Ещё психология терроризма
здесь и
здесь От бомбистки Наташи до «шахидки» Вари
Что роднит русских террористов вековой давности и сегодняшнюю «образованщину» / Взгляд
Недавняя история о том, как умница, золотая медалистка, студентка философского факультета МГУ Варвара Караулова была охмурена и завербована исламскими экстремистами-террористами и уже почти добралась до места террора, где должна была быть использована как пушечное, читай пластидное, мясо, взбудоражила общественность: насколько легко можно, оказывается, сознание молодого (любого?) человека переформатировать, запудрить мозги духовной человеконенавистнической отравой, сделать из него потенциального или реального убийцу десятков людей.
©Ещё терроризм и интеллигенция
здесь и
здесь Варвара Караулова
Однако если посмотреть на времена столетней давности, на страшный террор, в который впала русская интеллигенция, то начинаешь понимать, что работают какие-то мировые константы, что человек мало меняется или вообще не меняется, и что поле битвы добра и зла в каждом поколении остается тем же - это сердца, души, умы.
Сто лет прошло, что изменилось? И нам назидание: подумать только - Россия была мировым рекордсменом по политическому терроризму.
Спрашивают: чем отличается Александр Ульянов от своего младшего брата Владимира Ульянова? И отвечают: Александр, один из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли», повешенный в Шлиссельбургской крепости в 1887 г. за подготовку покушения на российского императора Александра III, «по факту», был менее кровожаден.
Тут усматривается вектор развития...
* * *
Рассказывают удивительную, но и по-своему характерную историю.
В Рязани есть место, олицетворяющее «всю глубину страшного и загадочного эксперимента, поставленного над русской интеллигенцией в XX веке». Это Наташин парк - называемый, по мнению многих, не в честь женщины, которая пекла вкусные пироги для горожан, а в честь Натальи Климовой, террористки из радикального крыла эсеров-максималистов.
Наташа выросла в хорошей семье. Отец был адвокатом, членом Государственного Совета от Рязанской губернии, мать - известным врачом. Н. Климова, выпускница женской гимназии, поступила в элитный столичный вуз и познакомилась с революционерами. В ее жизнь вошли не только чтения запрещенных брошюр, но и подпольные лаборатории со взрывчаткой. Ее любовником стал главарь знаменитой Боевой организации эсеров-бомбистов по кличке Медведь.
Наталья Климова
Арестовали Наталью за знаменитое покушение на Столыпина, во время которого пострадало свыше ста человек, в большинстве - простых людей, сидевших в приемной, съехавшихся со своими бедами со всей России. Женщины, дети, старики - в них пришелся чудовищный заряд, части тел «разлетелись по всей округе».
Если всматриваться в лицо Натальи Климовой и многих других бомбистов, возникает вопрос: откуда же в них столько жестокости?
Некоторые аналитики полагают: секрет в том, что мозг человека - особенно образованного, то есть способного воспринимать «печатный канал информации», - легко поддается «перепайке» и манипулированию.
Когда террористы бросили «адскую машинку» в карету Великого князя Сергея Александровича Романова и его разорвало на куски, московская профессура на глазах у студентов острила: «Его Высочество пораскинули мозгами». Смешно, не правда ли? Смеявшиеся и тогда считались «передовыми умами эпохи». И сейчас - только многократно усиленный современными СМИ - подобный смех поставлен во главу угла бытия современного русского человека. Нажмешь на кнопку телеящика, и обязательно попадешь - там иль сям - то ль на КВН, возведенный, похоже, чуть ли не в ранг государственной информационно-развлекательной доктрины, то ль на «Аншлаг», «Комеди-клаб», «Уральские пельмени», «6 кадров» и т.п. (качество этих передач не обсуждаем, оно разное).
Большинство российских террористок-смертниц были образованными и культурными девушками. Это был воистину «ИГИЛ того времени», у них из сознания было умело удалено табу на убийство детей, простых граждан. И всякий взрыв бомбы уносил жизни немалого числа людей, случайно или по служебной необходимости находившихся рядом с «объектом покушения».
