Ещё
Мордовия и поисковики и
Мордовия и ВОВ «Прадед успел передать родным записку, что их везут под Ленинград»
Останки Егора Мелякина захоронят рядом с могилами вдовы и сына
Успешно завершился розыск родных красноармейца Егора Мелякина. Останки уроженца Рузаевского района поисковики обнаружили в конце прошлого года в Ленинградской области. Его родственников искали в Мордовии, а они нашлись в Челябинской области.
© Егор Мелякин
Подробности «возвращения» еще одного солдата Великой Отечественной войны - в материале Алексея Кузнецова.
Воронку с останками двух красноармейцев поисковики отряда «Суворов» из подмосковного города Коломна вскрыли перед Новым годом в Синявинских болотах. Личность одного бойца им удалось установить благодаря смертному медальону, заполненного на имя красноармейца Егора Осиповича Мелякина, 1904 года рождения, уроженца поселка Безводное Рузаевского района. Боец числился пропавшим без вести с осени 1941 года. Второй так и остался неизвестным. Сначала розыском родственников нашего земляка занялась поисковик отряда «Эльтиген» из Керчи Наталья Дзюба. Она связалась с главой рузаевского села Болдово Андреем Васиным, который опросил старожилов, а также обошел всех однофамильцев Мелякина. Но родственников среди них не оказалось. Позже стало ясно, почему попытка не увенчалась успехом.
Эстафету по розыску родных красноармейца подхватили поисковики мордовского отряда «Броня». Обратились к директору Центрального государственного архива Мордовии Николаю Бычкову за разрешением поработать с похозяйственными книгами Болдовского сельсовета с середины 1940-х годов по наше время. Требовались данные о составе семьи Егора Мелякина, наличии детей и возможном их выезде за пределы села. Сотрудники архива пошли навстречу и максимально помогли в разборе сложных жизненных перипетий семьи красноармейца. И, о чудо, нужные сведения отыскались! Сначала была найдена запись за 1963 год о том, что в поселке Безводный проживал сын красноармейца Иван Мелякин 1935 года рождения. В его семье было трое сыновей и дочь, родившиеся в 1950-1960-х годах. А потом, как гром среди ясного неба, обнаружился документ, что вся семья в полном составе, включая вдову бойца Матрену Степановну, в 1964 году выехала в Оренбургскую область. Вот почему родных не оказалось в Болдове!
Новая информация моментально разлетелась по соцсетям. К поиску снова подключилась Наталья Дзюба из Керчи. Она начала розыск и ей было суждено поставить точку. Поисковикам было известно лишь, что Мелякины переехали в Оренбургскую область, регион очень большой. Наталья обратилась к частному детективу. Удача сопутствовала, и через несколько часов выяснилось, что родные красноармейца живут в Челябинской области. Вдовы солдата и сына Ивана давно нет в живых, трое внуков тоже умерли. Лишь единственная внучка Лидия Ивановна Быкова, проживающая в селе Миасское Челябинской области, дождалась вести о найденных останках и медальоне деда. И снова появилась неожиданная информация! У красноармейца Мелякина была еще одна дочь - Ульяна Богдашкина 1929 года рождения. Внучка солдата по этой линии живет в Рузаевке, а внук - в Челябинске.
С большим трудом удалось найти довоенную фотографию Егора Осиповича, на которой он запечатлен со всем семейством. С карточки смотрит немолодой мужчина - худое лицо, настороженный взгляд, глаза наполнены грустью и тоской, словно он уже тогда предполагал свою судьбу… Мелякин работал председателем Болдовского колхоза, вот, пожалуй, и все, что известно о довоенной жизни бойца, павшего при прорыве блокады Ленинграда.
«С детства испытываю особый трепет, когда речь заходит о Великой Отечественной войне, - рассказывает правнучка Евгения Быкова из Челябинской области. - Родные вспоминают, что последний раз видели прадеда в эшелоне, шедшем через Мордовию на фронт. Прадед успел передать родным записку, что их везут под Ленинград. А потом на многие десятилетия наступило полное забвение, из архивов поступали только сухие отписки: «пропал без вести», «в списках не значится»… Часто смотрю кадры военной хроники и всякий раз думаю: вот покажут Егора Осиповича, а я его даже не узнаю, и так становилось горько на душе. Мне практически ничего не известно о прадеде, но мое сердце всегда переполняла гордость, что он воевал и погиб за Родину. 9 мая прошлого года я присоединилась к акции «Бессмертный полк» и прошла с табличкой, на которой было написано «Мелякин Егор Осипович». Шла в колонне и представляла себе, что он шагает рядом со мной. День, когда нам сообщили, что найдены останки Егора Осиповича, надолго останется в моей памяти, как один из самых счастливых. Моя мама, его внучка, расплакалась от вести, что дед нашелся… Кстати, ночью накануне известия мне приснилась бабушка, которая была чем-то взволнована и очень довольна…»
Родные приняли решение похоронить прах красноармейца и его неизвестного товарища в Челябинске - рядом с могилами вдовы Матрены Степановны и сына Ивана Егоровича.
Кстати
Осенью 2011 года поисковики отряда «Броня» на скатах высоты Безымянная в урочище Васильки Зубцовского района Тверской области обнаружили огромную воронку от авиабомбы с останками 94-х красноармейцев 1 101-го стрелкового полка 326-й стрелковой дивизии, сформированной в Мордовии. Среди тех, кого удалось опознать, был уроженец села Студенец Зубово-Полянского района Козин Алексей Григорьевич, 1904 года рождения. Записка с его данными хранилась в гильзе от патрона. Военнослужащий числится пропавшим без вести с февраля 1943 года. Жена бойца Козина Мария Акимовна, 1907 года рождения, после войны также жила в селе Студенец. В 2012 году останки солдата были похоронены в тверской земле.
Семь лет поисковики безуспешно пытаются найти родных красноармейца. Недавно в похозяйственных книгах Зубово-Полянского района, хранящихся в государственном архиве Мордовии, обнаружились дополнительные сведения о родных красноармейца, дающие новый шанс найти его родственников. Выяснилось, что до войны Алексей Григорьевич работал объездчиком на станции Свеженькая. На фронт ушел, оставив дома двух сыновей - Александра, 1924 года рождения и Василия, 1926 года рождения. В 1947 году у Александра родилась дочь Нина, а в 1949 году - сын Виктор. Судьба их неизвестна. Также не удалось ничего найти о семье сына Василия Алексеевича.
«Столица С» просит откликнуться родных красноармейца по телефону 8 927 642-19-06 (Алексей).
Алексей Кузнецов
«Столица С», Мордовия, 10 марта 2018