Выбор между Севером и Югом... в Киргизии / Это настоящие выборы...

Oct 14, 2017 13:52

Ещё геополитика ЕАЭС, в т.ч. Киргизия

Киргизия: клановый фактор
Президентские выборы могут дестабилизировать обстановку в республике / Зарубежье

15 октября в Киргизии состоятся президентские выборы, в которых действующий президент Алмазбек Атамбаев по конституции принимать участия не может. ©Ещё выборы в бывш. СССР, в т.ч. Ср. Азия, в т.ч. Киргизия



___
Между кандидатами на пост президента развернулась нешуточная борьба, которая по мере приближения даты выборов угрожает перерасти в очередную революцию.
В киргизской политике, как и в других республиках азиатской части бывшего СССР, важную роль играет клановый фактор. В географическом и этнокультурном плане республика делится на два больших региона - более модернизированный «европейский» север, где проживает большая часть славянского населения, и «традиционный» юг, где велико влияние различных исламских течений. На выборах север представляет лидер парламентской фракции «Республика-Ата-Журт» Омурбек Бабанов, а юг - кандидат от правящей Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК) Сооронбай Жээнбеков. Противостояние северных и южных кланов во многом является борьбой за выбор пути развития, по которому пойдет республика.


В отличие от большинства государств Средней Азии выборы в Киргизии являются настоящей, а не мнимой борьбой кандидатов, обладающих собственными ресурсами влияния.
Действующий президент А. Атамбаев в качестве своего «официального» преемника выбрал премьер-министра Сооронбая Жээнбекова, который является его давним соратником по СДПК. Однако в лидеры предвыборной гонки по последним данным фактически выбился Омурбек Бабанов. Перспектива его избрания президентом действующие власти отнюдь не устраивает. Нарастающие противоречия угрожают перерасти в общественно-политический кризис и обернуться еще одной, третьей по счету после распада СССР киргизской революцией.

Судя по всему, Россия однозначного выбора в пользу одного из кандидатов не сделала. Более того, с началом предвыборной кампании в российских СМИ стали появляться материалы о том, что С. Жээнбеков тесно связан с арабскими странами Персидского залива. Есть мнение, что в случае, если он станет президентом, в Киргизии может усилиться влияние радикального ислама, ситуация с распространением которого и без того оставляет желать лучшего. «Фергана.ру», например, неоднократно писала о том, что родной брат кандидата в президента Жусупбек Шарипов, который является послом Киргизии в арабских государствах Персидского залива, имеет тесные связи с их правящими кругами, активно продвигающими ваххабитскую версию ислама.

Информацию о связях С. Жээнбекова с исламистами публиковали и киргизские СМИ. 11 сентября его штаб даже обратился в суд с иском о защите чести и достоинства по поводу статьи бывшего депутата Кабая Карабекова, опубликованной интернет-ресурсом 24.kg. В ней утверждалось, что российские власти тревожат данные о связях братьев Жээнбековых с радикальными арабскими организациями. Сведения об этом С. Жээнбеков потребовал признать не соответствующими действительности, а 24.kg - лишить аккредитации на выборах. Но лишать агентство аккредитации все же не стали. Скандальный материал с сайта был удален, а С. Жээнбекову издание предложило бесплатные площади для размещения материалов.

Об обострении предвыборной ситуации свидетельствует неожиданный визит А. Атамбаева к В. Путину, который состоялся 14 сентября.
О целях визита сайт киргизского президента ничего не сообщает, ограничившись упоминанием о том, что обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений. На деле же речь, скорее всего, шла об избирательной кампании, ход которой А. Атамбаева не устраивает. Но по целому ряду экспертных оценок визит оказался неудачным. Однозначной поддержки С. Жээнбекова А. Атамбаеву добиться не удалось, и Москва по-прежнему воздерживается от явной поддержки одного из кандидатов. По крайней мере, никаких заявлений о поддержке С. Жээнбекова из Кремля по итогам переговоров не последовало.

Резкую реакцию в Бишкеке вызвала и состоявшаяся 19 сентября встреча О. Бабанова с Н. Назарбаевым. На следующий день временный поверенный в делах Казахстана в Кыргызской Республике Р. Карибжанов был вызван в МИД Киргизии, где ему по этому поводу была вручена нота протеста. Казахстанский МИД в ответ отметил, что за месяц до этого - 14 августа Н. Назарбаев встречался и с Сооронбаем Жээнбековым, однако эта встреча никакого протеста у официального Бишкека почему-то не вызвала. Столь острая реакция киргизских властей на «внешнеполитические успехи» О. Бабанова показывает, что с избранием С. Жээнбекова дела обстоят далеко не так гладко, и необходимой поддержкой среди государств-партнеров Киргизии по ЕАЭС и ОДКБ возможный преемник А. Атамбаева пока не обладает.

Рост популярности О. Бабанова вынуждает власти активно использовать административный ресурс. 21 сентября о планах задействовать его написала на своей станице в Facebook депутат парламента от СДПК Ирина Карамушкина. Так, 25 сентября поддержать кандидата от СДПК потребовал от подчиненных генеральный директор «Киргизских железных дорог» Алмазбек Ногойбаев. В конце сентября генеральная прокуратура возбудила уголовное дело в связи с появлением видеозаписи, на которой студентов Кыргызской государственной юридической академии заставляют зарегистрироваться на избирательном участке при вузе и проголосовать за С. Жээнбекова.

30 сентября киргизские силовики арестовали сторонника Омурбека Бабанова депутата парламента Канатбека Исаева. Его обвиняют в подготовке государственного переворота.
Генеральная прокуратура возбудила против К. Исаева дело по статьям «приготовление к преступлению», «массовые беспорядки» и «насильственный захват власти или насильственное удержание власти». В сообщении прокуратуры утверждается, что вместе с предстателями криминалитета он готовил массовые беспорядки. Нестыковка в том, что О. Бабанов является лидером предвыборной гонки, и организовывать переворот, когда он вот-вот придет к власти совершенно легальным путем, бессмысленно. Фактически арест К. Исаева может являться предупреждением О. Бабанову, которого действующие власти видеть новым президентом не хотят.

При таком развитии событий избирательная кампания может перерасти в политический кризис. Между тем, по оценкам экспертов, такой вариант развития событий негативно скажется на признании легитимности выборов как внутри страны, так и за рубежом, что неизбежно ослабит позиции нового президента и правительства. России же очередной внутриполитический кризис в Киргизии грозит массовым наплывом мигрантов и необходимостью урегулировать ситуацию в государстве-члене ОДКБ и ЕАЭС. И такая перспектива Москву совершенно не радует.

Сергей Васильев
специально для «Столетия», 12 октября 2017

законы и конституция, геополитика и территории, идеология и власть, русский мир, революции и перевороты, партии и депутаты, бл_восток и магриб, общество и население, снг и сг, версии и прогнозы, факты и свидетели, нравы и мораль, выборы и референдум, внешняя политика и мид, кланы, демократия, репрессии и цензура, средняя азия, мнения и аналитика, казахстан, политтехнологии, бывший ссср, заговоры и конспирология, союзники, тс, путин, правители, политика и политики, еаэс, диктатура и тоталитаризм, современность, киргизия, дискуссии, исламизм и ваххабизм, диссида и оппозиция, кризис, одкб, коррупция и бюрократия, россия

Previous post Next post
Up