Точно замечено: русская интеллигенция в начале XX века нарушила табу на жестокость и насилие. Либералы читали в газетах сообщения о политических убийствах высших чиновников Империи - и аплодировали. Уроженец Харькова, известный террорист и писатель Борис Савинков, был вхож в лучшие салоны, дружил с писательницей Зинаидой Гиппиус, был героем литературной хроники.
Пишут, что на даче Столыпина при взрыве 27 человек погибло сразу, еще 33 - тяжело ранено, многие потом скончались. Взрыв изувечил двенадцатилетнюю дочь премьер-министра и трехлетнего сына.
И что вы думаете! «Девушка с лицом ангела» была поднята русской интеллигенцией на щит «борца с режимом». «Страдалице режима» Климовой организовали побег за границу, где она как «героиня нашего времени» давала интервью прессе, выступала публично, активно посещала эмигрантские кружки.
Читать об этом жутко, словно в зеркале тут видны восторги нынешней псевдолиберальной интеллигенции.
Про «бумеранг» тоже верно сказано: пройдет совсем немного лет, и русская интеллигенция, нарушившая табу на жестокость, с лихвой хлебнет горькую чашу, а кто выпустил кровавого джинна из бутылки - сами умоются кровью.
Правота, на мой взгляд, на стороне тех, кто говорит о судьбе Натальи Климовой, девушки их приличной семьи, с открытым и даже милым лицом, в контексте технологий обработки сознания, «перепрошивки образованных мозгов». И это в самом деле сектантские техники обработки сознания и души, известные нам теперь, скажем, и по Украине, которую давно называют «полигоном для сект». В самом деле: вдруг светлая девушка «начинает бормотать бессмысленную абракадабру, и с улыбкой идет убивать детей и стариков, а потом поет за решеткой “Интернационал”».
Многие и сегодня, увы, утверждают, что «наташи климовы» (а также «саши ульяновы», «иваны каляевы», «степаны халтурины» и другие) встали на путь борьбы с существововшим политическим режимом вынужденно, не имея возможности других способов борьбы, что никакой «перепайки» мозгов у них не было и быть в то время не могло, что это были люди с осмысленным поведением, тяготевшие к «европейской системе ценностей», для них достоинство личности было главной и безусловной ценностью, а были они людьми, в большинстве своем совестливыми и нравственными. Тогда как «царский режим», с которым они боролись, был, по их убеждению, в высшей степени аморальным и безнравственным, что, кстати, якобы роднит его с нынешним политическим режимом.
Егор Друм пишет в Фейсбуке по этому поводу: «Оценка ситуации с позиций “совестливые и нравственные эльфийские силы Добра” против “аморального и безнравственного Зла” - это и есть та самая картинка, которую рисуют неофитам. Это не экспертная аргументация. Это жречество. Следующий шаг после такого - объяснить, что лучший способ избавить мир от Зла - надеть (и одеть на кого-то - М.С.) пояс шахида. Но если вы были столь совестливыми - зачем взорвали сто стариков, женщин и детей? Неужели Вы оправдываете их поступок?»
«Русский террор» рубежа XIX-XXI вв. должен бы заставить задуматься сегодня тех, кто считает идеологический террор исключительно порождением ислама. Антон Сумин, который напомнил нам про страшную историю Наташи Климовой, пишет в Фейсбуке: «Образ “русского террориста” в контексте мировой литературы того времени - очень интересный вопрос. И парадоксальней всего то, что “русского террора” не было. Вот география террора в начале века: Прибалтика, Польша, Финляндия, Кавказ... Ну и две столицы - Москва и Питер. (Не следует забывать и Харьков - М.С.) Еще очень сильно “зажигал” Урал, но там особая история - старообрядцы. Все купеческие династии, финансировавшие террор, со старообрядческими корнями. Россию эти ребята ненавидели, царь был для них “черт с рогами“, любой урядник - это бес, на кол его и в прорубь. Немудрено, что царскую семью было решено расстрелять именно в центре старообрядческого движения». Между прочим, следует помнить также, что семья человека, снесшего Ипатьевский дом, то есть место убиения царственных страстотерпцев, тоже имеет старобрядческие корни.
