь и здесь



Мария Дмитриевна Кудакова
Пенсионерка не может без любимого дела, ей даже по ночам снится ткацкий станок. Если бы не пошатнувшееся с годами здоровье, она могла бы работать круглые сутки. Мария Дмитриевна мечтает найти преемников, которых хочет обучить своему мастерству.
У нее 13 детей, 20 внуков и 12 правнуков, которые живут в разных городах России. За каждого болит сердце. «Сильно переживаю за дочь Любу, которая живет в Донецке. - вздыхает собеседница. - Там до сих пор неспокойно. Она могла бы переехать в Мордовию, но не хочет оставлять большую семью…» Историю своей непростой жизни пожилая женщина рассказала Татьяне Скороходовой.

«Проходите, давненько у меня гостей не было, - улыбается хозяйка журналистам из Саранска. - Посмотрите, как я живу. Все просто, по-деревенски. Вы у себя в городе к другим условиям привыкли». Дом Кудаковой напоминает музей народного творчества. На стенах - красочные панно, на полу - разноцветные коврики, яркие покрывала на креслах. Все это она сделала на ткацком станке, который стоит в самом центре избы. Мария Дмитриевна не может без любимого дела, трудится днем и ночью. За разноцветными ковриками к ней приезжают со всего Темниковского района и даже из Саранска. «Вот эту дорожку для знакомой из соседнего села делаю, - говорит мастерица. - Эта женщина уже заказывала настенный коврик, который ей очень понравился. Многие восхищаются моей работой. Добрые слова греют душу».

Пожилая женщина переживает, что никто из ее близких не хочет учиться работать на ткацком станке. «Молодежь сейчас сильно занята, все спешит куда-то. Со мной сейчас живет 22-летняя внучка. Говорю: «Учись, пока я жива», - а она не слушает… Тут надо время и терпение, а этого у меня с избытком. Ноги уже не слушаются и глаза плохо видят, но работу свою не брошу. Когда со здоровьем бывают проблемы и нет сил, тоскую по любимому делу. Даже во сне вижу станок и разноцветные коврики, которые делала своими руками…»

Она родилась в селе Веденяпино Теньгушевского района. Училась на станке, который сделал отец, когда она была еще ребенком. «Ткать меня учила мама. У нас в деревне этим мастерством владели немногие, хотя такие половики очень ценились. Это был верный кусок хлеба. Радовалась, что могу хоть как-то помочь родительнице, которая в поте лица трудилась в колхозе. После гибели отца на фронте нам пришлось нелегко». После войны Мария с матерью переехала в темниковское село Алексеевку. Здесь встретила свою судьбу - Александра, который работал трактористом в колхозе. «Наши родители очень дружили. Решили, что мы с Сашей будем хорошей парой. Как в воду глядели. Так нас и сосватали. Прожили мы с ним душа в душу 50 лет. Воспитали 13 детей. Одна дочь умерла в возрасте 16 лет. Старшей уже 64 года. Многие разъехались по разным городам России».

Мария Дмитриевна переживает за дочь Любу, которая живет в Донецке. «Там до сих пор неспокойно. Постоянно твержу, что нужно возвращаться на родину, но она не хочет оставлять детей и внуков. Каждый день слушаю новости, и сердце заходится. Выстрелы и взрывы. Неужели люди не хотят жить мирно? Ведь столько уже было невинных жертв!»



___
Каждый день мать молится за своих детей, которых воспитывала в трудах и заботах. Вспоминает, как уезжали с мужем работать в Челябинск и Казахстан, чтобы прокормить большую семью. Там Мария Дмитриевна, истосковавшись по любимому делу, сама соорудила ткацкий станок. Работа доярки отнимала силы и, едва выдавалась свободная минута, она садилась за него… Сколько было радости, когда в 1962 году семья вернулась в Алексеевку! Стали жить в большом доме, который построили своими силами. В тяжелом труде и заботе о детях незаметно пролетали дни. Женщина спала по три часа в сутки. Придя домой, первым делом начинала ткать. Помогали дети. Старую одежду резали на полоски, из которых потом получались красивые разноцветные коврики… «Тогда с нитками были проблемы, не то что сейчас, когда в магазине можно купить все что угодно. Дочь Валентина живет в Иванове, вот уже 44 года трудится на ткацкой фабрике. Присылает мне все необходимое для работы. Там у них нитки дешевле. Когда приезжает, помогает работать на станке. Валя - единственная, кто переняла мое увлечение…»

14 лет назад у Марии Дмитриевны умер муж. Женщина до сих пор не оправилась от удара. И снова выручила любимая работа. «Старый станок развалился, и дети сразу нашли мне новый. Сын недавно привез журнал, где подробно написано, как ткать ковры. И я потихоньку начала учиться. Знаете, как обрадовалась, когда сделала первый ковер… Вот они - на стенах! Люди их видят и просят сделать точно такие. Так что заказов много. Ко мне приезжают со всего района, даже в Саранске обо мне знают. Сажусь за станок - и все проблемы куда-то уходят. Так легко на душе становится! Когда работаю, словно несколько десятков лет сбрасываю. Хотите попробовать? Это только вначале кажется, что трудно…» Мария Дмитриевна с большим трудом садится за станок. Говорит, что с годами ей все труднее это делать без посторонней помощи. Нажимает на подножку и ловко переплетает разноцветные нити. «Я счастливый человек! - говорит пожилая ткачиха. - Дети выросли достойными, меня не забывают. Радуют внуки и правнуки, которые приезжают каждое лето. И самое главное - у меня есть любимое дело!» На прощание мастерица протянула журналистам «С» два лоскутных коврика: «Возьмите, дарю от чистого сердца. Уж больно вы мне понравились. Спасибо, что нашли время навестить меня. И поговорили мы хорошо. Будете смотреть на эти коврики и меня вспоминать!»

Татьяна Скороходова
«Столица С», Мордовия, 22 февраля 2018

жизнь и люди, творчество и промыслы, новороссия, мастер, семья, женщины, поколения, биографии и личности, старость, деревня и село, профессии и умение, народ и элиты, нравы и мораль, поволжье, современность, мордовия, ссср, воспоминания, фольклор, регионы, труд, рабочие и крестьяне, провинция, россия

Previous post Next post
Up