Ещё
патриотическое воспитание «Это коллективный труд»
Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный объяснил Ольге Филиной важность закона «О патриотическом воспитании»
В Госдуму внесен законопроект «О патриотическом воспитании», принять его планируют уже весной.
©Ещё
«Закон о российской нации» и ещё
«Закон о российской нации» Любовь детей к армии, по мысли депутатов, ключевое мерило патриотизма / Фото: Кристина Кормилицына
Кто и как нас теперь будет воспитывать, выяснял «Огонек».
В апреле прошлого года "Огонек" писал о буме на патриотические инициативы (
N15, 2016 год). Тогда сразу две группы депутатов (под руководством Виктора Водолацкого, зампредседателя комитета ГД по обороне, и Анатолия Выборного, зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции), а также инициативные сенаторы занялись подготовкой закона, который бы научил нас родину любить. На каком-то этапе группы объединились (не зря же все из "Единой России") и вот в середине ноября представили синтез своих мыслей о патриотизме. Законопроект "О патриотическом воспитании в Российской Федерации", собравший в итоге 48 подписей единороссов, предполагает появление в стране целого набора образовательных практик, охватывающих детей и молодежь всех возрастов и прививающих им любовь к Отечеству.
В итоговом документе депутаты дали определение как понятию Отечества ("Россия, родная для человека, социальной, национальной или региональной общности людей страна, принадлежность к которой они воспринимают как необходимое условие своего достойного существования и полноценной самореализации"), так и понятию патриотического воспитания ("систематическая и целенаправленная деятельность, основанная на социокультурных, духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, которая направлена на развитие личности, создания условий для самоопределения и социализации граждан, формирования у них патриотического сознания, чувства верности России, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отечества").
Не обошли стороной и оргвопросы: науку о патриотизме будут развивать специальные "научно-методические центры на базе образовательных учреждений", а преподавать ее планируется "на всех уровнях образования, обеспечивающих возможность формирования гражданами ценностных ориентаций и установок в течение всей жизни". Отдельной статьей в законе значится "организация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне"".
Финансирование воспитания, как предполагает законопроект, будет идти самыми разными способами - и напрямую из федеральных/региональных бюджетов, и через гранты, и путем предоставления льгот/субсидий организациям-патриотам. Заметим, стоимость реализации уже принятой в стране госпрограммы патриотического воспитания граждан оценивалась в 2 млрд рублей, однако под действием думской инициативы ценник с большой вероятностью возрастет. На это недвусмысленно намекают и сами депутаты, считающие своим долгом "создание конкретных условий для проявления патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного и воинского долга гражданами".
Каких условий "для проявления патриотизма" нам стоит ждать и каких конкретно проявлений от нас ждут, "Огонек" узнал у соавтора законопроекта - Анатолия Выборного, зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции.
Анатолий Выборный
- Насколько известно, в Госдуме существовало несколько групп, работавших над законом о патриотизме. Как вам удалось договориться и написать общий законопроект?
- Сложностей это не вызвало. Получилось как: я автономно шел в своем направлении, мой коллега Виктор Водолацкий - в своем, потом через СМИ мы узнали, что оба думаем о патриотизме. Встретились, объединили усилия, получили результат.
- Почему тема патриотизма показалась вам актуальной?
- На сегодняшний день в ряде субъектов РФ есть свои законы, постановления правительств, касающиеся патриотического воспитания. И каждый субъект по-своему определяет политику в данной сфере. Хотя очевидно, что каждый житель нашего государства, вне зависимости от того, где он проживает и обучается, должен одинаково понимать, что значит быть патриотом и в чем отличие патриотизма от национализма. Поэтому, если мы единых правил патриотического воспитания не создадим, каждый субъект РФ будет жить по своим. Это как если бы в каждом субъекте были свои правила дорожного движения: в Москве ехали бы на зеленый свет, в Твери - на желтый, а в Казани - на красный. В такой ситуации лебедь, рак и щука были бы лучшей командой единомышленников. Мы же как раз предлагаем единую терминологию, общие правила игры. Это актуально.
- А если говорить о ценностном содержании "общих правил", на что вы ориентировались?
- Мы берем лучшее, что было в дореволюционной России, в советское время на этот счет, и таким образом восстанавливаем духовные скрепы нашего народа.
- Какой орган власти, по вашему мнению, должен отвечать за патриотическое воспитание? И как будет наказываться неисполнение закона?