Н. Климова успеет побывать подругой Б. Савинкова, выйти в парижской эмиграции замуж за бежавшего в 1911 г. с Читинской каторги эсера Ивана Столярова, родить троих дочерей, порывалась после революции вернуться в Россию, но заболела «испанкой» (гриппом) и скончалась вместе с младшей дочерью в 1918 г.
Время раскололось сто лет назад, но, увы, не срослось до сих пор.
Нам всем есть над чем работать. В первую очередь - над собой.
_______
Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 - 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».
Матвей Славко
специально для «Столетия», 11 августа 2016Из комментариев...
Савва пишет: - Хитро оставлено за бортом сумбурного анализа принципиальное отличие: русские террористы атаковали неправильную, по их мнению, власть, чтобы улучшить жизнь народа, даиш-террористы атакуют неправильных мирных людей (неправильные народы), чтобы покорить их или очистить от них жизненное пространство для себя и своих единомышленников.
Костя пишет: - Под свои либерастические убеждения автор ловко подтасовывает факты, ставя на одну доску эсэров и игиловцев: ЦЕЛЬ (и соответственно направленность действий) у эсэров и у игиловцев ПРИНЦИПИАЛЬНО разные. Впрочем, автор следует давно наметившемуся растиражированному либеральными СМИ методу: отожествлять тактику революционеров, боровшихся с ненавистным народу самодержавием, с действиями исламских экстремистов.
Алина пишет: - "Большинство российских террористок-смертниц были образованными и культурными девушками"... Прочла я эти строки и ужаснулась... Мне трудно представить, чтобы на такое была способна крестьянская "некультурная и необразованная" девушка... Почему так происходило (и происходит по сей день)? Зачем убивать людей? Неужели так просто вбить в голову "образованным и культурным" девушками идею необходимости убивать кого-то?.. Очень похоже на зомбирование...
Одесский пишет: - "то начинаешь понимать, что работают какие-то мировые константы, что человек мало меняется или вообще не меняется" - единственная мысль более менее здравая. Эти мировые константы называются законами природы. Всё это нытьё про какие-то жертвы - это ни о чём. Природа смотрит на нас холодными глазами и злобно скалится, если человеки начинают нарушать её законы. Законы, которые установила природа. Природа установила, например, что человек - это социальное животное, которое должно жить в стае. А когда идеология либерализма провозгласила примат интересов одной особи над интересами стаи, то Природа усмехнулась. "Педерасты и лесбиянки" - говорите. - "Ха!" И популяции, живущие по придуманным либеральным законам начинают необъяснимым образом вымирать, а их ареал обитания начинают захватывать особи других видов, живущих по законам установленным Природой. Что мы и видим на примере Запада. А разнообразные социологи и другие обществоведы, придумывают закономерность, что сокращение рождаемости, это от достатка и комфорта.Не буду спорить. Но, тогда получается, что достаток и комфорт смертельно опасен для выживания популяции. Это для начала...
Термин "терроризм" слишком часто и не по назначению используется, и уже перестал пугать.
Неравнодушный пишет: - Автор преследует благую цель - осудить террор,но в силу своего отношения к царской семьи отходит от объективной оценки исторических событий, движений. Для него существует идеальная царская семья, олицетворяющая самодержавие и плохие народники и старообрядцы,таким путем становится на путь пропагандиста,а не беспристрастного исследователя. Он не анализирует причинно-следственные связи терроризма. По тому как сравнивая революционную деятельность братьев Ульяновых он как бы оправдывает Александра:"Спрашивают: чем отличается Александр Ульянов от своего младшего брата Владимира Ульянова? И отвечают: Александр, один из организаторов и руководителей террористической фракции «Народной воли», повешенный в Шлиссельбургской крепости в 1887 г. за подготовку покушения на российского императора Александра III, «по факту», был менее кровожаден.
Тут усматривается вектор развития"... Каков вектор развития? Усиления кровожадности борцов против самодержавия? Автор не хочет видеть в народниках и Ленине продукт развития политической мысли, развитие науки,да науки предлагающей революционную теорию. Передовые умы начали понимать смена царя не ведет к цели улучшения состояния народа, необходима смена политической смены либо мирным путем, либо революционным. Ленин был сторонником второго пути, но это не говорило о его кровожадности. А разве царь был менее кровожаден чем революционеры, когда давал разрешение на внесудебные расстрелы восставших, протестующих? И, к статьи, октябрьская революция обошлась бескровно. Да, последствия были ужасающими,но не по вине большевиков. Они ответили красным террором на белый террор.Читайте Деникина. Но даже если не было бы октябрьской революции (переворота), гражданская война за власть была неминуема. Доказательством является карниловский мятеж при временном правительстве и раскол армии на различные сферы влияния. Автор хочет,видимо, сказать свое слово в современной политологии,вводя в оборот смысл: "Большинство российских террористок-смертниц были образованными и культурными девушками. Это был воистину «ИГИЛ того времени». Автор здесь проявляет политическую близорукость. ИИГИЛ-радикальный ислам доведенный до абсолютизма: призыву ко всем мусульманам к борьбе за создание исламского халифата. Это религиозная война. Что, российские террористы вели религиозную борьбу? И о образованности террористов в царской России. Да это были образованные люди зачастую выходцы из разночинцев, амбициозные со своими взглядами на политику,не всегда бесспорными.Круг интересов образованных людей всегда шире. они более активно участвуют в общественной жизни. Автор осуждает реакцию некоторой части профессуры на террор. И я его поддерживаю. Но почему автор не задается вопросом, чем вызвана их реакция? Может быть не все идеально в российском государстве? О современных отличницах скажу,они продукт политики государства до сих пор не определившиеся с идеологией государства. О том как трансформируется сознание человека,какое противоречие оно претерпевает приведу пример из жизни Энгельса:
"Спустись, о Божий сын, Христос,
Я жду тебя в юдоли слез,
О, унеси все беды!
Позже впитанная в детстве вера вступила в противоречие со все более усваиваемыми рационалистическими принципами. Он пишет Греберам через два года: «Я молюсь ежедневно, даже почти целый день об истине; я стал так поступать с тех пор, как начал сомневаться, и все-таки я не могу вернуться к вашей вере; а между тем, написано: просите и дастся вам. У меня выступают слезы на глазах, когда я пишу это, я весь охвачен волнением, но я чувствую, что не погибну; я вернусь к Богу, к которому стремится все мое сердце».
Лесник - Неравнодушному пишет: - Ваш анализ проблемы наиболее целостен и близок к истине. Несколько отдаляет от истины Ваше утверждение, что русские террористы не вели религиозной войны. Увы, атеизм - религия и очень злобная религия. Западный, даже протестантский вектор, инициированный Петром 1-ым, породил инволюцию православной духовности, воспринимаемое либералами-западниками легко и просто, и закономерно оформилось атеизмом. Я не знаю ни одного русского террориста воцерковлённого православного. Образованная часть русского общества, веру в Христа имеющая, террором не занималась, однако. Приведённые Вами сведения о молитве Энгельса очень интересны.
КВЕ пишет: - "...Некоторые аналитики полагают: секрет в том, что мозг человека - особенно образованного, то есть способного воспринимать «печатный канал информации», - легко поддается «перепайке» и манипулированию..." Так вот, оказывается, где кроются причины уничтожения советской школы образования и, как следствие, дебилизации молодежи!
Anton пишет: - //«наташи климовы» (а также «саши ульяновы», «иваны каляевы», «степаны халтурины» и другие) встали на путь борьбы с существововшим политическим режимом вынужденно, не имея возможности других способов борьбы// - а что в царской России были легальные пути политической борьбы? Ну вот народники предприняли хождение в народ. Царизм ответил на это репрессиями, т.е. насилием. А насилие порождает насилие. Око за око.
//никакой «перепайки» мозгов у них не было и быть в то время не могло// - «перепайка мозгов» слишком конспирологическое выражение. Все было намного проще. Безусловно было влияние различных идей и идеологий. Их было огромное количество - от крайне материалистического марксизма до религиозно-мистического богоискательства и богостроительства. И каждый человек свободно выбирал, что ему по душе. Никакой целенаправленной "перепайки" не было. Была здоровая конкуренция идей.