- Мы определенные вещи делегируем правительству РФ. Именно оно будет принимать подзаконные акты и решит уже, какой орган будет ответственным за реализацию государственной политики в области патриотического воспитания. Будет ли это Минобрнауки, или Минкультуры, или в каком-то аспекте Минобороны, или федеральное агентство - я не знаю. Конечно, на этот орган возложат полномочия и обязанности по проведению комплекса мероприятий в рамках патриотического воспитания, он же будет отвечать за исполнение работы.
- Какие суммы потребуются на реализацию закона?
- В нашем законопроекте мы не прописывали специального финансирования. Для этих целей будет использоваться то финансирование, которое выделяется, прежде всего на патриотическое воспитание, по существующим федеральным и муниципальным программам. Очень важное направление деятельности, предусмотренное нашим законом,- это создание научно-методических центров на базе образовательных учреждений. Сегодня такие центры уже появляются, но важно, чтобы была единая правовая площадка для их работы. Чтобы каждый гражданин нашей страны мог обосновать, например, чем отличается патриотизм от национализма. Это должно быть азбучное знание.
- В вашем законопроекте вы предлагаете азбучные определения основным понятиям: отечество, патриотизм, патриотическое воспитание. Кто их составлял, каким образом рождались формулировки?
- Это коллективный труд. Было множество заседаний, с привлечением экспертов, ученых, представителей разных религий. Законопроект - это то лучшее, что мы смогли отобрать из их мыслей более чем за год. Что касается терминологии, то это была очень ответственная работа, мы пытались деликатно заложить в определениях те ценности, которые позволят подрастающему поколению идти по тому направлению, которое веками формировалось на территории нашего многонационального государства. Я - депутат от Москвы и в рамках подготовки этого законопроекта неоднократно проводил совещания в ЮЗАО и ЮАО с ветеранскими организациями, учителями, студентами, представителями "Молодой гвардии", муниципальными депутатами и школьниками. Но, конечно, основной акцент делался на научное сообщество и ветеранские организации. Для них эти обсуждения были как лучик света из прошлого в будущее. Понимаете, если в советское время в автобус заходил старший по возрасту, то мы тут же уступали ему место. Законопроект направлен на формирование у наших граждан, прежде всего молодежи, уважительного отношения к историческому и культурному прошлому России; гордости за героические подвиги наших отцов и дедов. Ведь не так давно мы сами бежали в военкомат, чтобы уточнить, когда нас призовут в армию. Мы искренне хотели стать настоящими защитниками нашей Родины. Причем это был не фарс, не поддельное и не показное. Это у нас было внутреннее убеждение, что каждый должен отслужить срочную службу, отдать долг своему Отечеству. Эти и другие духовно-нравственные ценности мы хотим не только сохранить, но и передать тем, кто будет после нас.
- Помимо уважения к старшему поколению и армии, может ли патриотическое воспитание прививать гражданские добродетели, скажем, уважение к закону, суду, частной собственности?
- Конечно, может. Ведь настоящий патриот не будет, например, вымогать взятку, воровать, злоупотреблять данной ему властью, предавать интересы своего государства в том числе. Для настоящего патриота всегда будут на первом месте права и законные интересы как конкретного человека, так и в целом общества и государства.
Отечество всегда в опасности
Цитата
То, что не представляет труда для депутатов - дать определение понятиям "Отечество", "патриотизм",- вызывает множество споров у ученых. Филолог Ирина Сандомирская, профессор Центра балтийских и восточноевропейских исследований Университета Седертерна (Швеция) "из попытки создать словарные дефиниции для существительных Родина, Отечество, Отчизна" вышла на написание целой книги, которую так и назвала "Книга о Родине". Наиболее интересные изыскания ученого приводит "Огонек"
©Дискурс о Родине, ее мифологемы и сакральные символы, ее ритуалы и культовые практики - это прямой результат того, что Вальтер Беньямин в 1934 году назвал "эстетизацией политики". Родина представляет собой идеал красивого и любимого сообщества - в отличие от идеала сообщества прозрачного и рационального, которым является гражданское общество. Родина - это не "место" и не "вещь". Будучи продуктом культурного конструирования, она есть прежде всего "сюжет".
В русской культурной истории ситуации полной поглощенности культуры "русскими идеями" и отрицания универсалистских ценностей уже наблюдались не раз. В конце XX века, так же как это было и в конце XVIII, и в конце XIX столетий, "Россия" и "русскость" - самые животрепещущие темы, самые интересные и неразрешимые загадки, нечто чудесное и недоступное рациональному истолкованию, объекты веры, любви, гордости и надежды.
Имя Святая Русь, согласно М. Чернявскому, никогда не употреблялось в документах официальной власти допетровской России, хотя именно там, в качестве термина официальной концепции Москвы как Третьего Рима, его скорее всего и можно было бы ожидать. Тем не менее за пределами языка официальных документов, в культуре образованных людей того времени это сочетание употреблялось, причем не в порядке риторической инновации, а именно как цитата, как припоминание какого-то более раннего, идеального состояния русской культуры.
Сам миф об Отечестве постоянно ссылается, в порядке самообоснования, на 1612 год, однако конструкцию Отечества мы все же, вслед за Ю.М. Лотманом, отнесли бы к более позднему времени.
Согласно Лотману, Петр вводит термин "Отечество" для обозначения империи, а термин "служение Отечеству" - для обозначения государственной службы, то есть для передачи принципиально новой схемы распределения функций и ролей в государственном устройстве. М. Чернявский в своей хронике идеологии русского самодержавия отмечает, что по поводу успешного дворцового переворота, в ходе которого был убит Петр III и возведена на престол Екатерина Великая, императрица приказала выбить коронационный медальон с надписью "За спасение Веры и Отечества". Н.И. Греч вспоминает в своих мемуарах - и об этом также упоминает Чернявский,- что и в царствование Павла недовольство дворянства введением "прусских образцов" выражалось в разочаровании по поводу запрета на употребление слова "Отечество". Со свойственной ему прямотой Павел требовал называть вещи своими именами и Российскую империю именовать не Отечеством, а государством. Как пишет в своих воспоминаниях Греч, запрет на имя "Отечество" дворянство ощущало как иносказание, сигнализирующее ограничение его (дворянства) политических прав.
"Исконно русское" - это тема, которая появляется в русском дискурсе на пике классицизма. Под знаком "исконно русского" вырабатывается и литературный язык, и представление о поэтической традиции, и дискурс истории.
"Рассуждение о любви к отечеству" было опубликовано A.C. Шишковым буквально накануне начала войны 1812 года, дозволение к печати датировано 12 декабря 1811 года. Об обстоятельствах, связанных с этим текстом, подробно рассказывается в его автобиографических записках. "Высокая поэзия" шишковского Отечества сразу была истолкована в прагматическом плане: "Весною в 1812 году Государь призывает меня к себе и говорит: "Я читал рассуждение твое о любви к Отечеству. Имея таковые чувства, ты можешь ему быть полезен. Кажется, у нас не обойдется без войны с Французами; нужно сделать рекрутский набор; Я бы желал, чтобы ты написал о том Манифест"".
Как известно, Шишков имел конкурента на место государственного секретаря. Это был Н.М. Карамзин, автор другого рассуждения о любви к Отечеству (1802). Карамзин "выводит" любовь к Отечеству и долг служения ему из той "философии, которая основывает должности человека на его счастии". Карамзин пишет: "Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, и личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма".
Мы увидим далее, что нет ничего более далекого от заботы о "счастии человека", чем официальная доктрина Отечества, которая вошла в тезаурус русской культуры благодаря Шишкову. Шишков понимал "любовь к собственному благу" и "личное самолюбие" как злостные измышления безбожного французского индивидуализма. Именно эти черты он приписывал Наполеону как высшему и закономерному порождению гордыни разума. Если бы выбор государя в свое время пал на Карамзина, Родина, как мы знаем и любим ее сейчас, была бы совсем другой. Однако Карамзин отказался от должности статс-секретаря, а в риторике Шишкова власти увидели большую "народность", а следовательно, и большие возможности в плане рекрутского набора, чем у Карамзина.
В качестве государственного секретаря, с поста которого он вместе с Аракчеевым сместил либерального Сперанского, Шишков удачно использовал изобретенный им самим язык прославления Отечества в официальных документах власти - императорских манифестах и указах 1812-1814 годов. "Ложное умствование" - порождение "суемудрия", то есть западной философии, по Шишкову,- препятствует любви к Отечеству по той причине, что Отечество претендует на роль религиозной доктрины и конструируется Шишковым как светская церковь. Более того, в интересах отечества он позволяет себе прямую ревизию евангельской заповеди "Не убий": "вера, которая во всяком другом случае велит нам и малейшую каплю крови человеческой щадить <...> сей Ангел кротости и милосердия, ополчает руки наши и повелевает нам проливать свою и чужую кровь, когда дело идет о спасении и защите Церкви и Отечества". Сконструированное таким образом Отечество - всегда в опасности, такая Родина-Мать - всегда зовет. Милитаризм - не следствие, а конституирующее условие дискурса об Отечестве, равно как и сам дискурс об Отечестве - это мифологический нарратив о "локальном апокалипсисе".
Источник: Ирина Сандомирская, "Книга о Родине", Вена, 2001 год
Беседовала Ольга Филина
«Коммерсантъ-Огонёк», №46, стр. 8, 20 ноября 2017