//это были люди с осмысленным поведением// - и это действительно так. Почти все судебные процессы (кроме скорострельных столыпинских судов) включали в себя и психиатрическое обследование, которое почти всегда подтверждало психическое здоровье подсудимых.
//тяготевшие к «европейской системе ценностей»// - а вот это далеко не всегда было так. Наряду с западными политическими учениями (социализм, марксизм) было и истинно русское народничество, из которого вышла чисто русская организация "Народная воля" и которому наследовали эсеры, прославившиеся своим террором.
//для них достоинство личности было главной и безусловной ценностью// - да, унижения они боялись больше, чем смерти. Об этом говорят многочисленные случаи самоубийств политических заключенных в знак протеста против применения к ним телесных наказаний. Последним был Егор Созонов (он убил Плеве). Он принял яд в 1910 году, хотя официально телесные наказания были отменены в 1904 году. И вот другой пример - Марию Спиридонову изнасиловали в тюрьме жандармы. Эсеровские боевики нашли и убили насильников. Партия потратила время и средства на рядовых жандармов, но защитила достоинство личности.
//были они людьми, в большинстве своем совестливыми и нравственными// - то что у них была своя мораль - это факт. В книге Савинкова "Конь бледный" хорошо показаны духовно-нравственные метания людей разного происхождения, ставших на путь террора. Они понимают, убийство при всех условиях остается убийством. Единственное, что может его до некоторой степени, если не оправдать, то субъективно искупить, это принесение при этом в жертву своей собственной жизни. С морально-философской точки зрения акт убийства должен быть одновременно и актом самопожертвования. Поэтому если террорист не гибнет при исполнении, то он не делает попыток скрыться. А у женщин-терроросток жертвенные мотивы прослеживаются особенно отчетливо. Например, член БО Мария Беневская, верующая христианка, изготовлявшая бомбы и пострадавшая при случайном взрыве; она находила оправдание своей деятельности скорее в Библии, нежели в партийных программах, Евстолия Рогожинникова, застрелившая начальника Главного тюремного управления А.М. Максимовского, писала перед казнью, что она вступила на путь терроризма из чувства долга и любви к людям. В мемуарах Веры Фигнер есть блистательный по своей откровенности пассаж, многое объясняющий в психологии и логике не только террористов, но и революционеров вообще:
"Повышенная чувствительность к тяжести политической и экономической обстановки затушевывала личное, и индивидуальная жизнь была такой несоизмеримо малой величиной в сравнении с жизнью народа, со всеми ее тяготами для него, что как-то не думалось о своем"
Т.е. для народовольцев просто не существовало проблемы абсолютной ценности жизни. Ни своей, ни чужой. Достоинство личности было ценнее.
//Большинство российских террористок-смертниц были образованными и культурными девушками// - они при этом еще и в большинстве своем были из знатных и богатых семей. Но тут надо вспомнить о положении женщин в царской России. Женщина в то время была чем-то вроде мебели. Фактически, собственностью мужчины. Даже дворянки-помещицы не могли голосовать и избираться ни в какие выборные органы. Женщинам был затруднен доступ к высшему образованию. Они не могли получать классные чины и государственные награды. А еще женщинам было запрещено вести бизнес. И если вдова наследовала от своего мужа купца (только если у него не было сыновей или зятьев) какое-нибудь предприятие, то управлять им ей приходилось через подставных лиц. Было много других барьеров. Образованные женщины чувствовали этот "стеклянный потолок" острее всех. Поэтому их было большинство в освободительном движении.
//Женщины, дети, старики - в них пришелся чудовищный заряд, части тел «разлетелись по всей округе»// - а все потому что излишне ретивый полицейский чин не пропустил бомбиста к Столыпину. Якобы нашел несоответствие в его полицейской форме. В итоге взрыв произошел в приемной, где было много людей, а находившийся в соседней комнате Столыпин не пострадал. Но если бы полицейский чин не проявил рвения, то погибли бы террорист и Столыпин, а женщины, дети, старики в приемной остались бы живы. По факту именно полицейский увеличил число жертв теракта в десятки раз.
//Это был воистину «ИГИЛ того времени»// - такие сравнения направлены на то, чтобы опорочить российское освободительное движение конца 19 - начала 20 веков. Но общее у них только одно - теракты. В остальном все различно:
1. Цели. Как выше было сказано, целью русских террористов были чиновники и офицеры, т.е. люди обличенные властью, окруженные охраной, и сами совершавшие репрессии против различных слоев народа. Цели исламских террористов - это простые случайные люди, не имеющие отношение ни к госаппарату, ни к силовым органам. Вспомним теракты в России - захваты больницы, концертного зала, школы, взрывы жилых домов, самолетов, метро, аэропорта, автобуса. В Европе тоже самое. Исламские террористы не атакуют полицейские участки, военные базы, резиденции президентов и министров, дворцы олигархов. Слово "террор" в переводе означает "страх". Кого хотели напугать русские террористы в царской России? Царских чиновников и офицеров. И таки напугали. А кого хотят напугать террором исламисты? Простых людей, т.к. чиновники и олигархи не ездят в метро и не живут в панельных хрущевках.
2. Вера. Исламские террористы - верующие. Они верят в загробную жизнь, которая будет лучше земной. Поэтому они не боятся смерти. Среди русских террористов конечно тоже были люди с мистическим сознанием, которые могли верить во что угодно - в социализм, в коммунизм. Но уж точно они не верили в загробную жизнь. Они точно знали, что жизнь одна и другой не будет. Поэтому их самопожертвование вызывает сочувствие и уважение, в отличии от самопожертвования исламистов.
3. Социальное происхождение. Как уже было сказано, в российском освободительном движении преобладали люди из высших слоев общества. Они могли запросто устроиться в системе царской России, но вместо этого они смело шли на смерть, на каторгу, в тюрьму. Исламские террористы-смертники это люди из низших слоев. Ни один сын арабского шейха или эмира не станет шахидом. А бедные люди идут на это зачастую от безысходности.
4. Роль женщин. В российском освободительном движении 1/3 участников были женщины. Выполняли они в основном организационные функции. А если участвовали в терактах, то бомбы не кидали, т.к. для этого нужна была физическая сила, в основном стреляли из пистолетов. У ИГИЛ все исполнители - мужчины. Женщины-шахидки это изобретение наших террористов на Кавказе. Т.к. в ортодоксальном исламе женщина - неполноценный человек, и не имеет право принимать участие во многих важных делах, в т.ч. и в войне за веру. Варвара Караулова ехала в ИГИЛ, чтобы стать третьей-четвертой женой какого-нибудь полевого командира, а не взрываться.
История и причины русского терроризма намного глубже и сложнее. И конспирологией в виде "перепайки мозгов" не объясняются. Царизм сам порождал себе врагов даже среди привилегированных слоев населения, которые от него материально зависели. Для тех кто хочет сам разобраться в этом, есть книга Б. Савинкова "Конь бледный". С научной точки зрения эту тему освещает О. Будницкий в своей книге "Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.)". Хорошую статью про Наталью Климову написал Варлам Шаламов (
https://shalamov.ru/library/5/22.html). Вот это надо читать, а не успокаивать себя "перепайкой мозгов".
_______
mamlas пишет: - Народный-то террор будет пострашнее и пожесточее интеллигентского... Бунт называется. Скорее, интеллигентский террор либо питается от народного, либо берёт традицию от него и является малым подобием его. Народный террор - это следствие, а не причина жестокости, реакция на неё. Оппонентом у народа являются элиты, режим, власть. Один террор народ поддерживает, другой - резко отторгает. Потому и сразу видно различие между террорами эсеров и исламистов - первый опирался на народные позывы и от его имени, второй сегодня направлен против народа(ов) и является давлением на него. Это ещё надо выяснять, каков был вектор террора-причины и откуда он был направлен... Окажется, что и не бомбисты виноваты, а те, кого они бомбят! Получается, для террора и его причин образование - не стимул.